Цветовая схема
AAA
####

Современники о Степане Осиповиче Макарове

Современники о Степане Осиповиче Макарове

8 января (27 декабря по старому стилю) 1848 г. в г. Николаеве Херсонской губернии в семье Осипа Макарова родился сын Степан. В будущем – одна из наиболее ярких и одаренных личностей в русском флоте. Узнать о личности Степана Осиповича помогают воспоминания современников адмирала, которые служили с ним.

Ниже приведены некоторые воспоминания Владимира Ивановича Семенова, которому повезло служить с адмиралом Макаровым в последние годы его жизни – с 1901 по 1904 года.

6 декабря 1899 г. вице-адмирал С.О. Макаров был назначен Главным командиром Кронштадтского порта, военным губернатором города Кронштадта и находился на этой должности до своего назначения командующим флотом Тихого океана (9 февраля 1904 г.). В своей книге «Расплата» Владимир Иванович Семенов вспоминает о некоторых чертах характера Степана Осиповича:

«Служить с адмиралом было нелегко; приходилось частенько не доедать и не досыпать, но, в общем, жилось хорошо. Отличительной чертой его характера (которой я восхищался) являлась вражда ко всякой рутине и, положительно, ненависть к излюбленному канцелярскому приему – «гнать зайца дальше» - т.е. во избежание ответственности за решение вопроса сделать на бумаге (хотя бы наисрочной) соответственную надпись и послать куда-нибудь в другое место «на заключение» или «для справки».

В статье «Адмирал Макаров», напечатанной в журнале «Вестник Европы» (3 марта 1910 г., стр. 64 - 65), В.И. Семенов приводит распорядок дня Степана Осиповича Макарова в период его командования Кронштадтским портом:

«… Отошли в прошлое добродушно-насмешливые рассказы о том, что главный командир «не принимает» потому, что «занят».

- А чем?

- Подрезкой молодых деревьев, прививкой дичков или в персиковой оранжерее переносит (при помощи кисточки – за отсутствием мух) цветочной пыли с одного цветка на другой …

День распределялся иначе.

С 8 ч. 45 м. до 9 ч. утра главный командир принимал «являющихся по службе», а также тех, кто имел срочный доклад и просил о назначении для него определенного часа в то же день; от 9 ч. до 11 ч. утра – объезд торговых учреждений, казарм, кораблей в гавани, всегда неожиданный; с 11 ч. до 11½ ч. утра – спешные, но несложные дела; с 11½ ч. до полудня (иногда затягивалось) – доклад начальника штаба порта; завтрак; с 1 ч. до 1½ ч. – прием посетителей (по должности главного командира и военного губернатора); в 2 ч. дня - доклад капитана над портом и сопровождающих его старших портовых техников, а затем вместе с ними объезд производящихся в порту работ.

В 5 ч. пополудни адмирал (за самыми редкими исключениями – что-нибудь очень спешное) возвращался домой, раздевался, ложился в постель и (каковы нервы!) моментально засыпал; с 5 ч. 45 м. его будили; и он, приняв душ, одевался к обеду. За обедом всегда был кто-нибудь из «нужных на сегодня» людей (часто те, что просили срочного доклада), так что и послеобеденный кейф оказывался утилизированным; с 8 ч. до 10 ч. вечера – внеочередные доклады начальников отдельных частей; после 10 ч. – составление или редактирование доклада или записи по делам порта совместно с кем-нибудь из специально приглашенных техников или начальников отдельных частей, никогда не задерживаемых позже 11½ ч. вечера (вечерний чай, в большинстве случаев, подавался в рабочий кабинет).

После 11½ ч. адмирал занимался «своим» делом, диктуя «барышне-машинистке» или споря о том, что собирался продиктовать, с теми, с кем привык делиться своими мыслями (скажу без ложной скромности – нередко эта честь выпадала на мою долю).

Не позже 1 ч. ночи адмирал ложился спать; вставал обычно в 7 ч. утра, принимал душ, делал гимнастику, одевался, пил чай, а затем – в 8 ч. 45 м. прием «являющихся по службе» и т.д.

Так изо дня в день …».

Страницы 64 и 65 из журнала «Вестник Европы» от 3 марта 1910 г. (из фондов РГА ВМФ).

Справка:

Должность «Главный командир Кронштадтского порта» была учреждена в 1722 г. С 1854 г. Главный командир Кронштадтского порта стал одновременно военным губернатором Кронштадта. Главный командир порта имел чин вице-адмирала или адмирала. Ему предоставлялось право вносить управляющему Морским министерством предложения о наградах и пенсиях подчиненным и перемещениях начальственного состава порта; распределять офицеров и медиков по судам, назначенным в плавание, после обсуждения этого вопроса на собрание флагманов и капитанов; решать вопросы личного состава внутри порта, разрешать офицерам вступление в брак и др.

В обязанности Главного командира порта входили также контроль за соблюдением воинского порядка на судах и в командах, совершенствованием военно-морского дела, всеми работами в порту, снабжением команд всеми видами довольствия, безопасностью в порту и его благоустройством; осмотр судов по выходе их на рейд и возвращении из плавания, рассмотрение финансовых смет и предоставление их управляющему Морским министерством и др. В чрезвычайных ситуациях Главный командир порта мог принимать необходимые меры для охраны безопасности и порядка в порту и сохранения «важного казенного интереса». Должность Главного командира Кронштадтского порта была упразднена в 1917 году.

Владимир Иванович Семенов, капитан 2 ранга, автор книг, посвященных флоту. Наибольшую известность ему принесли «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови», которые составили трилогию и выдержали с 1907 года по 1915 год несколько изданий. Эти книги были изданы и за рубежом. Лейтенант В.И. Семенов в 1901 – 1904 гг. служил адъютантом штаба Кронштадтского порта, адъютантом Главного командира Кронштадтского порта. В 1904 г. проходил службу на кораблях и судах Тихоокеанской эскадры (Порт-Артур), участвовал в прорыве Тихоокеанской эскадры, участвовал в переходе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, участник Цусимского сражения. Выдержка из книги «Расплата» приведена из книги «Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма» (Составитель В.Г. Оппоков». – М.: Воениздат, 1994. – 560 с., ил. (Ратная слава Отчизны), стр. 395.).

Центр патриотического воспитания