Второй этап эвакуации Ленинградского института инж
Второй этап эвакуации Ленинградского института инженеров водного транспорта в Горький
Научный полк ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Еще в начале 1942 года в Смольном состоялось совещание директоров вузов Ленинграда, где прозвучало решение правительства эвакуировать сохранившийся личный состав вузов с семьями на Северный Кавказ, в район Минеральных вод с тем, чтобы студенты и преподаватели смогли восстановить свое здоровье и продолжить учебный процесс.
Личному составу Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) было предложено эвакуироваться двумя эшелонами: 19 и 27 марта 1942 года. При этом часть старшекурсников, сохранивших работо¬способность, была направлена в Северо-Западное речное пароходство для подготовки и участия в нави¬гации 1942 года. После большой и трудной работы по выявлению желающих эвакуироваться, оформлению эвакуационных удостоверений и согласованию всех вопросов приступили к эвакуации. Известно, что 19 марта началась погрузка первого эшелона во главе с директором института Н.А. Панчуриным в вагоны на Финляндском вокзале, а рано утром 20 марта поезд направился на станцию Борисова Грива, недалеко от Ладожского озера. Далее эвакуируемых на грузовых автомобилях по ледовой трассе через озеро доставили на станцию Лаврово. В конце дня был подан железнодорожный состав из товарных вагонов-теплушек, приспособленных для перевозки людей (в вагонах имелись нары и печки-«буржуйки»).
Поезд до Минеральных вод проходил через Вологду, Ярославль, Рязань, Мичуринск, Сталинград и станцию Тихорецкая. Даже в то трудное время на всех крупных остановках эвакуируемые из Ленинграда получали горячие обеды и медико-санитарную помощь. В крупных городах останавливались обычно ночью, чтобы местные жители не видели изможденных голодом ленинградцев.
Но не все ЛИИВТовцы добрались до места назначения. Несколько сту¬дентов и преподавателей скончались в пути из-за перенесенной ранее голодовки. Умерших в дороге складывали на тормозных площадках последних вагонов. На больших остановках их снимали специ¬альные бригады для захоронения. В Минеральные воды приехали 8 апреля 1942 года и разместились в поселке при железнодорожной станции Минутка, в районе Кисловодска. Всем прибывшим предоставили жилье и бесплатное питание. В этих условиях и при хорошей теплой погоде студенты и преподаватели быстро набирались сил. Но не смогли восстановить здоровье и умерли профессор Б.А. Иванов и сотрудница института Н.М. Кудреватая.
Летом 1942 года враг развил большое наступление на юге нашей страны. Ленинградским вузам снова пришлось эвакуироваться. Транспортных средств было недостаточно. Группа ЛИИВТа на одном из последних поездов доехала до станции Минеральные воды, а вечером 7 августа ее посадили в воинский железнодорожный состав. Так добрались до Махачкалы на берегу Каспийского моря. Но не все ленинградские вузы успели эвакуироваться. Немецкая танковая колонна вошла в Пяти¬горск 9 августа в 11 часов утра и перекрыла дорогу между Кисловодском и Минеральными водами.
Из Махачкалы эвакуированных перевозили на баржах через Каспийское море в Красноводск (сейчас - Туркмения), откуда уже направляли в города Средней Азии. Группа ЛИИВТа была направлена в Самарканд в Узбекистане с последующим переездом в город Горький (сейчас – Нижний Новгород).
В Горьком уже находилась группа профессоров и преподавателей (В.Е. Ляхницкий, М.Я. Дьяков, Н.А. Семанов, А.И. Чекренев и др.), прибывшая сюда осенью 1941 года, а также большая группа студентов ЛИИВТа, собравшаяся со всего Волжского бассейна и других мест практики.
В конце августа 1942 года был организован Объединенный Ленинград¬ский и Горьковский инсти¬тут инженеров водного транспорта (ОЛГИИВТ) под руководством кандидата технических наук, доцента Д.В. Мелешкина. Горьковский институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ) в порядке самоуплотнения выделил прибывшим профессорам и преподавателям ЛИИВТа жилплощадь. Часть жилья была предоставлена городскими организациями. Нужно отметить, что два коллектива сумели найти общий язык. Сотрудники ЛИИВТа органично влились в состав ГИИВТа, внося в учебную и научную работу новые элементы. Некоторые профессора ЛИИВТа стали деканами и заведующими кафедр объединенного института.
В докладной записке Всесоюзного комитета по делам Высшей школы Совнаркому РСФСР от 8 марта 1944 года сказано, что в Ленинграде с 1 ноября 1943 года возобновились учебные занятия со студентами восьми вузов, а с 1 декабря 1943 года возобновил учебные занятия также и ЛИИВТ. В этом же документе указана необходимость реэвакуации к началу 1944-1945 учебного года в Ленинград студентов, профессоров, преподавателей, рабочих и служащих этих вузов.
После долгого перерыва 19 августа 1944 года состоялось заседание Ученого совета Ленинградского института инженеров водного транспорта. Оно проходило в небольшой аудитории Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
Центр патриотического воспитания