Цветовая схема
AAA
####

В родной «Макаровке» получил знания и навыки, зака

В родной «Макаровке» получил знания и навыки, закалил характер и укрепил волю

Уважаемые читатели нашего сайта! Сегодня в рубрике «Педагогическое мастерство» о своем профессиональном пути рассказывает профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях факультета Навигации и связи Института «Морская академия» Владимир Дмитриев.

Позади остались многие тысячи морских миль…

Каждый выбирает в жизни свою дорогу. У меня она связана с морем. Позади остались многие тысячи морских миль, будни и праздники судовой жизни, встречи и расставания… Но ни разу не пожалел я о выбранном пути.

До сих пор свежи в памяти впечатления о первом пережитом шторме. Небольшая учебная баркентина «Капелла» с сорока кур¬сантами на борту металась по взбесившимся волнам Рижского залива. Свободные от вахты, завалившись на койки, мы пытались забыться в апатич¬ной дреме. Корабль то проваливался вниз, то стремительно взлетал вверх.

Звонки громкого боя и команда «Парусный аврал!» заставили меня выбраться из опротивевшего кубрика. Выскочил на палубу. По расписанию мое место на нижнем фок-рее. Не успел добежать по накренившейся палубе до фок-мачты, как раздался оглушительный треск. Это от налетевшего шквала в клочья разорвался фок. Мелькнула мысль об отчаянных капитанах-драйверах, которые в критические минуты для сохранения мачты при сильном ветре и нехватке времени для уборки паруса стреляли в него из револьвера, и парус превращался в клочья. Но наш капитан отнюдь не был драйвером, да и подобные действия не получили бы понимания в службе материально-технического снабжения пароходства.

Вернемся к описываемым событиям. Обрывки парусины хлопали на ветру. Отметил для себя, что теперь не нужно будет лезть наверх для уборки паруса. От стремительной качки сорвало со штатного места ящик-холодильник. Вместе с боцманом бросились его крепить. Сопровождая крепкими выражениями процесс, через некоторое время ящик надежно принайтовали. Убрали лишние паруса, и баркентина ушла штормовать под прикрытие островов.

Согласитесь, непросто было недавним школьникам заставить себя подниматься по раскачивающейся мачте и там, на высоте, закоченевшими руками подтягивать мокрую парусину и крепить ее к реям. Нужно было подавить в себе чувство страха, преодолеть предательскую дрожь в ногах, чтобы противостоять разбушевавшейся стихии.

Капитан в двадцать шесть

В двадцать шесть лет я стал капитаном морского спасателя, на котором после окончания ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова начал работать вторым помощником капитана. Спасатель занимает особое место среди судов морского флота. Он необходим при выполнении операций, непосильных обычному судну, – буксировке сложных плавучих сооружений, снятии с мели, борьбе с пожаром, спасании гибнущих судов и людей. Капитан транспортного судна перед выходом в рейс имеет конкретное рейсовое задание, а экипажу спасателя приходится зачастую действовать с учетом реальной обстановки, детали которой выясняются только после прихода его на место аварии. Не раз добрым словом помянул я свое родное училище, где получил не только хороший запас знаний и практических навыков, но и закалил характер и укрепил волю.

О морском образовании в России

После окончания аспирантуры и защиты диссертации я перешел на преподавательскую работу, но с морем «не завязал». Практически каждый год по два-три месяца в качестве руководителя практики курсантов (студентов) или дублера капитана я плавал на судах смешанного (река - море) и дальнего плавания.

Занимаясь многие годы педагогической работой, убедился, как меняются требования к профессии судоводителя, совершенствуются суда и их технические средства. Система морского образования у нас в стране признана одной из лучших в мире. Неслучайно российских специалистов приглашают работать во многие зарубежные страны, наши выпускники плавают на судах практически всех морских держав. Лично я в течение двух лет работал в Республике Куба преподавателем-консультантом, оказывая помощь в подготовке национальных кадров для кубинского флота рыбной промышленности.

Много встречаюсь с выпускниками школ, стоящими перед выбором жизненного пути. Большинство из них не очень ясно представляют себе профессию моряка, не знают, какими качествами для этого необходимо обладать, каковы обязанности моряка, его условия работы.

Даже курсанты и студенты младших курсов недостаточно хорошо представляют свою будущую специальность. «Как лучше овладеть морской профессией? Какие черты характера надо воспитывать в себе?» – такие вопросы мне часто приходится слышать.

Опираясь на свой жизненный опыт моряка и преподавателя, я стараюсь ответить на эти и многие другие вопросы молодых людей, выбирающих или уже выбравших одну из самых романтичных, мужественных и трудных профессий – профессию судоводителя.

Биографическая справка:

Владимир Иванович Дмитриев – выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, судоводительский факультет. С 1981 года работает в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (до 2012 г. - Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций). Вначале - доцентом кафедры технических средств судовождения, с 1997 по 2014 год – заведующим кафедрой судовождения. В настоящее время – профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях.

Почётный работник речного флота, капитан дальнего плавания.

В 1968 г. закончил аспирантуру при ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. По направлению в Калининградском высшем инженерном морском училище занимал должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой промыслового судовождения, декана судоводительского факультета.

В.И. Дмитриев - автор более 180 научных и учебно-методических трудов, в том числе 7 учебников и 10 монографий.

Является профессором Международной славянской академии науки, культуры, образования и искусств, академиком Нью-Йоркской академии наук и Российской академии транспорта. Действительный член института навигации (США).

В 2010 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философии в области технических наук (PhD).

Область деятельности профессора Владимира Дмитриева - судовождение, безопасность плавания судов, международно-правовые вопросы торгового мореплавания, экспертиза аварийных и воднотранспортных происшествий, профессиональная подготовка судоводителей.

Публикации

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

Абитуриентам:

Специальность 26.05.05 «Судовождение»