Макаровцы: война на Балтийском море
К 75-летию Победы
Макаровцы: война на Балтийском море
Продолжаем публикацию материалов о войне макаровцев на Балтийском море.
1.Район береговой обороны Выборгского сектора (острова Козлиный, Большой Пограничный и Долгий камень), район Койвисто (Приморск), район высадки десанта (Новый Петергоф).
В начале июля 1941 г. сложилась очень тяжелая обстановка для береговой обороны Выборгского сектора. На острова Козлиный, Большой Пограничный и Долгий камень, входящих в Выборгский сектор, фашисты неоднократно пытались высадить десант. Катера 1-го Балтийского отряда погрансудов каждый раз срывали намерения противника. В этих ожесточенных боях участвовал и Николай Михайлович Ермаков. Когда бои отодвинулись в район Койвисто (Приморск) Ермаков принял командование катером «ЗК-40».
5 октября 1941 г. катера «МО» и «КМ» высадили десант у Нового Петергофа - усиленный сводный батальон матросов, старшин и офицеров. Высадку десанта возглавлял командир ОВРа КБФ капитан 2 ранга И.Г. Святов, который находился на «ЗК-40» (командир – Ермаков). Во время высадки катер маневрировал на переменных ходах, но, несмотря на тяжелый режим работы, моторы действовали безотказно. Ермаков, как хороший лоцман, безукоризненно знал всю акваторию Невской губы, и умело управлял маневрами катера.
Зима 1941-42 года была лютой. Побережье Невской губы в районе Стрельны было занято немцами, и возникла угроза появления немцев на фарватере Морского канала. Немцы по ночам подходили к Морскому каналу, пробивали во льду лунки и минировали фарватер. Для ликвидации этой угрозы было решено в клубе Водник» из числа бывших яхтсменов организовать специальный отряд и вооружить его буерами. Отряду была поручена охрана Ленинграда с западной стороны. В отряде использовались разнотипные буера – «площадки», но большие. Чаще всего использовали гафельные буера с кормовым рулевым коньком. На решетке, огражденной поставленной на ребро доской, умещалось по 8 – 10 матросов с пулеметом. Ходили буера группой по три буера в группе. Водителями буеров были известные яхтсмены А. Мацкевич, А. Кукин, Н. Ермаков, П. Круглов, Э. Бодров, В. Тайнов, В. Качергин, М. Сороченков, А. Лодкин, Е. Лодкин, В. Иванов, В. Титов.
Рейды на буерах сразу же дали хорошие результаты. Буера на большой скорости носились по Морскому каналу, следили за берегом, занятым фашистами, доносили об обнаружении лунок на фарватере канала, куда потом доставляли минеров с глубинными бомбами. На буерах доставляли также людей, продовольствие и боеприпасы на зимовавшие во льду баржи ПВО. Из воспоминаний командира Отряда зимней обороны В. Чудова: «В декабре 41-го, например, разведчики на буере за полтора часа обследовали целый район залива, который лыжники смогли бы обойти за восемь часов» .
В марте 1943 г., когда уже на заливе стал таять лед, командованию потребовалось провести разведку береговой обороны, системы укреплений, расположений огневых точек и постов наблюдения фашистов. Из воспоминаний Я. Ельникова: «Выполнение этого сложного задания взял на себя лейтенант Ермаков. В разведку вышли буер и аэросани. Люди были одеты в белые халаты и вооружены пулеметами и автоматами. Тонкий лед прогибался, потрескивая под буером. Каждое мгновенье разведчики могли оказаться подо льдом, но это не смущало Ермакова. Буер шел со скоростью не менее 70 километров в час. Следом мчались аэросани. Начался сильный снегопад. Видимость резко уменьшилась. Чтобы шумом аэросаней не привлечь к себе противника, Ермаков оставил их на месте, а сам на буере, бесшумно, словно тень, на большой скорости подошел к вражеским укреплениям. Противник обнаружил аэросани и открыл по ним огонь, а лейтенант Ермаков, пользуясь плотным снегопадом, пошел вдоль берега, засекая и нанося на карту огневые точки и укрепления немцев.. В конце концов немцы обнаружили разведчиков и открыли интенсивный огонь по буеру. Осколками мины разорвало парус и расщепило мачту буера. Одно неверное движение шкотами могла все погубить. И Ермаков вложил в управление буером все свое спортивное мастерство, вырвал его из огня противника и бережно привел в базу. Командование получило богатые сведения о противнике». Буера оставались на «вооружении» вплоть до полного снятия блокады.
В июле 1944 г. катер «ЗК-40» под командованием лейтенанта Ермакова нес дозорную службу в Нарвском заливе на плотном вражеском минном заграждении. Преодолевая минное поле, Ермаков заметил странные поплавки. Они были выкрашены под цвет воды, и нужно было быть очень внимательным, чтобы их обнаружить. Николай Михайлович решил выяснить, что же это такое. Подойдя вплотную к подозрительному поплавку, осторожно приподнял отпорным крюком поплавок. Ермаков сразу же убедился, что перед ним пока еще неизвестная мина-ловушка – противокатерное оружие врага. Ермаков осторожно установил границы и размеры нового минного поля и тут же доложил по радио в штаб ОВРа о своей находке.
До 1945 г. Ермаков командовал этим катером в навигацию, а когда Финский залив покрывался льдом, то управлял буером. Только за навигацию 1944 г. катер «ЗК-40» совершил более 50 выходов в море, иногда длившихся несколько суток. Окончание войны старший лейтенант встретил командиром тральщика на Балтике.
Окончилась война, и Николай Михайлович становится капитаном учебного моторно-парусного судна Ленинградского Высшего военно-морского пограничного училища.
Может возникнуть вопрос: «А какая связь между Николаем Михайловичем и нашим учебным заведение?». Все очень просто. В 1963 – 1972 гг. Николай Михайлович работал инструкторам водной станции, преподавателем кафедры физической культуры ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.
Ермаков Николай Михайлович родился 3 января 1910 г. в Петербурге. После окончания школы заводского ученичества работал модельщиком на Балтийском заводе, на заводе «Электрик», в артели «Модельщик» и все свое свободное время отдавал парусному спорту. В 1935 г. становится инструктором физкультуры добровольных спортивных обществ «Спартак» и «Пищевик». В 1939 г. Ермаков выиграл гонку первенства ВЦСПС по классу Л-4. В первенстве участвовало 100 экипажей от 24 ДСО.
В 1941 г. Н. М. Ермаков окончил Высшую школу тренеров при Государственном институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Войну закончил капитан-лейтенантом. Был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1952 г. с 19 июля по 3 августа в Хельсинки проходили XV Летние Олимпийские игры. В составе Олимпийской команды был мастер спорта по парусному спорту Николай Михайлович Ермаков.
Всю свою жизнь заслуженный тренер РСФСР по парусному спорту Николай Михайлович Ермаков посвятил парусному спорту. И недаром воды Финского залива бороздит яхта «Николай Ермаков».
2.Таллиннский переход.
Конвой № 2 должен был выйти с Таллинского рейда в 4 часа утра 28 августа 1941 г. Однако конвой вышел только в 15 часов 28 августа. В результате чего вынужден был форсировать Юминданинское минное поле в вечернее и ночное время. Поздно вечером 28 августа конвой № 2 встал на якорь, и была нарушена целостность конвоя. Основная масса транспортов конвоя находилась в 8 – 10 милях севернее мыса Юминданина – в средней части минного поля.
За полчаса до рассвета было решено начать движение. Около 7 часов появился самолет-разведчик противника, и вскоре начались налеты пикировщиков. Атаки продолжались весь день. Убедившись в сравнительной слабости противовоздушной обороны конвоя, противник в течение дня потопил почти все транспорты конвоя. 30 августа остатки конвоя пришли в Кронштадт. Среди пришедших кораблей был и сетевой заградитель «Азимут».
В составе конвоя № 2 вышел из Таллинна пароход «Казахстан» (капитан Вячеслав Семенович Калитаев). На борту парохода находилось около 5000 человек, в том числе несколько сот раненых. В 7 часов 29 августа 1941 г. несколько немецких бомбардировщиков прорвались через заградительный огонь зенитных установок конвоя и атаковали суда. Одна из бомб пролетела рядом с командным мостиком, пробила спардек и взорвалась в машинном отделении. От разрыва другой бомбы погиб стоявший у штурвала рулевой, от расчета орудия, установленного на левом крыле верхнего мостика, не осталось ни одного человека. Капитан ощутил глухой удар и потерял сознание. Очнулся на палубе. Приподнял голову, и тут же воздушной волной очередного взрыва В.С. Калитаев был выброшен в море. Дым окутал все вокруг, Пламя вырвалось из-под палубных глубин и зажгло среднюю надстройку. Судно потеряло управление.
В этот критический момент для судна командование пароходом принял второй помощник капитан Леонид Наумович Загорулько (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1936 г.).
Из оставшихся членов экипажа в строю осталось только шесть человек и среди них старший механик Владимир Антонович Фурса (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1932 г.). Шесть часов продолжалась схватка с огнем. Пожар был ликвидирован.
Л.Н. Загорулько и В.А. Фурса спустились в машинное отделение и произвели осмотр механизмов. Исправным оказался правый котел. Главная машина была забита копотью, грязью и песком. Начался ремонт машинно-котельной установки.
Фашистские бомбардировщики не прекращали атак. Всего за день на пароход было сброшено 160 авиабомб. Вечером атаки прекратились, и «Казахстан» стал на якорь. Бойцы и командиры РККА на плотах и катере, пришедшем с острова Вайндло, стали перебираться на берег. Ночью в топке котла был разведен огонь, и ранним утром 30 августа старший механик В.А. Фурса дал ход главной машиной. В 6 часов утра 30 августа пароход сел днищем на песчаную отмель в юго-западной части острова Вайндло, куда высадилось более 2000 человек, и была организована оборона острова.
31 августа «Казахстан» снялся с песчаной отмели и под охраной тральщиков, сторожевых катеров и буксира «Метеор» своим ходом продолжил героический рейс.
В 9 часов утра 2 сентября 1941 г. обгоревший и пробитый бомбами пароход «Казахстан» отшвартовался в Кронштадте, куда привез около 800 пассажиров и 35 тяжелораненых бойцов.
Теплоход «Вторая пятилетка» (капитан Н.И. Лукин) шел в составе конвоя № 3 из Таллинна в Кронштадт, неоднократно отбивал атаки авиации противника. 29 августа 1941 г. в 12 часов 15 минут, западнее острова Гогланд, во время 15-й атаки фашистских самолетов, после прямого попадания авиабомбы судно начало погружаться. Штурманы Е. М. Парфенов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1929 г.), В. Логвиненко, старший механик П. Чугунихин, второй механик А. Шабалин много сделали, чтобы спасти пассажиров. Тральщики и катера сняли и доставили на остров Гогланд более 2500 человек.
В результате последующих воздушных атак 30 августа теплоход затонул.
В ночь с 27 на 28 августа 1941 г. пароход «Балхаш» (капитан Александр Африканович Демидов – выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1927 г.) у причала эстонского порта Палдиски принимал пассажиров: красноармейцев, краснофлотцев, стариков, женщин и детей. Утром 28 августа «Балхаш» прибыл на Таллиннский рейд и под обстрелом артиллерии противника занял свое место в конвое № 3.
А. А. Демидов вспоминает: «Вскоре на идущей впереди колонны канонерке взвился сигнал воздушной тревоги. Потом их поднимать уже не стали: нападения на наш караван и с воздуха, и с берега следовали одно за другим. В первый же день перед наступлением темноты на суда, идущие в нашей третьей колонне, была произведена торпедная атака. Справа показались белые буруны, они шли, как штормовой вал. Взрывы следовали один за другим. А тут новая опасность – начался минный район…».
29 августа 1941 г. в районе между островами Вайндло и Родшер пароход «Балхаш» погиб на минном поле. Погибло 87 раненых и 8 членов экипажа.
22 июня 1941 г., удовлетворив просьбу старого капитана, начальник Балтийского морского пароходства назначил Александра Петровича Смирнова (выпускника Мореходных классов при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе 1898 г.) капитаном теплохода «Иван Папанин».
27 августа 1941 г. в Таллинне на борт теплохода погрузили более 3000 бойцов РККА и 200 автомашин. 28 августа теплоход, уклоняясь от ударов с суши и воздуха, взял курс на Ленинград. Вечером 28 августа теплоход дважды успешно уклонялся от торпед. Ночь, простояв на якоре, утром 30 августа вместе с другими судами «Иван Папанин» снялся с якоря и пошел в кильватер парохода «Казахстан». Начались беспрерывные атаки фашистских самолетов. Только с четвертого раза одному из самолетов удалось обстрелять из крупнокалиберного пулемета командный мостик и двумя бобами поразить теплоход. Капитан А.П. Смирнов, старший штурман А.Г. Масловский (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1934 г.), второй штурман А.Д. Аграновский, третий штурман А.А. Марченко и более 60 бойцов и командиров были ранены.
В результате попадания бомб на теплоходе возник пожар в первом трюме и в районе второго люка. Загорелись автомашины, оказалась поврежденной пожарная носовая магистраль. В машинном отделении руководил борьбой за живучесть старший механик Михаил Аркадьевич Аркадьев (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1927 г.). Раненые капитан и старший штурман организовали борьбу с огнем. Теплоход был вынужден выйти из кильватерной колонны.
После очередного налета авиации взрывом бомб было выведено из строя рулевое управление. Капитан, истекая кровью, отдал свой последний приказ: «Остановить главный двигатель!» А.П. Смирнова вместе с теряющим сознание старшим штурманом А.Г. Масловским матросы унесли с мостика на руках.
Объятый пламенем теплоход несло на минное поле. Экипаж боролся с огнем и устранял повреждения. С помощью сигнальщика были вызваны катера и тральщики, чтобы снять с судна раненых, детей и женщин. Исправив повреждение рулевого устройства, теплоход направили к острову Гогланд. В районе южного берега о. Гогланд судно на малом ходу подвели к берегу. Продолжая бороться с огнем, экипаж организовал высадку воинов РККА на берег. Пожар на судне продолжал бушевать. Стали взрываться бензоцистерны и боезапас, находящиеся на судне. Убедившись, что ни один человек не остался на борту, старший на теплоходе – помполит В.В. Новиков приказал экипажу забрать судовые документы, часть продовольствия и немедленно сойти на берег. Мужество, большое самообладание экипажа теплохода «Иван Папанин» помогли спасти 3000 бойцов и командиров РККА.
Александр Петрович Смирнов почти полвека безупречно служил торговому флоту страны. В 1921 г., одним из первых среди советских капитанов А.П. Смирнов повел пароход «Аргунь» (впоследствии «Красный Профинтерн») в порты Западной Европы. Из-за преклонного возраста А.П. Смирнов сошел с капитанского мостика и работал капитаном-наставником морской инспекции БМП, в Научно-исследовательском институте морского флота. 22 июня 1941 г. был назначен капитаном теплохода «Иван Папанин».
Александр Петрович Смирнов умер от полученных ран 5 сентября 1941 г. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.
Днем 27 августа 1941 г. пароход «Тобол», капитаном которого был Борис Иванович Виноградов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1933 г.), покидал Таллинн. Пароход постоянно обстреливался с берега фашистскими артиллеристами. Борис Иванович Виноградов вел пароход зигзагами на большой Таллиннский рейд. «Тобол» ушел из-под обстрела, приблизился к точке формирования третьего конвоя и встал на якорь.
После полудня 28 августа «Тобол», имея на борту сотни бойцов и командиров, взял курс на Кронштадт. В 16 часов на суда конвоя напали фашистские бомбардировщики. Атаки самолетов продолжались до наступления ночи. Простояв ночь на якоре, утром 29 августа «Тобол» и другие суда конвоя № 3 продолжили свой путь в Кронштадт. Каждую минуту перехода суда вели неравный бой с противником. То необходимо уклоняться от плавающей мины, то от атак авиации, то от атаки подводной лодки. Вдруг дым и языки пламени взметнулись над корпусом впередиидущего парохода «Казахстан». Б.И. Виноградов повел «Тобол» на помощь «Казахстану». В этот момент пять фашистских самолетов атаковали «Тобол». В считанные минуты вражеские самолеты сумели сбросить бомбы. Капитан упал, истекая кровью. И в это время страшной силы волна обрушилась на мостик. Превозмогая боль, Б.И. Виноградов поплыл к искореженному деревянному обломку, подпрыгивающему невдалеке. Через мгновение он почувствовал, как чьи-то сильные руки вытащили его на палубу военного катера. И только тогда капитан потерял сознание.
Борис Иванович Виноградов был тяжело ранен и впоследствии умер от ран.
«Всего до Кронштадта дошли крейсер (100%), два лидера (100%), пять эсминцев из десяти (50%), шесть сторожевых корабля из девяти (66%), девять подводных лодок из одиннадцати (82%), две канонерские лодки из трех (66%), десять базовых тральщиков (100%), шестнадцать тихоходных тральщиков из восемнадцати (89%), три электромагнитных тральщика (100%), двадцать шесть катерных тральщиков (100%), тринадцать торпедных катеров из четырнадцати (93%), двадцать три катера МО из двадцати пяти (92%), три сетевых заградителя (100%), тридцать два судна их семидесяти пяти (43%). Из принятых на борт кораблей и судов 27800 человек погибло около 11000 человек, в том числе немногим более 3000 – гражданские лица. Не учитываются потери среди личного состава экипажей погибших кораблей и судов» .
3.Переходы по Балтийскому морю (Финскому заливу).
22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут в районе острова Котлин пароход «Луга», капитаном которого был Василий Михайлович Миронов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1924 г.), был атакован немецким бомбардировщиком. В результате обстрела был ранен штурман С.И. Клименов. Самолет, атаковавший «Лугу», также сбросил мины у выхода в открытую часть Ленинградского морского канала.
Из отчета штаба КБФ (переход кораблей и судов из Таллинна в Кронштадт в августе 1941 г.): «Транспорт «Луга» имел на борту 1226 раненых и в 00 часов 15 минут 29 августа 1941 г. подорвался на мине, но остался на плаву. Взрыв был исключительно большой силы. Через 30 – 40 минут после аварии к борту подошел транспорт «Скрунда», принявший к себе всех раненых. После этого «Луга» была затоплена своей командой. Таким образом, из 1226 раненых, погруженных на транспорт «Луга», погибло всего 20 человек, а 1206 были спасены благодаря мужеству и распорядительности капитана транспорта, коменданта и личного состава». Капитан теплохода «Вторая пятилетка» Н.И. Лукин вспоминает: «Капитан В.М. Миронов распорядился начать эвакуацию раненых из неповрежденных трюмов. В считанные часы, которые оставались в распоряжении моряков «Луги», на другие суда каравана было передано несколько сот человек. Это был героический труд экипажа, который сам находился в смертельной опасности.
И вот на «Луге» осталось только двенадцать человек – двенадцать моряков во главе с капитаном. Остальные суда каравана не имели возможности оказать судну помощь. Пароход дрейфовал в минном поле. Капитан «Луги» приказал открыть кингстоны. Оставшиеся в живых моряки «Луги» ночью на шлюпке добрались до нашего теплохода, и мы подняли их к себе».
Пароход «Гайсма», капитаном которого был Николай Григорьевич Дувэ (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1932 г.) следовал из Риги в Любек с грузом леса. 22 июня 1941 г. в 3 часа 45 минут у юго-восточного берега о. Готланд пароход был атакован немецкими торпедными катерами «S-59» и «S-60». Катера обстреляли пароход, а затем потопили его двумя торпедами. Моряков, оказавшихся в воде, фашисты расстреливали из пулеметов. Погибло 6 человек. Было захвачено в плен 2 человека. Оставшиеся в живых 24 члена экипажа, 14 часов добирались на шлюпке до латвийского берега, и в районе маяка Ужава вышли на берег. Здесь же они похоронили скончавшегося от ран капитана.
С начала Великой Отечественной войны пароход «Волга» Выборгского пароходства НКРФ, где старшим помощником капитана был Павел Алексеевич Майоров (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1939 г.), доставлял грузы советским войскам, оборонявшим побережье Выборгского залива. Во время выполнения боевого задания 3 июля 1941 г. пароход «Волга» получил повреждения и затонул. П.А. Майоров был переведен на пароход «Тюлень», осуществлявший эвакуацию войск в Ленинград. С декабря 1941 г. по июнь 1942 г., в период блокады Ленинграда, П.А. Майоров работал на кораблях Гидрографического отдела КБФ. Летом и осенью 1942 г. плавал 3-м помощником капитана «ВТ-502» БМП.
3 июля 1941 г. пароход «Выборг», капитаном которого был Илья Гаврилович Гаврилов (выпускник судоводительского отделения Петроградского училища дальнего 1920 г., Герой Социалистического труда с 1957 г.), следовал из Ленинграда в Таллинн. В 11 часов 30 минут пароход был обстрелян финской подводной лодкой «Ветехинен». Шесть снарядов послали с финской подводной лодки по пароходу, но цели не достигли. «Выборг» вынужден был повернуть на обратный курс. В 14 часов 40 минут восточнее острова Гогланд «Выборг» был торпедирован финской подводной лодкой «Весикко». Главный двигатель остановился, через пробоину внутрь корпуса стала поступать вода. Пароход тонул. Капитан приказал экипажу покинуть судно. Старший штурман Вениамин Исаевич Факторович (выпускник судоводительского факультета Ленинградского морского техникума 1937 г.) четко, без суеты командовал посадкой моряков в шлюпки. Экипаж высадился на шлюпки. Капитан и старший помощник покинули судно последними. Подоспевшие на помощь советские катера доставили экипаж «Выборга» на остров Лавенсаари. Это была первая потеря БМП с начала войны. Погиб боцман парохода.
В начале августа 1941 г. переоборудованный под госпиталь пассажирский турбоэлектроход «Балтика» (капитан Г.П. Бютнер) отшвартовался в Таллиннском морском порту и тал принимать раненых. Их размещением руководил старший штурман В.И. Факторович, перешедший сюда после гибели «Выборга».
В сопровождении эсминца «Стерегущий», нескольких торпедных катеров и четырех «морских охотников» «Балтика» вышла в Ленинград. Рейс проходил в тяжелых условиях. То и дело тральщики, идущие впереди, подрезали минрепы, и мимо бортов кораблей проплывали мины, готовые сработать в любую минуту. 12 августа в районе острова Гогланд у борта турбоэлектрохода раздался взрыв. В машинное отделение стала поступать вода из залитых котельных, остановились главные двигатели, бездействовала связь, люди работали в темноте.
Механикам удалось запустить дизель, заработал мощный насос, началась откачка воды. Команда судна продолжала делать все возможное, чтобы спасти судно. В носовой части моряки с трудом заделывали огромную пробоину. Капитан судна приказал спустить спасательные шлюпки с левого борта и организовать отправку раненых к острову Готланд.
Тем временем пробоина была заделана, и затопление турбоэлектрохода было предотвращено. Эсминец «Стерегущий взял судно на буксир. 13 августа 1941 г. «Балтика» прибыла в Ленинград. Команда турбоэлектрохода спасла 2352 раненых бойца. В критический момент для судна 600 человек на шлюпках были доставлены на Готланд.
24 августа 1941 г. госпитальное судно «А. Жданов» (капитан П.П. Елизарьев) в составе конвоя, состоящего из одиннадцати кораблей, следовало из Таллинна в Ленинград. На «А. Жданове» было размещено 860 человек тяжело раненных бойцов и командиров. Корабли и суда каравана подвергались обстрелу береговых батарей, налету торпедных катеров и самолетов. За четыре часа на госпитальное судно «А. Жданов» было совершено двенадцать атак пикирующих бомбардировщиков и сброшено сорок авиабомб. Капитан судна, маневрируя и отражая атаки самолетов с помощью двух 37-мм зенитных пулеметов, не допустил прямых попаданий снарядов и авиабомб противника и этим спас судно и находящихся на нем раненых. Бесстрашными и отважными были и помощники капитана – штурманы Константин Владимирович Коваленко (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931 г.), Евгений Николаевич Мартынцев (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1934 г.) и старший механик Павел Тиофанович Пастерский (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1927 г.).
При обороне Таллинна в 1941 г. отличился ледокол «Октябрь», капитаном которого был Александр Иванович Козлов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1930 г.). В середине августа 1941 г. в караване транспортов «Октябрь» выполнял буксировку баржи с бензином для воинских подразделений, защищавших Таллинн. На траверзе Хельсинки Карабан был атакован торпедными катерами. Один их транспортов, получив пробоину, затонул. Караван пошел дальше, а ледокол «Октябрь» задержался и, подобрав с воды пятьдесят моряков с погибшего судна, благополучно отшвартовался в Таллинне, доставив воинским частям авиационный и автомобильный бензин.
За три дня до начала эвакуации защитников Таллинна ледокол «Октябрь» возглавил караван из девяти транспортов, следовавших в Ленинград. Караван сразу же подвергся налету авиации. Бомбы сыпались рядом с бортами судов. Зенитчики ледокола вели беспрерывный огонь. Самолеты шли волной за волной. Некоторые суда каравана стали тонуть. Не прекращая вести огонь по фашистским самолетам, ледокол стал подбирать раненных. Только с наступлением ночи налеты авиации прекратились. С наступлением утра на оставшиеся суда каравана совершили налет торпедные катера. Основной удар торпедных катеров был нацелен на ледокол, но грамотными действиями капитана – А.И. Козлова и артиллеристов ледокола атака катеров было отбита. Так, сражаясь, «Октябрь» довел транспорты с ранеными до Ленинграда.
29 августа 1941 г. пароход «Сигулда», капитаном которого был Владимир Михайлович Беклемишев (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1930 г.) в составе конвоя порожним шел из Таллинна. У острова Вайндло тральщики подорвали на минах тралы, и конвой вынужден был возвратиться к острову Готланд. У Готланда конвой подвергся ударам авиации. «Сигулда», получив повреждения, выбросилась на мель и через сутки полностью затонула. Погиб один человек.
29 августа 1941 г. вместе с пароходом «Сигулда» из Таллинна шел пароход «Сауле», капитаном которого была Анна Ивановна Щетинина (выпускница судоводительского факультета ЛВМУ 1950 г., Герой Социалистического труда с 1978 г.). Суда шли под охраной тральщиков. Вдруг со стороны солнца появился один пикирующий бомбардировщик, за ним второй. А. И. Щетинина насчитала 16 самолетов. И каждый самолет сбрасывал на эти суда бомбы. Так как суда шли за тралами, то маневрировать они не могли. В результате налета был поражен бомбой пароход «Сигулда». А. И. Щетинина привела судно на рейд и поставила на якорь. Оставив на вахте старшего штурмана Н. Брызгина, Анна Ивановна спустилась в кают-компанию.
Через некоторое время завыли сирены и открыли огонь зенитчики кораблей и береговых батарей. На «Сауле» раздался оглушительный взрыв. Анна Ивановна Щетинина выбежала из кают-компании и увидела немецкий бомбардировщик, уходящий в облака. На палубе из труб вырывался пар, текла вода. Много разрушений оказалось на палубе и в машинном отделении. Было снесено правое крыло мостика, выведены из строя рулевая машина и многие механизмы. Собранность и удивительное самообладание проявила А.И. Щетинина в столь сложной обстановке.
С помощью военных моряков пароход «Сауле» отбуксировали в бухту, и в течение восьми суток экипаж восстанавливал механизмы. Срочные работы производились под бомбежкой, которая не прекращалась все дни. Исправив повреждения, Анна Ивановна Щетинина привела судно в Ленинград.
В навигацию 1944 г. водить корабли Финским заливом было непростой задачей. В глубинах моря таилась зловещие вражеские мины. В конце 1944 г. пароход «Казахстан» под командованием капитана Владимира Михайловича Беклемишева шел в районе острова Куйвесту. Вдруг в десяти метрах от борта с грохотом взметнулся высокий столб воды. Это сработала мина. Взрывной волной оторвало кингстон, вода ворвалась в машинное отделение. Спасти судно помогли эпроновцы. Они наложили пластырь на пробоину, и «Казахстан» ушел на ремонт.
Участие в морской обороне Ленинграда.
В ночь на 2 сентября 1941 г. пароходы «Барта» (капитан М.А. Фармаковский), «Отто Шмидт», капитаном которого был Николай Андреевич Фафурин (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1924 г.) и «Мееро» (капитан В. А. Цибулькин) вышли из Кронштадта и самостоятельно, без лоцманов, проследовали по кратчайшему пути в порт Койвисто (Приморск). Им была поставлена командованием задача - принять в Койвисто воинские подразделения, попавшие в этом районе в окружение.
Ночь выдалась темная. В небе – ни луны, ни звездочки. Тьма помогала транспортам двигаться скрытно, но в то же время увеличивала опасность плавания. Пароходы шли друг за другом, выдерживая самую короткую дистанцию. Впереди прокладывали дорогу тральщики. Справа и слева караван охраняли военные катера. Вдруг раздался глухой взрыв. Пароход «Мееро», замыкавший караван, подорвался на мине. Капитаны Н.А. Фафурин и М.А. Фармаковский ничем не могли помочь своему товарищу В.А. Цибулькину, чтобы не нарушить строя конвоя. Помощь экипажу «Мееро» оказали военные катера. «Барта» и «Отто Шмидт», не сбавляя скорости, продолжали держать курс к намеченной цели. В непроглядной темноте, под сильным артиллерийским обстрелом, осторожно обходя мелководье, пароходы «Барта» и «Отто Шмидт» отшвартовались в Койвисто. Совсем рядом шел ожесточенный бой.
В предельно сжатый срок приняли на борт более 2000 красноармейцев и командиров моряки парохода «Отто Шмидт». С восходом солнца оба судна в сопровождении тральщиков и военных катеров, покинув Койвисто, вышли в море. На судах было эвакуировано 6000 человек, находившихся в окружении. Кроме людей судами было вывезено вооружение и ценное имущество. Военные корабли доставили из Койвисто остальные воинские подразделения. К вечеру суда отшвартовались в Ленинграде.
Благодаря этой операции, как отмечал начальник штаба КБФ контр-адмирал Ю.А. Пантелеев, «из-под самого носа фашистов флот перебросил под Ленинград более 12000 бойцов. Немалая помощь фронту».
Большой вклад в оборону Ленинграда внесли моряки судов, свершавшие рейсы в Ораниенбаум (г. Ломоносов). Единственный путь, связывающий Ораниенбаум с Ленинградом, был морской, но и он на всем протяжении простреливался немецкой береговой артиллерией и бронепоездами, курсирующими вдоль побережья. Кроме этого вражеская авиация постоянно бомбила Ленинград и Кронштадт. Поэтому рейсы в Ораниенбаум сначала суда осуществляли днем, но потом стали ходить только ночью. Суда доставляли на Ораниенбаумский плацдарм боезапас, продовольствие, фураж, жидкое топливо, инженерное и вещевое имущество, обратными рейсами вывозили раненых.
Много раз совершал рейсы в Ораниенбаум и пароход «Отто Шмидт». Особенно опасными были лунные ночи, когда на фоне воды предательски вырисовывались контуры судна. Немцы тут же открывали огонь. Только за один день 2 ноября 1941 г. в результате обстрела погибли на боевом посту старший помощник капитана Иван Гаврилович Гаврилов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1930 г.), третий штурман В.В. Колюшев, боцман М.Л. Куриков.
12 ноября 1941 г. рейс для парохода «Отто Шмидт» оказался самым трудным. Судно возвращалось в Ленинград с людьми и грузами. Стояла лунная ночь. Немцы заметили судно у Петергофского буя и открыли огонь, но вскоре обстрел прекратился. Шквальный огонь обрушился на судно, когда судно стало подходить к закрытой части Морского канала. Расчет фашистов был прост: потопить пароход и тем самым закрыть канал.
В результате обстрела на палубе загорелись автомашины и бензин, загорелся капитанский мостик. Тушение пожара возглавил старший помощник капитана Леонид Аркадьевич Тарвид (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1936 г.),. Машина работала на полный ход. Внизу самоотверженно трудилась маш