Заведующий кафедрой Константин Моргунов: «Хобби –
Заведующий кафедрой Константин Моргунов: «Хобби – познавать новое, заниматься наукой»
Константин Моргунов - заведующий кафедрой гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики, к. т. н., ученое звание – доцент. Константин Петрович рассказал о своей работе журналистам газеты «Макаровский вестник» (апрель, 2024 г.).
– Константин Петрович, какой университет вы выбрали и почему?
– Родом я из Абхазии, красивого городка Ткварчели. Ленинградские вузы были для многих мечтой. Приехали поступать с другом в Политехнический институт, один из значимых вузов Ленинграда, оба поступили и были счастливы. Перед нами столько всего открылось! Учились усердно, потому что за малейшую неуспеваемость грозило отчисление.
Окончил физико-механический факультет. В дипломе написано – инженер-физик. Все мои однокашники, окончившие это направление, после окончания института начинали работать инженерами. Преподавали у нас и теплофизику, и ядерную физику, аэродинамику и термодинамику.
– Почему не привлекла ядерная физика?
– В то время все мечтали быть космонавтами! Аэродинамика связана с полетами. И всем хотелось быть математиками. Факультет у нас был достаточно большой, на курсе училось порядка 650 человек. Три первых курса преподавали высшую математику. Мы ворчали: «Зачем столько», но потом пришло понимание, что этот предмет структурирует мышление, обучает, как надо подходить к проблемам, как надо думать, анализировать. Не все, конечно, пригодилось, но зачастую в процессе работы возникали темы, которые изучались в институте.
– Были преподаватели, которые повлияли на вашу дальнейшую судьбу?
– Надо сказать, что нам преподавали замечательные специалисты и ученые высокого уровня. Удивительным человеком и ученым был заведующий кафедрой гидроаэродинамики профессор Лев Лойцянский. Его лекции были интереснейшими, часто оживлялись юмористическими отступлениями, остроумными шутками. Лев Герасимович с удовольствием общался со студентами, отвечал на вопросы по теме, был доброжелательным, но требовательным. Не прощал разгильдяйства. Студенты его любили. Я восхищался его колоссальными знаниями, преданностью своему делу. Чистой аэродинамикой в дальнейшей работе заниматься не приходилось, но стремление заниматься наукой осталось на всю жизнь.
– Какая научная тема была разработана вами при написании диплома? Как проходила защита?
– Темой моего диплома был расчет газового подшипника. Вместо шариков и роликов в опору подается воздух, что уменьшает трение механизма. В то время это было новым направлением. Расчеты делались на огромных, занимающих весь этаж, ЭВМ, теперь, когда у каждого студента есть компьютер, такое забавно представить. А мы тогда стояли в очереди, чтобы сделать свои работы. Газовые подшипники впоследствии нашли достаточно широкое применение – в метрологическом оборудовании для замера чистоты поверхности; в приборостроении эти подшипники нашли применение в гироскопических устройствах.
Лев Герасимович Лойцянский был на защите моего диплома, похвалил его. Для меня это было высшей оценкой.
– Говорят, студенческие годы самые прекрасные в жизни человека. Как было у вас?
– Полностью согласен. Коллектив нашей группы был очень дружным. Жили в общежитии весело, устраивали факультетские вечера с викторинами, шутками, сценками, что-то вроде современного КВН. Ленинградцы-одногруппники с удовольствием приходили к нам в общежитие, не было разделения «местный/не местный». Мы до сих пор созваниваемся, не теряем связь.
Интересны были поездки в стройотряды, после 3-го курса работали на стройке в Республике Коми, в 70-е годы там осваивали газовые месторождения, строили аэродром. Дорог не было, доставляли нас туда и обратно на вертолетах. Жили в палаточном лагере. Все бы ничего, но тучи комаров просто съедали. Эти стройотряды запомнились не только работой, но и крепкой дружбой.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути.
– После окончания вуза служил в армии. Затем 10 лет работал в военном училище в научно-исследовательском отделе. Но в 90-е годы финансирование военной науки сократилось, начались трудности, объемы работ существенно уменьшились. В 2002 году в СПГУВК мы встретились с Геннадием Гладковым, который впоследствии стал ректором вуза. В то время в Университете водных коммуникаций остро стояла проблема с обновлением гидротехнической лаборатории имени профессора В.Е. Тимонова. Она была создана профессором еще в 1907 году и предназначалась как для обучения студентов, так и для выполнения научных исследований. Надо отметить, что в XX веке Советский Союз был на передовых позициях в мире по строительству гидротехнических сооружений. И лабораторные исследования многих гидросооружений, строившихся в стране, проходили именно в нашей лаборатории. И Геннадий Леонидович предложил заняться восстановлением лаборатории.
Восстановили лабораторию за три года. Обновили всю внутреннюю инфраструктуру – системы электроснабжения, водообеспечения, выполнили косметический ремонт помещения. Заново создали несколько стендов для научных работ, малые стенды для лабораторных работ студентов. Оборудовали их современными системами измерения с использованием компьютерной техники. На базе лаборатории был организован учебно-научный центр гидротехнических сооружений. И параллельно я начал заниматься преподавательской работой. Затем несколько лет проработал в должности проректора СПГУВК по инженерно-техническому обеспечению. Сейчас являюсь заведующим кафедрой гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.
– Что самое любимое в работе?
– В работе много положительных моментов, но, наверное, один из любимых – общение со студентами. Когда видишь, что им интересно узнавать что-то новое, – это приносит удовлетворение.
– Какие перспективные направления есть на вашей кафедре?
– Исходим из реалий современной жизни, в частности – развития систем искусственного интеллекта. В этой связи сейчас актуальна тема беспилотных судов. Также серьезные исследования идут по реализации систем автоматической швартовки судов при шлюзовании. Швартовка – это сложная и достаточно опасная операция, одна из немногих манипуляций при шлюзовании, которые еще выполняются вручную. В мировой практике уже есть прецеденты использования автошвартовки, в основном – в портовых комплексах. В нашей стране нет пока таких устройств ни в портах, ни в шлюзах, наша задача – проработать вопрос и внедрить в жизнь.
Помимо этого, основные направления научной деятельности кафедры – это исследование состояния и режимов работы судоходных гидротехнических сооружений; анализ условий безопасной эксплуатации судоходных ГТС, анализ аварийности работы СГТС, разработка предложений и рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации СГТС; обследование и паспортизация гидротехнических сооружений, разработка и экспертиза деклараций безопасности ГТС. За последние годы кафедрой выполнено более 70 научно-исследовательских работ по основным направлениям тематики. По результатам научных исследований за последние пять лет сотрудники и аспирантиы кафедры опубликовали свыше 150 статей в научных журналах и сборниках.
– Какие специальности востребованы? Сотрудничество с какими предприятиями будет доступно для студентов?
– Специалисты-гидротехники всегда были и остаются востребованными как в системах эксплуатации гидротехнических сооружений, так и в проектных и строительных организациях. Специалисты прежних поколений, получившие образование во времена Советского Союза, в том числе и в нашем вузе, постепенно уходят из активной работы. Поэтому у выпускников нашего направления, как правило, не возникает трудностей с трудоустройством по приобретенной в вузе специальности. Всегда требуются специалисты для работы на шлюзах. Появилось значительное количество негосударственных организаций, занимающихся проектированием, обследованием гидросооружений, которые также приглашают наших выпускников. Организациям, занимающимся гидротехническим строительством также требуются специалисты. Мы регулярно получаем запросы от таких организаций с просьбой рекомендовать наших выпускников-гидротехников.
Кафедра ГТС, К и Г сотрудничает с ведущими организациями в области гидротехники. В частности, студенты кафедры проходят строительную, эксплуатационную, преддипломную практики в государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства («Волго-Балт», «Волго-Дон», «Волжское», «Азово-Донское», «Беломорканал»), ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», научно-исследовательских и проектных организациях – ЗАО «Ленгипроречтранс», АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», АО «ЛенморНИИпроект», ООО «Балтморпроект-СПб», ООО «Морское строительство и технологии» и многих других.
Добрые отношения сложились у нас с коллегами из Республики Беларусь – это Белорусский национальный технический университет, Республиканское унитарное предприятие «Днепро-Бугский водный путь».
– Вы автор 13 книг. Тяжело ли далось написание первого труда?
– Первая труд назывался «Гидравлика». Книги возникают на основе подготовленных лекций, созревая естественным образом. Практически все выпущенные мною учебно-методические издания получались после обработки материала проводимых со студентами занятий.
– Какие книги вы предпочитаете читать сами?
– В мои студенческие годы была популярна фантастика, до сих пор читаю с удовольствием. До середины 80-х годов огромный пласт литературы был нам недоступен: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, литература зарубежья... Сейчас предпочитаю перечитывать старые любимые книги, наслаждаясь слогом. А в современной литературе интересного для меня мало.
– Что больше всего цените в людях?
– Непростой вопрос. Ценю доброжелательность, ум, коммуникабельность, чтобы с человеком было интересно разговаривать, конечно, порядочность.
– Какое ваше хобби?
– Я бы сказал, мое хобби – это познание нового, наука.
Журналист студенческой студии «Вестник» Елена Селиверстова, отдел маркетинга и связей с общественностью
# Абитуриентам:
Направление подготовки бакалавритата 08.03.01 «Строительство», профиль «Гидротехническое строительство»
Направление подготовки бакалавритата 26.03.03 «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения», профиль «Водные пути, порты и судопропускные сооружения»
Направление подготовки магистратуры 08.04.01 «Строительство», профиль «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры водного транспорта»