Кафедра электродвижения и автоматики судов
Заведующий кафедрой Романовский Виктор Викторович д.т.н., профессор тел.: 321-36-79 доп.25 E-mail: romanovskiyvv@gumrf.ru Кафедра: 21 линия В.О., 9а тел.: (812)321-36-79 доп. 25 E-mail: kaf_edas@gumrf.ru |
Историческая справка
Кафедра "Электродвижение судов" была создана в 1950 году по инициативе заслуженного деятеля науки и техники, доктора технических наук, профессора Владимира Ивановича Полонского, который в течение 15 лет возглавлял ее и был основным научным руководителем. В 1956 году кафедра объединилась с кафедрой электрических машин, а в 1988 году преобразовалась в кафедру "Электродвижение и автоматика судов" (ЭДАС).
С первых лет образования кафедры она заняла ведущее место в научно-исследовательской работе высшего учебного заведения и одно из основных в специальной, профилирующей подготовке выпускников инженеров-электромехаников. В 1979 году при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория (ОНИЛ) "Электродвижение судов". Численность членов кафедры, включая научных работников, была около 50 человек и вся работа научная, методическая и учебная сводилась к одной цели – дать флоту профессионально подготовленного специалиста.
На кафедре проводились работы по исследованию ГЭУ практически всех электроходов страны. Заслугой кафедры и ОНИЛ являются разработки предложений по новым перспективным схемам ГЭУ. Принятые к созданию промышленностью схемы ГЭУ двойного рода тока атомных ледоколов впервые исследовались на кафедре. Сотрудники кафедры проводили и проводят большую работу по совершенствованию Правил Российского морского Регистра судоходства, разработке различного рода средств автоматики и другие.
Совершенствовался учебный процесс, изменялась номенклатура дисциплин, учебные планы и программы. В 70-х годах на кафедру стали приходить выпускники первых выпусков, прошедших большую жизненную школу на судах и предприятиях морского флота, имеющие рабочие дипломы I и II разряда. С приходом таких специалистов, их дальнейшее обучение в аспирантуре, защита диссертаций способствовали совершенствованию учебного процесса.
Развитие научной работы, также способствовало улучшению качества учебного процесса.
Преподаватели кафедры участвуют в организации и проведении курсов повышения квалификации инженеров – механиков и электромехаников.
После В.И. Полонского кафедру возглавляли: д.т.н., профессор Хайкин А.Б.; к.т.н., доцент Панов В.А.; д.т.н., профессор Жадобин Н.Е.; к.т.н., доцент Крылов А.П. В настоящее время руководит кафедрой д.т.н., профессор Романовский В.В.
Преподаваемые дисциплины
Кафедра обеспечивает учебный процесс на факультете Судовой энергетики и заочном факультете по дисциплинам:
- Судовые электрические машины;
- Судовая электроника и силовая преобразовательная техника;
- Основы судового электропривода;
- Судовые автоматизированные электроприводы;
- Элементы и функциональные устройства судовой автоматики;
- Теория автоматического управления;
- Системы управления энергетическими процессами;
- Автоматизированные гребные электрические установки;
- Техническое обеспечение безопасности судов;
- Дисциплины по выбору.
Все лаборатории кафедры оснащены современным судовым электрооборудованием и приборами, что обеспечивает высокое качество проведения учебных и учебно-исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования.
Кафедра выпускает специалистов по следующей специальности:
26.05.07 - Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы
Фото | ФИО, должность, ученая степень, ученое звание | Направление подготовки специальность по образованию, общий стаж работы, в т.ч. научно-педагогический | Преподаваемые дисциплины | Сведения о повышении квалификации |
Романовский Виктор Викторович, заведующий кафедрой Электродвижения и автоматики судов, д.т.н., ученое звание профессор | Инженер-электромеханик 52 года / 52 года | 1. Гребные электрические установки | Курсы повышения квалификации по программе «Создание электронного курса в системе дистанционного обучения "Фарватер», уд.98202100121, 2021 год, ГУМРФ | |
Шняк Борис Владимирович, профессор кафедры Электродвижения и автоматики судов, к.т.н., ученое звание доцент | Инженер-электромеханик 50 лет / 50 лет | 1. Судовая электроника и силовая преобразовательная техника | Курсы повышения квалификации по программе «Основные вопросы , касающиеся инфекции COVID-19», уд.780400059533, 2020 год, ГУМРФ | |
Иванов Владимир Сергеевич, профессор кафедры Электродвижения и автоматики судов, к.т.н., ученое звание доцент | Инженер-электромеханик 44 года / 44 года | 1. Судовые электроприводы | Курсы повышения квалификации по программе "Основные вопросы, касающиеся инфекции COVID-19, 2020 год, уд.784000059536, ГУМРФ | |
Лебедев Анатолий Иванович, доцент кафедры Электродвижения и автоматики судов, к.т.н., ученое звание доцент | Инженер-электромеханик 20 лет / 20 лет | 1. Теория электропривода 2. Судовые электрические машины | Курсы повышения квалификации по программе «Основные вопросы, касающиеся инфекции COVID 19», 2020 год,уд. 780400059535 ГУМРФ | |
Никифоров Борис Владимирович, профессор кафедры Электродвижения и автоматики судов, д.т.н., ученое звание доцент | 50 лет / 50 лет | 1.Элементы и функциональные устройства автоматики | Курсы повышения квалификации по программе "Создание электронного курса в системе дистанционного обучения "Фарватер", уд.98202100120 | |
Богословский Андрей Леонидович, старший преподаватель кафедры Электродвижения и автоматики судов, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствует | Инженер-электромеханик 28 лет / 28 лет | 1. Гребные электрические установки 2. Судовые электроприводы | Курсы повышения квалификации по программе «Основные вопросы, касающиеся инфекции COVID-19», 2020 год, уд. 780400059537,ГУМРФ | |
Куракин Виктор Николаевич, доцент кафедры Электродвижения и автоматики судов, к.т.н., ученое звание старший научный сотрудник | Инженер-электромеханик 57 лет / 57 лет | 1. Гребные электрические установки 2. Электрооборудование морских комплексов | Курсы повышения квалификации по программе "Основные вопросы, касающиеся инфекции COVID-19, 2020 год, уд.784000059534, ГУМРФ |
Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе
Фото | ФИО, должность |
Преподаваемые дисциплины | Основное место работы |
Куракин Виктор Николаевич, доцент, к.т.н., ст.н.с. | 1. Автоматизированные гребные электрические установки 2. Электрооборудование морских комплексов |
Партнер компании Siemens | |
Богословский Андрей Леонидович, старший преподаватель | 1. Гребные электрические установки 2. Судовой электропривод |
Партнер компании Columbia Shipmanagement (Saint-Petersburg) Ltd. |
Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе
Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы | |||||
Всего чел. | С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины | С учёными степенями и званиями | |||
чел. | % | чел. | % | ||
11 | 11 | 100 | 9 | 82 |
Сведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА кафедры ЭДАС
В научно-исследовательской работе принимают участие практически все преподаватели, лаборанты и привлекаемые к НИР курсанты.
В числе первых научных руководителей были д.т.н., профессор Хайкин А.Б.; д.т.н., профессор Полонский В.И.; к.т.н., профессор Куропаткин П.В. На кафедре постоянно разрабатывались темы, связанные с ГЭУ, включая проблемы их комплексной автоматизации и судовой автоматики. В конце 20-го века основными исполнителями, а потом руководителями научно-исследовательских тем стали д.т.н., профессора Жадобин Н.Е., Романовский В.В.; профессора Ягодкин В.Я., Сюбаев М.А. В год выполнялись по 10-15 тем, большинство из которых имели непосредственное внедрение на суда пароходств и администраций портов. Большое внимание уделялось разработкам, внедряемым на атомных ледоколах.
Результаты НИР ежегодно докладываются на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава и курсантов, публикуются в журналах, сборниках и монографиях. Кафедра активно участвуют в научно-технических выставках. По результатам НИР были защищены более 20 кандидатских и 8 докторских диссертаций, получено более 80 авторских свидетельств и патентов, более 20 медалей и почетных дипломов различных отечественных и международных выставок.
Основной научно-технический потенциал кафедры сохраняется , в настоящее время кафедра продолжает успешно работать с Российским морским Регистром судоходства, Морской администрацией порта Санкт-Петербург, другими организациями эксплуатирующими морские и речные суда.