Цветовая схема
AAA
####

190 лет переходу вокруг Европы российского пароход

190 лет переходу вокруг Европы российского парохода «Нева»

Модель колесного парохода «Нева»

7 марта 1831 года газета «Одесский вестник» разместила сообщение о том, что «четвертого числа сего марта пароход «Нева» счастливо совершил свое путешествие из Англии в Одессу. Он чрезвычайно быстр и легок на ходу, так что из Константинопольского пролива прибыл сюда в 53 часа при противном ветре». Следует уточнить, что пароход «Нева» вышел из Кронштадта и направился в Одессу. В первой половине XIX века такой длительный переход паровое судно в России осуществило впервые.

В сентябре 1826 г. на седьмой версте Шлиссельбургского тракта на берегу Невы был открыт Санкт-Петербургский Александровский завод, ставший крупнейшим многопрофильным машиностроительным и литейным предприятием в Санкт-Петербурге. На заводе производили разнообразную продукцию – от пуговиц и гирь до сложнейшего станочного оборудования, строительных конструкций и прочее. Особое место в истории Александровского завода занимает строительство пароходов.

В 1827 г. с верфи Александровского завода сошел первый пароход – «Наследник Александр». Всего за первые десять лет своего существования на заводе было построено 17 пароходов общей мощностью 990 лошадиных сил. В 1829 г. там был построен на собственные средства пароход «Нева». Он имел следующие характеристики: длина (от носа до кормы) – 38,4 м, ширина – 6,7 м, осадка – 1,83 м, грузоподъемность – 225 т. Корпус парохода был построен из отборного соснового леса, а подводная часть корпуса была обшита медными листами.

На пароходе были установлены три железных паровых котла и две одноцилиндровые паровые машины общей мощностью 80 лошадиных сил, которые приводили в движение гребные колеса. В каютах могли разместиться от 40 до 50 пассажиров. В шести каютах в кормовой части парохода имелось по два ящика для спанья, подбитых парусиной. В носовой каюте размещалось по шесть ящиков с каждого борта. Как и на всех пароходах того времени, имелось и парусное вооружение – две мачты с рангоутом и парусами. Проект судна (предположительно) был разработан военным инженером-поручиком, кораблестроителем К.А. Глазыриным.

31 мая пароход «Нева» совершил свое первое плавание из Петербурга в Кронштадт и обратно.

Министр финансов Е.Ф. Канкрин предложил приобрести пароход в казну с последующим отправлением его на Черное море. Николай I дал согласие на покупку «Невы», «если признан будет годным» специалистами Морского ведомства. Комиссия в своих выводах указала на хорошую постройку судна и хорошую машину, но сделала вывод, что «для плавания по Черному морю не готова». Ознакомившись с документами комиссии, директор Александровского завода М.Е. Кларк выразил свое несогласие с выводами комиссии и предложил «предпринять на «Неве» вояж в Лондон или отправить судно в Одессу, исключая случаи несчастий от бурных погод и причиняемых оными кораблекрушений, отвращение коих от сил человеческих не зависит». Кларк получил разрешение на переход в Одессу.

Он представил смету на сумму 39 198 руб. 40 коп. из расчета плавания парохода в течение «12 недель, из коих 43 дня посредством пара» с личным составом, состоящим из капитана, штурмана, машиниста (механика), эконома, восьми «мастеровых и кочегаров» и восьми матросов.

17 августа 1830 г. в 8 часов пароход «Нева» вышел из Кронштадта в море и взял курс на Стокгольм. Пароход шел под военным транспортным флагом. На борту судно находились: руководитель Матвей Кларк, капитан Джон Чу, штурман Джорж Вильби, эконом Петр Деви, механик Аллан, матросы, мастеровые и кочегары из числа рабочих Александровского завода. 20 августа пароход прибыл в Стокгольм. Простояв в нем неделю, пароход взял курс на Копенгаген, затем в Христианзанд. Попав в шторм, бушевавший двое суток, пароход вынужден был пойти на ремонт в Лейт (Англия). 13 октября «Нева» прибыла в Лондон. Там М.Е. Кларк покинул пароход и дальнейший переход «Невы» до Одессы возглавил Петр Деви. Выйдя из Лондона, «Нева» зашла еще в два английских порта, а затем направилась в Лиссабон. 1 января 1831 г. «Нева», выйдя из Гибралтара, попала в шторм и вынуждена была вернуться для ремонта в Гибралтар. Посетив Кальяри, Мальту, два греческих порта, «Нева» 21 февраля прибыла в Константинополь и 2 марта отправилась в Одессу.

Путешествие «Невы», небольшого колесного парового судна, проходило в осенне-зимние месяцы при неблагоприятной погоде, что нарушило первоначальные расчеты М.Е. Кларка. Вместо запланированных трех месяцев на переход было затрачено фактически свыше шести месяцев.

Колесный пароход «Нева» в Гибралтаре

7 мая 1831 г. пароход «Нева» вышел в первый рейс по маршруту Одесса – Константинополь. На пароходе было шесть пассажиров и грузы. 16 мая «Нева» вернулась из Константинополя с двенадцатью пассажирами и грузом. Так была открыта первая в бассейне грузопассажирская и почтовая линия Одесса – Константинополь. В 1831 г. «Нева» перевезла 123 пассажира и грузы. Зимой 1832–1833 гг. «Нева» несколько раз ходила в Константинополь, где высаживала на берег Босфора войска генерала Н.Н. Муравьева в помощь турецкому султану против его вассала – египетского паши Мухаммеда Али.

В ноябре 1840 г. в районе Босфора «Нева» попала в сильный шторм. 20 ноября в 50 милях восточнее Босфора «Неву» вынесло на скалы. Погибло 12 человек команды и семь пассажиров. Так закончил свою жизнь пароход «Нева» - первое паровое судно, построенное в России и осуществившее сложный переход вокруг Европы.

Центр патриотического воспитания