Полному освобождению Ленинграда от фашистской блок
Полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады посвящается. Часть I
Предвестник полного снятия блокады Ленинграда
Ленинградско-Новгородская операция (14 января — 1 марта 1944 года) — стратегическая наступательная операция советских войск Ленинградского (генерал армии Л.А. Говоров), Волховского (генерал армии К.А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М.М. Попов) фронтов, осуществлённая во взаимодействии с Балтийским флотом (адмирал В.Ф. Трибуц) и авиацией дальнего действия (маршал авиации А.Е. Голованов).
Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция состояла из трех этапов:
- 1-й этап - с 14 января по 30 января;
- 2-й этап - с 31 января по 15 февраля;
- 3-й этап - с 16 февраля по 1 марта.
Советские войска, участвовавшие в операции, превосходили противника по пехоте в 1,7 раза, орудиям и ми¬но¬мё¬там – в 2, тан¬кам и САУ – в 4,1, бое¬вым самолётам – в 3,7 раза.
Генерал армии Генерал армии
Л.А. Говоров М.М. Попов
Генерал Армии
К.А. Мерецков
Адмирал Маршал авиации
В.Ф. Трибуц А.Е. Голованов
В 1943 году в результате ряда операций советские войска, прорвав блокаду, захватили инициативу на северо-западном направлении, но не сумели полностью освободить Ленинград от вражеской осады.
Осенью 1943 года, после победы в Курской битве, Ставка ВГК наметила ряд крупных стратегических наступательных операций с целью полного освобождения советской территории. В том числе планировалось крупномасштабное наступление на Северо-Западном направлении с целью разгрома немецкой группы армией «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области.
В свою очередь А. Гитлер приказал группе армий «Север» продолжить блокаду Ленинграда. Кроме того, А. Гитлер считал, что у советских войск не было достаточно сил для крупномасштабной операции под Ленинградом, а командующий 18-й армией Г. Линдеман заверил его, что войска смогут отразить новое советское наступление.
В начале сентября 1943 года военные советы Ленинградского и Волховского фронтов начали разработку планов крупномасштабного совместного наступления, которые были представлены на совещаниях в Ставке ВГК 9 и 14 сентября 1943 года.
Согласно предложениям Военного совета Ленинградского фронта, главный удар должен был быть нанесён 42-й армией из района Пулково и Приморской оперативной группы с Ораниенбаумского плацдарма в общем направлении на Красное Село, где предполагалось соединиться и образовать общий фронт. В дальнейшем, после перехода в наступление 67-й армии, планировалось освободить Красногвардейск и продолжить наступление в направлениях на Лугу и Кингисепп.
Военный совет Волховского фронта планировал нанести главный удар из района Новгорода в направлении Луги, где планировалось соединиться с войсками Ленинградского фронта и, таким образом, окружить основные силы 18-й армии. В дальнейшем - развивать наступление на Псков и Остров.
По разведывательной информации, осенью 1943 года немецкие войска 18-й армии готовились к отступлению на новые оборонительные рубежи. С учетом возможного развития событий, были разработаны два плана наступления. Согласно первому варианту под условным наименованием «Нева-1» советские войска под Ленинградом должны были постоянно прощупывать оборону противника, активно вести разведку и немедленно начать преследование противника в случае его отхода. Второй вариант плана, «Нева-2», был разработан с учётом того, что немецкие войска продолжат удерживать свои позиции.
В конце 1943 года, когда стало окончательно ясно, что реализовать масштабный план окружения группы армий «Север» не получилось, советское командование приняло решение нанести главный удар на Северо-Западном направлении под Ленинградом, тем более что план наступления Ленинградского и Волховского фронтов был давно разработан, а войска планомерно готовились к его осуществлению.
Советское командование рассчитывало, что ликвидация блокады Ленинграда окончательно изменит положение на прибалтийском направлении в пользу советских войск.
Продолжение следует.
Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы