На «Гришанинских чтениях» обсудили вопросы исследо
На «Гришанинских чтениях» обсудили вопросы исследования водных путей и эксплуатации гидротехнических сооружений
Конференция «Гришанинские чтения» состоялась в начале июня в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Традиционное научное мероприятие проводится в вузе уже в пятый раз. Оно посвящено проблемам исследования водных путей и русловых процессов, а также вопросам проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений водных путей.
К участникам с приветствиями обратились проректор по образовательной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Соколов и директор Института водного транспорта Юрий Ежов.
На конференции был заслушан и широко обсуждался целый ряд докладов и выступлений по проблемам речной гидравлики, гидрологии и геоморфологии, а также проблемам проектирования и эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях.
В работе принял участие руководитель «Администрации Обского бассейна внутренних водных путей» Сергей Павлушкин. Также в режиме видео-конференц-связи были заслушаны доклады наших польских и белорусских коллег, представителей академической науки из Института водных проблем РАН РФ, Политехнического университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» и ряда других: выступили Р.С. Чалов, А.И. Сахаров, А.А. Камышев, Г.Б. Голубцов. Представили свои исследования польские коллеги из Университета Казимира Великого (г. Быдгощ) – профессор Зигмунт Бабиньский и доктор Михал Хабел. Делегацию из Белоруссии представлял декан факультета энергетического строительства Белорусского национального технического университета профессор В.В. Ивашечкин.
Достаточно представительным и высокопрофессиональным на конференции оказался состав участников из учебных, научно-исследовательских и производственных учреждений водного транспорта. В работе приняли участие сотрудники из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Государственного гидрологического института, Российского государственного гидрометеорологического университета, ВНИИГ имени Б.Е. Веденеева, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Института водных проблем РАН, Волжского государственного университета водного транспорта, администраций Волго-Балтийского и Азово-Донского бассейнов внутренних водных путей, а также ряд других представителей научного сообщества.
Справка:
8 апреля 2021 года исполнилось 113 лет со дня рождения профессора Кирилла Владимировича Гришанина, доктора технических наук, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, выдающегося ученого и талантливого педагога.
Кирилл Владимирович прожил долгую и плодотворную жизнь. Он родился 8 апреля 1909 года в семье инженера-технолога. Его родители рано ушли из жизни: отец умер в 1918 году, когда Кириллу Владимировичу было всего 9 лет, а мать – в 1923 году. Несмотря на это К.В. Гришанин получил очень хорошее домашнее образование, в 1926 году окончил 13-ю Советскую трудовую школу в Ленинграде.
В 1926 году К.В. Гришанин поступил в Ленинградский государственный университет на факультет общественных наук, однако в начале 1930 года ушел с третьего курса по собственному желанию. Причиной послужила женитьба (Кирилл Владимирович не имел возможности одновременно учиться и содержать семью), а также некоторое разочарование в будущей профессии (он в большей степени тяготел к точным наукам).
Около года Кирилл Владимирович трудился рабочим на 3-й Государственной конфетной фабрике Ленсельпрома, а в апреле 1931 года поступил в Ленгипроречтранс на должность техника-вычислителя. С этого момента жизнь К.В. Гришанина оказалась тесно связана с речным транспортом.
В Ленгипроречтрансе Кирилл Владимирович последовательно занимал должности техника, старшего техника, инженера (с 1935 года) и старшего инженера (с 1938 года). Он повышал свою квалификацию путем самообразования и практической работы, а в период с 1937 по 1941 год параллельно с работой занимался на заочном отделении факультета водных путей и портов Ленинградского института инженеров водного транспорта. В 1940 году в Трудах ЛИИВТа вышла первая научная статья К.В. Гришанина «К вопросу о методах учета регулирующего влияния водохранилищ».
Однако Кириллу Владимировичу не удалось завершить обучение и получить диплом о высшем образовании: когда он был на третьем курсе, началась Великая Отечественная война, и занятия в ЛИИВТе прекратились.
С начала войны и до июня 1942 года К.В. Гришанин находился в блокадном Ленинграде и работал в филиале Ленгипроречтранса, который выполнял задания Штаба обороны Ленинграда. В 1942 году он был эвакуирован на «большую землю» и направлен на реку Урал в составе проектно-изыскательской экспедиции Ленгипроречтранса. В мае 1943 года Кирилл Владимирович перешел в Уральское бассейновое управление речных путей, где работал старшим инженером, а затем начальником отдела пути. Одновременно он исполнял обязанности главного инженера бассейнового управления.
Деятельность К.В. Гришанина в годы войны получила достойную оценку: он был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».
Осенью 1945 года Кирилл Владимирович был переведен в Ленинград, в Северо-Западное бассейновое управление речных путей, где работал старшим инженером, а затем начальником технического отдела.
В это же время началась педагогическая деятельность К.В. Гришанина: с сентября 1946 года параллельно с основной работой он вел курсы «Гидравлика» и «Выправление рек» в Ленинградском речном училище, а начиная с 1947 года проводил занятия на центральных курсах усовершенствования инженерно-технических работников Министерства речного флота РСФСР при ЛИИВТе. С первого сентября 1951 года К.В. Гришанин был принят на должность старшего преподавателя кафедры водных путей ЛИИВТа. С этого момента и до 1999 года включительно Кирилл Владимирович работал на кафедре водных путей (в настоящее время – кафедра водных путей и водных изысканий ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова). С первых дней работы на кафедре К.В. Гришанин проявил себя в качестве прекрасного педагога и высококвалифицированного научного работника, специализируясь в области речной гидравлики, развивая теорию и практику руслового процесса и разрабатывая на этой основе научную базу и расчетное обоснование по вопросам поддержания и улучшения судоходных условий на реках. Он принимал непосредственное участие в качестве научного руководителя и ответственного исполнителя во всех значимых научно-исследовательских работах кафедры водных путей и водных изысканий. К.В. Гришанин был широко известен как в России, так и за рубежом по учебникам, фундаментальным монографиям, многочисленным научным статьям, а также по нормативным и руководящим материалам по проектированию и осуществлению выправительных и дноуглубительных работ на судоходных реках. Профессором Гришаниным опубликовано 8 учебников и учебных пособий, 3 монографии, 5 книг руководящих технических материалов и более 50 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Монографии и учебники профессора Гришанина содержат полученные им лично новые научные результаты, способствующие прогрессу речной гидротехники.
В 2006 году одной из малых планет было присвоено имя Гришанин в честь Кирилла Владимировича.
К.В. Гришанин является основателем целой научной школы в области теории руслового процесса. Ее участники продолжают дело, которому Кирилл Владимирович посвятил свою жизнь, и с гордостью называют себя его учениками. Многие специалисты часто называют Кирилла Владимировича своим учителем даже тогда, когда не знали его лично, а знакомились с его научными взглядами и теориями через многочисленные печатные работы. Но любой, кто непосредственно общался с этим незаурядным человеком, не мог не оценить грандиозного масштаба его личности, высокий профессионализм и любовь к работе, высочайший уровень культуры, тактичность и доброжелательность, свойственные многим интеллигентам старой закалки.
Институт водного транспорта