Макаровцы: приближая Победу
Макаровцы: приближая Победу
Продолжаем публикацию материалов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне под рубрикой «75. Победа. Уникальные судьбы макаровцев»
(Материал подготовлен Н.И. Каралаш на основании документов, воспоминаний, рукописей, писем, газетных публикаций, хранящихся в музее университета)
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ИРХИН
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организации перевозок (в дальнейшем кафедрой управления судоходством), декан ИЭФЛИИВТа, в период войны − начальник центрального отдела перевозок Наркомречфлота СССР.
А.П. Ирхиным были впервые разработаны с учётом требований во¬енного времени Правила и График движения флота. В 1944 году Александр Петрович выпустил "Пособие по применению графика движения судов и технического плана работы Флота". Внедрение разработанных методов технического планирования работы флота и портов способствовало сокращению сроков доставки грузов для фронта и тыла и лучшему использованию речного флота, приводящих к снижению транспортных издержек. В годы войны проводил большую работу по линии НТОВТ, будучи председателем ревизионной комиссии.
За успешное выполнение заданий советского правительства и командования Красной Армии А.П. Ирхин награждён орденом Красной Звезды (1943 г.), медалями: "За оборону Москвы" (1944 г.) и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАЗАНЦЕВ
Выпускник эксплуатационного факультета ЛИИВТа 1938 г., аспирант ЦНИИРФа, декан ИЭФ, доктор техни¬ческих наук, профессор, заведующий кафедрой организа¬ции труда, профессор консультант ЛИВТа.
В первые месяцы Великой Отечественной войны при¬нимал участие в упаковке и погрузке оборудования научных лаборато¬рий института при эвакуации из Ленинграда в Белый Яр на Волге.
В период эвакуации в с. Белый Яр в 1941-1942 гг. в составе межведомственной группы научных сотрудников работал над созданием, опытной сплоткой и буксировкой безтакелажных плотов, что обеспечивало существенную экономию металла.
В 1942-1943 гг. совместно с научными сотрудника¬ми ЦНИИРФа участвовал в проведении изысканий по транспортному ос¬воению малых рек Сибири; позже разрабатывал предложения по восста¬новлению речного транспорта в Днепровском бассейне.
Награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
РОДИОН ИОНОВИЧ КОЛМОГОРОВ
Кандидат технических наук, доцент кафедры водных путей и портов ЛИВТа, в период войны – начальник службы управления речных путей Иртышского бассейна.
В годы Великой Отечественной войны руководил и непосредственно занимался обслуживанием обстановки путевого хозяйства Иртышского бассейна, протяженностью около 3 тыс. километ¬ров, выполняя важные задания военного времени. По Северному морскому пути с востока на запад шли караваны со стратегическим оборудованием и материалами. Эти караваны под¬вергались нападению немецких подводных лодок. Особенно часто напа¬дения совершались в районе северной оконечности острова Белого.
По заданию военно-морского командования для предотвращения возможности нападения немецких подводных лодок на наши караваны работниками Иртышского Бассейнового управления пути была установ¬лена специальная судоходная обстановка на южном побережье острова Белого, и караваны пошли более безопасным новым маршрутом через пролив Малыгина.
Под руководством Р.И. Колмогорова выполнялись и другие важные задания оборонного значения. В том числе обеспечение судоходных пу¬тей для транспортировки древесины для оружейных заводов; вывозка по реке Таре из прилегающих сельских районов запасов зерна и масла; доставка огромного количества нерудных строительных материалов для потребностей авиационной промышленности, созданной в Омске; достав¬ка каолина на шаландах для изготовления огнеупоров на металлурги¬ческих заводах.
За выполнение важнейших заданий в военное время награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
ВСЕВОЛОД ГЕОРГИЕВИЧ КРАШЕНИННИКОВ (1907-1983)
Кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и планирования водного транспорта,
декан ИЭФ ЛИИВТа; в период войны − начальник отдела транспортного флота Ленского пароходства НКРФ.
В 1930 г. окончил Ленинградский политехни¬ческий институт. В период с 1935 по 1941 г. он работал в ЛИИВТе старшим преподавателем и деканом ИЭФ.
Великая Отечественная война застала В.Г. Крашенинникова в г. Якутске, куда он был направлен по распоряжению НКРФ в учётно-финансовый отдел транзитного флота Ленского речного пароходства.
Обладая обширными теоретическими знаниями и богатым опытом, он внедрял новые формы финансирования судов, вызванные военным временем, что способствовало ускорению доставки грузов фронту и промышленным предприятиям, перебазировавшимся в Восточную Сибирь.
В этот же период преподавал в речном техни¬куме, Якутском пединституте и работал над кандидатской диссерта¬цией, которую защитил в 1946 году, получив учёную степень кандида¬та географических наук.
В период войны В.Г. Крашенинниковым была написана статья "Новый порядок финансирования судов транспортного флота", опубликованная в 1942 г. в газете "Ленский водник".
После реэвакуации ЛИИВТа в г. Ленинград ра¬ботал доцентом кафедры экономики и планирования водного транспорта и деканом ИЭФ, передавая свои знания и опыт молодому поколению, обеспечивая качественную подготовку инженеров-экономистов для вод¬ного транспорта.
За выполнение ответственной научно-педагогической и практи¬ческой работы в период войны награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а позднее медалью "За трудовую доблесть".
ВАЛЕРИАН ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛЯХНИЦКИЙ (1885-1960)
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой портов, действительный член Академии архитектуры и строительства, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Будучи в эвакуации в городе Горьком, в ОЛГИИВТе вы¬полнил ряд научных работ, оказавших большую помощь народному хозяй¬ству в тяжёлые военные и послевоенные годы. Разработал и внедрил в практику "Условия ра¬боты портов в военное время", "Устойчивость работы портов и восста¬новление портовых сооружений" и др.
Награждён орденами Трудового Красного Знаме¬ни (1943 г.) и Знак Почета (1944 г.), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ МАШКОВ (1906-1979)
Научный сотрудник ЦНИИРФа, проректор ЛИИВТа по АХЧ.
В период войны, находясь в эвакуации на Волге, в составе группы специалистов ЦНИИРФа зани¬мался переоборудованием Алексеевских судоремонтных мастерских в базы по перевооружению волжского буксирного флота в военные траль¬щики. Под руководством С.Я. Машкова на крупные буксирные пароходы устанавливались пушки и пулемёты. Летом 1942 года Сергей Яковлевич на Волге участвовал в эксперименталь¬ных работах по выявлению наиболее эффективного способа использова¬ния пассажирских пароходов для буксировки барж.
Награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ СЕМАНОВ
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой гидротехнических сооружений профессор-кон-сультант кафедры гидротехнических сооружений ЛИВТа (с 1973 года).
Великая Отечественная война стала в жизни Н.А. Семанова вто¬рой войной. Первой была гражданская: с декабря 1918 по февраль 1921 года он прошёл путь от рядового бойца до командира отдель¬ной саперной роты.
В годы Великой Отечественной войны Н.А. Семанов, будучи в эвакуации в городе Горьком, наряду с учебной работой в ОЛГИИВТе, выпол¬нил ряд работ, направленных на выполнение заказов оборонного зна¬чения, реконструирование и восстановление разрушенного войной хозяйства речного транспорта.
По заданию Горисполкома города Горького руководил проектом строительства запасного наплавного понтонного моста на р. Оке на случай выхода из строя основного моста. Проект был раз¬работан, понтонный мост был построен и успешно сдан в эксплуатацию. В работе принимали участие Алексей Иванович Чекренев, доктор технических наук, профессор, проректор ЛИИВТа и пять студен¬тов старших курсов факультета ВПиП.
Решением областного и городского исполкома города Горького всем участникам этой важной работы была вынесена благодарность.
В 1942-1943 гг. участвовал в реконструкции Горьковской районной тепловой электростанции (ГОГРЭС) в связи с возрос¬шей потребностью в электроэнергии в военное время.
В 1944 году по заданию Наркомречфлота в составе комиссии специалистов речного транспорта обследовал сооружения Мариинской системы, разрушенные в период военных действий. При его участии были разработаны мероприятия по восстановлению этой водной системы.
Награждён медалью "3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
МАРИНА МИХАИЛОВНА СОКОЛОВА (РЫБАЛЬСКАЯ)
Выпускница заочного отделения ИЭФ ЛИИВТа, кандидат наук, зав. .лабораторией управления пассажирских перевозок кафедры управления судоходством ЛИВТа, зав.отделом разработки АСУ ВЦ ПСЗБ; в период войны − диспетчер пристани Камышин на Волге и пристани Соколки на Каме.
Во время эвакуации, будучи студент¬кой 4-го курса эксплуатационного факультета, была направлена в Нижне-Волжское речное пароходство, где работала диспетчером пристани Камышин в период подхода немецких войск к Сталинграду. Через пристань Камышин с же¬лезной дороги направлялось все вооружение Красной Армии, героичес¬ки защищавшей Сталинград. Это был основной и единственный путь до¬ставки вооружения с августа 1942 г. вплоть до разгрома фашистских полчищ у стен Сталинграда.
В 1944-1943 гг., работая диспетчером пристани Соколки, а затем начальником технической группы Вятского речного пароходства, осуществляла внедрение технического плана работы флота и портов на Каме, способствуя сокращению сроков доставки грузов, необходимых фронту и промышленным предприятиям.
За выполнение заданий военного времени награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и значком "Отличник соцсоревнования Наркомречфлота".
КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СТРИЖ (1887-1946)
Выпускник Военно-морского инженерного училища в Кронштадте (1910 года), профессор; во время войны − начальник отдела судо¬верфи, профессор ОЛГИИВТа; после войны − зав. кафедрой судовых паровых установок ЛИИВТа.
В особо тяжёлый начальный период Великой Отечественной войны являлся деканом судомеханического факультета ЛИИВТа, заведовал кафедрой судовых паровых установок.
В 1942 году был эвакуирован из блокадного Ленинграда и направлен на судоверфь Красноярского края, где до 1944 года работал начальником проектно-технического отдела, выполняя ответственные заказы военного времени.
В конце войны (1944-45 гг.) работал профессором в объединённом институте ОЛГИИВТе в городе Горьком. После победы над фашистской Германией возглавил кафедру паро-теплосиловых установок ЛИИВТа.
Обладал широчайшими познаниями в области судовых силовых установок, богатой эрудицией в различных областях знаний и ярким педагогическим талантом. В 1941 году вышла в свет книга К.А. Стрижа "Судовые вспомогательные механизмы". Всего им написано 7 учебников по судовым паровым машинам и вспомогательным механизмам.
РОМАН АНТОНОВИЧ ХОЛОДЕЦКИЙ (1885-1961)
Профессор, заведующий кафедрой высшей математики ЛИИВТа; в период войны − заведовал кафедрой высшей математики ОЛГИИВТа.
В начале Великой Отечественной войны вместе с другими сотрудниками и студентами ЛИИВТа был эвакуирован сначала в Белый Яр, а затем в Горький, где с 1941 по 1944 год возглавлял кафедру высшей математики объединённого института ОЛГИИВТа.
Был талантливым педагогом, в процессе препода¬вания умело использовал методы высшей математики при решении акту¬альных технических проблем. В период войны успешно применял свои знания при решении задач военно-морской так¬тики, артиллерийской стрельбы из корабельных орудий по невидимой цели и других актуальных прикладных вопросов.
За выполнение важных НИР в 1942 году Народным комиссариатом ВМФ Р.А. Холодецкому была объявлена благодарность; в 1943 году за плодотворную педагогическую и научную работу Наркоматом Речного флота он был награждён орденом Красной Звезды, а в 1945 году − орденом Красного Знамени от командования ВМФ СССР. Награждён медалями "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и "За победу над Германией в Великой Отечест¬венной войне 1941-1945 гг.".
АЛЕКСЕИ ИВАНОВИЧ ЧЕКРЕНЕВ (1901-1982)
Выпускник факультета водных сообщений института инженеров путей сообщения, профессор, доктор технических наук, зав.кафедрой дноуглубления и выправления, проректор ЛИИВТа по учебной работе, в период войны − зам.директора объединенного института ОЛГИИВТа в г. Горьком.
Свою многогранную учебную, научную и общественную деятельность начал в ЛИИВТе в 1931 году. В 1938 году создал кафедру дноуглубления и выправления, которую возглавлял до 1974 года. В период с 1953 по 1962 год занимал должность прорек¬тора института по учебной работе.
Известен в нашей стране и за рубежом как крупный специалист по водным путям и водным изысканиям, его многочисленные, глубокие научные труды и учебные пособия не потеряли своего значе¬ния и в настоящее время, в частности, учебник "Водные пути".
За работу в период Великой Отечественной войны был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ШУШКИН
Кандидат технических наук, ст.научный сотрудник ЦИИРФа, доцент кафедры теории корабля ЛИИВТа.
В эвакуации (г. Белый Яр) в 1941-1943 гг. работал в группе гидромехаников, руководимой А.М. Басиным, выполнявших научные исследования по совершенствованию обводов корпусов и движительно-рулевых комплексов речных судов.
В 1941 году под руководством В.Н. Шушкина проводились исследо¬вания и проектирование водометных движителей, внедрение которых приобрело особо важное значение в связи с проблемой транспортного освоения малых рек и ирригационных каналов.
В 1942 году им был разработан технический проект водометного буксира, по которому в 1943 году в г. Чарджоу был построен и сдан в эксплуатацию малогабаритный мелкосидящий буксир. На ирригационном канале Шават в Хиве судно буксировало досчанники − каюки с хлопком и пшеницей, заменяя многочисленные команды рабочих, тянувших их прежде на бечеве. По этому проекту затем были построены на Моссудоверфи ещё пять буксиров и доставлены по железной дороге в Чарджоу и далее на канал Шават.
В 1943-1944 гг. возглавлял группу учёных, занимав¬шихся по распоряжению Наркомречфлота совместно с проектировщиками ЦТКБ определением возможного использования в новом речном судо¬строении высвобождавшихся танковых двигателей (после их модифика¬ции). Были произведены расчёты ходовых и тяговых характеристик для большого числа вариантов буксирных, грузовых и пассажирских судов с танковыми двигателями в качестве главных судовых машин. Этот материал был использован в докладе НКВФ Госплану СССР о прог¬рамме послевоенного судостроения и определения потребности танко¬вых двигателей для транспортного речного флота.
Награждён орденом Знак Почета и медалью "За доб¬лестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЯРОПОЛЬСКИЙ (1894-1975)
Зам. директора ЦНИИРФа по научной работе; профессор, заведующий кафедрой строительного производства ЛИИВТа.
Имея глубокие знания по механике грунтов и строительным работам, в период Великой Отечественной войны провёл исследование по устойчивости высоких откосов в условиях военного времени. В этой работе были даны рекомендации по повышению устойчивости откосов при взрывных нагрузках.
Награждён медалью "За доблестный труд в Ве¬йкой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
АЛЕКСАНДР ИОСИФОВИЧ ДУКЕЛЬСКИЙ (1900-1980)
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой подъемно-транспортных машин ЛИВТа.
После освобождения Одессы приступил к педагогической работе в высшем учебном заведении города. В этот же период проводил консультационную работу по вопросам восстановления Одесского морского порта. В 1943 г. в журнале "Морской флот" № 7 им была опубликована статья "Выбор оптимальных скоростей и грузоподъемностей крановых установок".
Награждён медалью "За доблестный труд в войны 1941-1945 гг.".
ПЛАТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ САМОЙЛОВИЧ
Кандидат технических наук, доцент кафедры подъемно-транспортных машин ЛИВТа; в период войны главный инженер и зам. начальника монтажно-восстановительных Управлений ММФ СССР.
П.А. Самойлович в начале войны находился в Ленинграде и трудился на заводе Подъёмно-транспортного обору¬дования им. Кирова, который выполнял военные заказы. С сентября 1941 по март 1942 года работал на этом заводе тока¬рем и изготавливал детали мин.
С марта 1942 года до конца войны в должности главного инженера и заместителя начальника монтажно-восстановительного управления (Черноморско-Азовского и Балтийского) Министерства морского флота занимался монтажом кранового оборудования Архангельского и Мурманского портов, восстанавливал Мариупольский, Ростовский и Одесский порты, а также порты Балтики, в том числе Калининградский, Ленинградский и др.
За эту работу награждён орденом Знак Почёта и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной двойне 1941-1945 гг.".
ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ СИРОТСКИЙ
Доктор технических наук, проректор по научной работе ЛИИВТа, заведующий кафедрой ПТМ, профессор-консультант этой кафедры.
В период войны принимал участие в проектировании и строительстве оборонных объектов на северном Урале.
В послевоенный период 1945-1947 гг., работая в ЦНИИМФе, совместно с д.т.н. А.А. Долголенко участвовал в освоении и модернизации импортного оборудования, полученного по ленд-лизу и по репорациям.
За выполнение заданий военного времени награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
РОСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ СКОМОРОВСКИЙ (1910-1978)
Кандидат технических наук, доцент кафедры подъемно-транс-портных машин ЛИИВТа; во время войны – зам. начальника монтажно-восстановительного управления ММФ СССР.
Во время блокады до начала 1943 года жил и работал на заводах Ленинграда; с 1943 года в должности заместите¬ля начальника Балтийского монтажно-восстановительного Управления НКМФ работал по монтажу кранового оборудования в Архангельском и Мурманском портах.
В 1945 году был командирован в Германию, а затем на Дальний Восток в организации, занимавшиеся отгрузкой тро¬фейного оборудования.
За выполнение важных заданий во время Великой Отечественной войны награждён орденом Знак Почета.
МАРК АЛЕКСАНДРОВИЧ СОКОЛОВ
Кандидат технических наук, доцент кафедры ТЭАРП ЛИИВТа; в годы войны − руководитель группы и начальник Ленморниипроекта.
В 1941-1943 гг. работал в Архангельском морском порту руководителем проектной группы ЛЕНМОРНИИпроекта. По проектам этой группы велась реконструкция причалов Архангельского морского порта для приёма караванов с военными грузами.
В 1944-1948 гг., будучи начальником ЛЕНМОРНИИпроекта, руководил проектными работами по восстановлению разрушенных морских портов. По проекту ЛЕНМОРНИИпроекта того периода восстанавливался и Ленинградский морской торговый порт.
За выполнение важных заданий во время Великой Отечественной войны награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.".
Управление внеучебной и воспитательной работы
Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью