Цветовая схема
AAA
####

Итоги работы Подкомитета Международной морской орг

Итоги работы Подкомитета Международной морской организации по мореплаванию, связи, поиску и спасанию

Недавно, с 21 по 30 июня, состоялась девятая сессия Подкомитета по мореплаванию, связи, поиску и спасанию (NCSR 9). Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Китак Лим открыл сессию и пожелал успешной работы представителям 99 государств, трех специализированных агентств ООН и 38 межправительственных и неправительственных организаций.

В составе делегации Российской Федерации принял участие проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Александр Горобцов и доцент кафедры радиосвязи на морском флоте Михаил Неволин, а в составе делегации Международной федерации транспортных профсоюзов – директор Института дополнительного профессионального образования Сергей Айзинов. В отличие от прошлых лет работа Подкомитета проводилась в смешанном формате: большинство делегатов участвовали в работе дистанционно, но часть представителей стран и неправительственных организаций находилась в зале заседаний Международной морской организации в Лондоне.

Широкое представительство непосредственно связано с обширным перечнем вопросов, объединенных в 23 пункта повестки сессии. Вопросы обновления путей движения судов и системы судовых сообщений рассматривались предварительно с 13 по 17 июня 2022 года экспертной группой, но окончательно были обсуждены в ходе дискуссий на Подкомитете.

Среди обсужденных вопросов выделяются пути развития Глобального плана для обеспечения морской спасательной службы, включая гармонизацию процедур авиационного и морского поиска и спасания и пересмотр Руководства для судов, нуждающихся в помощи. Продолжается развитие Полярного кодекса в части судов, на которые Полярный кодекс не распространяется, что особенно актуально для нашей страны с ее обширными полярными водами в пределах территориального моря. Длительная дискуссия состоялась вокруг пересмотра руководств по местам убежищ для судов, нуждающихся в помощи. Участники искали пути обеспечения защиты и охраны морской окружающей среды в процессе предоставления убежища.

Активное обсуждение затронуло пересмотр руководства по использованию электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС), которые в ближайшие годы ожидает новый виток технологических изменений. Период 2026-2029 г. намечен в качестве переходного, в течение которого судовые ЭКНИС должны поддерживать электронные навигационные карты как действующего стандарта Международной гидрографической организации S-57, так и карты стандарта S-101. Использование электронных карт становится основой большинства современных навигационных решений.

Делегации также обсудили поправки к инструментам ИМО в связи с пересмотром IV главы МК SOLAS в рамках модернизации Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) и пересмотр критериев предоставления услуг подвижной спутниковой связи. Наличие нескольких признанных поставщиков услуг подвижной спутниковой связи привело к многочисленным вопросам обеспечения распространения информации по безопасности на море и по поиску и спасанию. Предполагается, что основные решения по модернизации ГМССБ вступят в силу с 1 января 2024 г. Ключевыми решениями являются включение системы спутниковой связи Иридиум в ГМССБ, исключение системы узкополосного буквопечатания (NBDP) и спутниковых буев Inmarsat EPIRBs из системы. Также обсуждались вопросы возможного признания китайской системы спутниковой связи BeiDou, испытания и экспертиза которой продолжаются, в состав ГМССБ.