Город встретил годовщину снятия минной блокады с Л
Город встретил годовщину снятия минной блокады с Ленинграда
5 июня в ЦПКиО имени С.М. Кирова на Малой Невке у памятника на месте базирования дивизиона катеров-тральщиков дважды краснознаменного Балтийского флота состоялась церемония в память о погибших во время боевого траления в Финском заливе моряках. На торжественно-траурном мероприятии возложили цветы к памятнику катерным тральщикам и спустили венки на воду.
Участниками церемонии стали вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Эргашев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Чебыкин, ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова, члены Морского совета, директор Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина Виктор Никитин, проректор по молодежной политике ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Роман Кузнецов, председатель фонда ветеранов тральных сил «Балтика Норд-Вест» Анатолий Деревянко, капитан 1-го ранга запаса, почетный судостроитель Балтийского завода, ветеран, житель блокадного Ленинграда Николай Спиридонов. Также в мероприятии приняли участие представители городских общественных организаций ветеранов ВМФ и судостроения, рота почетного караула Западного военного округа, студенты и курсанты вузов, юнармейцы, кадеты, моряки морских школ и классов.
Колледж ГУМРФ представили курсанты во главе с заместителем директора Колледжа по учебно-производственной практике Руфатом Мамедовым.
Выступающие в своих выступлениях подчеркивали огромное значение снятия минной блокады с Ленинграда. Воспоминаниями о героических годах поделился старейший почетный работник Балтийского завода Николай Спиридонов, который в 14 лет начал трудиться на заводе в годы войны. Он рассказал, как подростками они выполняли работы по размагничиванию и присутствовали при испытаниях кораблей специального назначения. В 1943 г. на Балтийском заводе начали делать минные тральщики, благодаря которым спасены сотни кораблей в Финском заливе.
Насколько серьезной была минная опасность для судов, говорят цифры: почти 79 тысяч мин поставили фашистские войска, более 7 тысяч мин выставили финские войска. Об этом рассказал в своем выступлении капитан 1 ранга Анатолий Деревянко. Совместно с Советом ветеранов бригад траления и ОВР Балтийского флота, ветеранами Военно-морского флота он предложил поставить памятник в Кронштадте военным морякам - экипажам тральщиков, погибших в заливе.
Мероприятие завершилось торжественным маршем роты почетного караула, курсантов морских учебных заведений, кадетов и юных моряков, прошедших перед ветеранами и почетными гостями.
Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы
Справка:
В апреле 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осаждённого города малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Балтийском заводе и на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».
После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин. Однако когда закончилась война, залив все еще оставался закрытым для прохождения судов. Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения. Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.
До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. По решению правительства СССР этот фарватер в первую очередь предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг сделал свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го, завершилась к началу июня 1946 года.
С 4 на 5 июня 1946 года три дивизиона тральщиков с поставленными тралами прошли последним галсом по Большому корабельному фарватеру. В результате последнего боевого траления было вытравлено еще несколько мин, после чего проход по Финскому заливу в Ленинград стал безопасен. Это имело огромное значение для разрушенного и пережившего блокаду Ленинграда, который необходимо было восстанавливать и в первую очередь доставлять строительные материалы и другие народно-хозяйственные грузы, в которых остро нуждался город.
5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки, имеющего уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Окончился первый этап прорыва минной блокады Ленинграда.
Перед войной в составе советского военно-морского флота имелось всего 45 тральщиков, в конце войны в составе ВМФ СССР насчитывалось 299 тральщиков на всех четырех флотах.
Всего за годы Великой Отечественной войны на Балтийском море погибло и затонуло 130 тральщиков, за время разминирования Финского залива и Балтийского моря более пяти тысяч моряков не вернулись на родные базы, но они сделали все возможное ради мира и безопасности судоходства по Большому корабельному фарватеру.
В память о моряках, воевавших и служивших на тральщиках, на Елагином острове была установлена памятная стела «Морякам тральщиков».
День прорыва морской минной блокады Ленинграда является памятной датой Санкт-Петербурга.