Андрей Афонин: профессия гидрографа будет востребо
Андрей Афонин: профессия гидрографа будет востребована всегда!
Более сорока лет декан Арктического факультета, к. т. н. Андрей Афонин посвятил вузу. Сначала была учеба, затем - непосредственно работа. Обо всем по порядку Андрей Борисович рассказал в интервью газете «Макаровский вестник» (май 2024 г.).
– Андрей Борисович, почему вы выбрали «Макаровку»?
– Вообще-то, сначала я хотел поступать в военно-морское училище, потому что влюбился в море, мы с родителями неоднократно ездили в Крым летом. Именно там Черное море произвело на меня фантастическое впечатление. Насчет военного училища меня отговорили родители, и тогда я задумался, куда пойти учиться. Листая справочник «Вузы Ленинграда», узнал, что есть Ленинградское высшее морское инженерное училище имени адмирала С.О. Макарова, стал смотреть специальности, по которым осуществляется подготовка. Заинтересовался специальностью «гидрография», которая была очень хорошо представлена как готовящая специалистов для изучения рельефа дна океана: выпускник и курсант в известной степени является исследователем, а не исполнителем достаточно рутинных операций. И в 17 лет в 1977 году подал документы в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, в 1983-м окончил Арктический факультет, в этом же году поступил в аспирантуру. В 1987-м окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, тогда же стал ассистентом кафедры гидрографии, в 1991-м был переведен на должность доцента кафедры гидрографии.
В 1993 году по финансовым соображениям пришлось уволиться уже из Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова, которой стало наше училище после преобразования и переименования. А в 2006 году начальник академии Иван Костылев предложил мне занять должность начальника Арктического факультета (тогда мы назывались начальниками, а не деканами). И с тех пор до сегодняшнего дня я являюсь деканом Арктического факультета ГУМРФ.
– Интересно, каким вы были курсантом?
– Курсантом я считался хорошим. Учился на «четыре» и «пять», окончил с красным дипломом. Поскольку я был ленинградец, то в казарме жил только на первом курсе. В казарме у нас было очень жестко. Я, честно говоря, поступив на первый курс, не предполагал, что там будет казарменное положение, был, мягко говоря, удивлен, но со временем привык. Курсантская жизнь от студенческой отличалась тем, что были повышенные требования к дисциплине, распорядку дня, мы несли наряды, вахты, занимались уборкой помещений. Наряды по общежитию у нас назывались «экипаж». После первого года обучения казарменная жизнь и почти что воинская дисциплина вполне примирили меня с таким положением, а учитывая то, что предметы, как и сейчас, на Арктическом факультете достаточно интересные, учиться было несложно.
– Какие практики или экспедиции вам удалось посетить в годы учебы?
– Надо сказать, практики от училища имени С.О. Макарова были в то время замечательные. Училищу принадлежали пять производственных судов, и, начиная со второго курса, мы уходили на них на практику. После второго курса в 1978 году, когда мне уже исполнилось 18 лет, наша практика на учебно-производственном судне «Зенит» длилась полгода. Вернулись в ноябре, объехав практически пол-Европы. Мы побывали в Швеции, Германии, Италии, Греции, были в увольнении во всех портах, что для восемнадцатилетнего человека было эмоциональным потрясением, в хорошем смысле этого слова. Мы видели, как была организована служба на судах, несли вахты, выполняли работу нижних чинов на этом судне и в то же время посмотрели замечательные города. У нас была большая и красивая практика, потому что маршрут был уникальный. Мы вышли из Петербурга, зашли в Швецию, потом в Испанию, в страну Басков, это северо-запад Испании, и потом отправились через Атлантический океан. А порты у нас были такие, как Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес и Сантус. Эта незабываемая практика стала для нас в какой-то степени путешествием.
– Быстро летит время, вы уже около двадцати лет являетесь бессменным деканом факультета. За это время проведена огромная работа. Какие задачи в настоящее время стоят перед факультетом?
– Все наши усилия направлены на реализацию образовательного стандарта по подготовке гидрографов. Учебный процесс проходит в рамках трехуровневой системы. Первый – это бакалавриат (четыре года), второй – магистратура (два года), и третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура. Надо отметить, что программа подготовки гидрографов соответствует Международному квалификационному стандарту, разработанному Международной гидрографической организацией (IHO), Международной федерацией морских исследователей (FIG) и Международной картографической организацией (ICA). Диплом выпускника-гидрографа признается всеми предприятиями и организациями отрасли во всем мире. На факультете действует также научная школа «Гидрографическое обеспечение Северного морского пути».
– Для непосвященного человека не очень понятно, кто такой гидрограф, чем он занимается.
– Главная задача работы гидрографа – создание условий для безопасного судоходства на акваториях Мирового океана и на внутренних водных путях. Гидрограф, по моему мнению, должен быть прежде всего моряком, а также штурманом, исследователем. Гидрографы составляют морские навигационные карты и книги: лоции, «Огни и знаки». Лоции содержат не только подробное навигационное и гидрометеорологическое описание акваторий: цвет воды, соленость, направление ветров и т. д., но и содержат данные, например, об опасных морских животных.
Факультет наш естественнонаучный, а не сугубо технический. У нас много приложений: картография, геодезия, гидрография. Области, в которых гидрограф может применить свои знания: навигация, портовые изыскания, литодинамические явления в прибрежной зоне моря, освоение шельфовых зон, активизация и интенсификация мирового судоходства и так далее.
– Востребованы ли выпускники факультета и где особенно требуются специалисты-гидрографы?
– Выпускники-гидрографы востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшей и отдаленной перспективе. Практически все наши выпускники трудоустраиваются. Во-первых, в мире специалистов-гидрографов готовят не так много. Во-вторых, наша программа подготовки аккредитована Международной гидрографической организацией, и все знают, что мы готовим гидрографов не полгода или тридцать дней, как многие, не переучиваем судоводителей в гидрографы. У нас ведется полноценная профильная подготовка. Еще одним плюсом является история факультета. Всем в мире известно, что из «Макаровки» выходят высококлассные специалисты.
К слову, гидрографы получают неплохие зарплаты. Начинают молодые специалисты, примерно, с 60 тысяч. В море зарплаты раза в два выше. Самые оплачиваемые – так называемые фрилансеры, гидрографы высокого уровня, которые имеют хорошие рекомендации от известных в мире фирм. Это «высший пилотаж» гидрографии. Наших выпускников среди фрилансеров достаточно много. Работают они самостоятельно, чаще всего индивидуально. Понятно, что на подготовку к такому режиму работы уходит минимум 10 лет.
Факультет активно сотрудничает с ведущими организациями отрасли: ФГУП «Гидрографическое предприятие», АО «Фертоинг», ЗАО «РОМОНА», ЗАО «Форт XXI», ФКУ «280 Центральное картографическое производство ВМФ», Управление навигации и океанографии МО РФ, «Росморпорт», Администрация Северного морского пути, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, АО «Государственный навигационно-гидрографический институт», ФГБУ «Волго-Балт». Океанографическим судам ВМФ требуются специалисты. Туда в основном девушки идут. В крупной морской инженерной компании ООО «Фертоинг», например, 70 процентов наших выпускников. Но, в основном, выпускники идут работать туда, где они были на практике. Они поняли, что им там нравится, персонал хороший, работа интересная.
– Я слушаю вас и думаю, как привлекать абитуриентов?
– Мы значительное внимание уделяем профориентационной работе. У нас учатся около 50 процентов иногородних студентов. Как привлекаем? Первокурсников, отправляющихся на зимние каникулы, мы просим прийти в родную школу и повесить на стендах рекламные флаеры о нашем факультете. Хорошо работает «сарафанное радио». Многие, кто окончил вуз, рассказывают про нас своим сверстникам. Некоторые абитуриенты приходят по рекомендации родителей. Пытаемся максимальным образом объяснить всем, что это за профессии. Пока мы справляемся.
– Что можете сказать о современных студентах?
– Сейчас студенты живут совершенно в других условиях, нежели те, в которых жили мы, – и по организации внутреннего распорядка, и по организации учебного процесса. От студентов требуется больше мотивации к получению знаний и к овладению специальностью. Некоторые более мотивированы, некоторые мало мотивированы, и некоторые, их, правда, очень мало, поступают на наш факультет, не представляя, чем они будут заниматься в дальнейшем. Сейчас студенческая жизнь более свободна, да это и правильно. У ребят больше ответственности перед самими собой, что, с одной стороны, замечательно, а с другой стороны, это иногда их расхолаживает. Студенты не хуже и не лучше, они просто живут в абсолютно других условиях.
– Что посоветуете студентам?
– Учиться. Это их главное занятие. Я им посоветую то, к чему пришел сам. Я сделал такой вывод, что человеку нравится то, что у него получается. А чтобы хорошо получалось, надо хорошо учиться на начальном этапе, а впоследствии хорошо работать. А поскольку получать знания непросто, надо прилагать некие усилия, чтобы вызвать у себя интерес к учебе. И если выработать в себе этот навык к обучению, то по прошествии короткого времени станет интереснее учиться. А значит, затем и работа будет нравиться, и вы будете жить в гармонии с самим с собой.
Ведущий редактор «Макаровского вестника» Ирина Цивилева, отдел маркетинга и связей с общественностью
Абитуриентам:
Бакалавриат 26.03.01 "Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства", профиль «Гидрография моря»
Магистратура 26.04.01 "Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства", профиль «Гидрографическое обеспечение морского и речного транспорта»