Цветовая схема
AAA
####

«Нас учили пришедшие с войны»: воспоминания профес

«Нас учили пришедшие с войны»: воспоминания профессора Рычкова

Герой нашей сегодняшней публикации привык с воодушевлением говорить о своей работе и рад, что всю жизнь занимается любимым делом. 60 лет трудового стажа посвящены нашей «Макаровке».

Сегодня, в годовщину снятия блокады Ленинграда, мы публикуем разговор с ветераном Великой Отечественной войны, профессором кафедры безопасности жизнедеятельности Института «Морская академия» Владиславом Рычковым.

Мечтать о море будущему капитану I ранга приходилось в непростые военные годы – период, запомнившийся ему тяжелым физическим трудом. Учебу в школе тогда заканчивали на месяц раньше, и маленький Владислав вместе с одноклассниками отправлялся на работы в колхоз. Здесь остро нуждались в их помощи. Тогда в сельской местности мужчин практически не осталось. Все колхозное хозяйство держалось на женщинах и стариках.

За летние месяцы необходимо было выработать не менее шестидесяти трудодней – специальных единиц, которыми измерялся труд. Все виды работ и их стоимость были четко расписаны. Например, за выгул крупного рогатого скота учащиеся получали по одному трудодню.

Проходили тяжелые трудовые будни в Кировской области, где родился наш собеседник. Оттуда спустя долгое время в Ленинград поступил документ, на основании которого Владислав Афанасьевич получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Закалка той нелегкой поры дала запас прочности на долгие годы. Владислав Рычков не привык унывать и всегда занимался своим делом с полной отдачей.

- Подводный флот запал мне в душу еще в школе. В те годы многие стремились туда: отовсюду звучал девиз «Создадим Родине мощный морской и океанский флот!», - вспоминает преподаватель.

В 1948, послевоенном году он приблизился, наконец, к своей заветной мечте, поступив на дизельный факультет в прославленное Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского. Так называемую «Дзержинку», где вели подготовку инженеров для подводных лодок.

В те годы Ленинград был закрытым городом, поэтому юноше предстояло получить вызов (пропуск). Уже после он оформил необходимые документы в военкомате.

Приезд в город белых ночей из родной деревни Сосновка Кировской области произвело на Владислава неизгладимое впечатление. Прямо с Московского вокзала юноше пришлось на трамвае отправиться в санпропускник в Рыбацкое, где прибывших обрабатывали хлоркой.

- Идешь по городу, а от тебя пахнет хлоркой. Но деваться было некуда. Без справки из санпропускника было никуда не попасть, - вспоминает моряк.

Годы учебы Владислава Афанасьевича совпали с периодом изменений в структуре вуза. Подводников теперь готовили в трех училищах. И он рад, что при распределении учащихся на три потока его оставили в головном, самом престижном. Хотя был шанс попасть в теплые края, в Севастополь.

Освоение знаний на практике поначалу казалось чем-то из разряда непостижимого. Особенно запомнился первый спуск в центральный пост – так много там было клапанов. Кто-то из команды насчитал более ста! Нет ни одного лишнего. И все это необходимо было обслуживать.

Это сейчас, конечно, все ясно. Что механизмы связаны с обеспечением погружения и всплытия подводной лодки. Колонка воздуха среднего давления, высокого давления и так далее…

Рассказывая о своей преподавательской деятельности, Владислав Афанасьевич вспоминает, что сначала работал на военно-морской кафедре. Инженеры технических специальностей обучались на базе гражданских дисциплин. На судомеханическом факультете вели подготовку командиров  группы движения для дизельных подводных лодок, у электриков – командиров электротехнической группы. Такой специальности, как «Безопасность жизнедеятельности», еще не было.

Владислав Рычков читал лекции по электрооборудованию на судомеханическом факультете. На лодке идет связка: гребной винт – вал – электромотор – дизель. А у гражданских только гребной винт, вал и дизель. Когда лодка в надводном положении, она идет под дизелем. Как только она погружается, дизеля отключаются, и лодка идет под электромотором. В тот период на лодке были мощные аккумуляторные батареи.

- Когда новички впервые спускались под воду, нашей задачей было отогнать от них страх. Если кто-то боялся шума или треска. Мы объясняли, что это техника и она работает. Где-то прокладочку прорвало - водичка капает. А если дырка большая – течет. Это все надо безбоязненно ликвидировать, - рассказывает профессор.

За годы преподавания Владислав Рычков написал около шестидесяти книг. Сам о них он отзывается как о «небольших». Но все по делу.

И еще наш герой очень гордится своими учениками. О них - отличные отзывы в профессиональном сообществе.

- Кафедра сделала очень много для того, чтобы «Макаровка» стало известной в мире и по уровню преподавания, и по дисциплинам, и по культуре, - подчеркивает наш дорогой собеседник.

Отдел маркетинга и связей с общественностью