Цветовая схема
AAA
####

«Макаровская» трилогия о Цусимском сражении: II ч

«Макаровская» трилогия о Цусимском сражении: II часть

Преподаватели и выпускники нашего учебного заведения в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг. и Цусимском сражении 27-28 мая 1905 г. (14-15 мая по старому стилю)

Материал к 115-й годовщине Цусимского сражения

Часть II

Уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем историческую зарисовку о преподавателях и выпускниках учебных заведений-предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Начало читайте здесь.

14 мая 1904 г. эскадра Рожественского вошла в Корейский пролив. Среди кораблей второго отряда миноносцев был эскадренный миноносец «Громкий» (командир корабля - капитан 2 ранга Георгий Федорович Керн, старший офицер – лейтенант Паскин). В 2 часа 28 минут японский вспомогательный крейсер «Синано-Мару», находящийся в дозоре, обнаружил огни госпитального судна «Орел», а затем и всю эскадру Рожественского. После обнаружения русских кораблей японские крейсера установили за ними непрерывное наблюдение, следуя параллельным курсом. В 7 часов утра один из японских крейсеров был обнаружен кораблями русской эскадры. После перестроения в 12 часов 5 минут корабли русской эскадры легли на курс 23º - на Владивосток. В 13 часов 15 минут корабли русской эскадры обнаружили главные силы японского флота, шедшие на запад на пересечение курса русской эскадры. В 13 часов 49 минут эскадренный броненосец «Князь Суворов» с дистанции 38 каб. открыл огонь по японским кораблям. В 13 часов 52 минуты те открыли артиллерийский огонь по эскадренным броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя» русской эскадры. Так началось Цусимское сражение. В 19 часов 30 минут, после потопления эскадренного броненосца «Князь Суворов» и транспорта-мастерской «Камчатка», командующий японским силами адмирал Того приказал отрядам идти на север и к утру подойти к острову Уллындо (Дажелет), чтобы продолжить бой с русской эскадрой. Закончился первый день Цусимского сражения.

С наступлением темноты корабли русской эскадры подверглись торпедным атакам японских миноносцев. Был потоплен эскадренный броненосец «Наварин», а эскадренный броненосец «Сисой Великий», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» получили попадания торпедами и в результате тяжелых повреждений были затоплены личным составом.

Эскадренный миноносец «Громкий» находился около броненосного крейсера «Владимир Мономах» с целью оказания помощи экипажу. Русские корабли были обнаружены японскими миноносцами. Так как экипаж «Владимира Мономаха» спустил шлюпки и затопил корабль, «Громкий» стал уходить на север. За ним погнались три японских миноносца. Около 11 часов 15 мая начался бой эскадренного миноносца «Громкий» с японскими миноносцами. Расстояние между кораблями составляло 300-800 метров. Как потом было указано в «Описании военных действий на море в 37 – 38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.), составленном Морским Генеральным Штабом Японии», «начался жестокий бой вплотную». На «Громком» была выведена из строя кормовая кочегарка, было сбито орудие № 5, у орудия № 4 осталось немного снарядов. Командир миноносца капитан 2-го ранга Керн, видя большие потери среди личного состава и опасность взятия миноносца японцами на абордаж, передал через старшего офицера лейтенанта Паскина старшему механику штабс-капитану Саксу приказание затопить миноносец, а корабль направить носом на берег острова Цусима, который находился на расстоянии восьми миль. Из воспоминания старшего механика миноносца «Громкий» штабс-капитана Сакса: «Сбив клинкеты проточных труб холодильников, и совместно с машинным кондуктором Петровым, квартирмейстерами Катушевым и Щенниковым открыл кингстоны машинного и кормового кочегарного отделения, а в носовой кочегарке приказал поддерживать пар, дабы дать возможность приблизиться к берегу и иметь ход до конца боя. Когда вода покрыла крышки клинкетов, я выпустил команду из машины и доложил командиру, что миноносец затонет скоро; он погружался все более и более, двигаясь к берегу, отстреливаясь последней пушкой. Неприятель, не решаясь взять нас на абордаж, сблизился до 2 каб. и, держась за кормой, осыпал нас снарядами. Тут мы потеряли наибольшие потери в личном составе. Разорвавшимся снарядом был тяжело ранен на юте лейтенант Паскин. Командир, стоя на мостике, выждал момент, когда миноносец осел и над водой было всего 2 фута, отдал команду: «Спасайся, кто может». Японцы, подойдя на расстояние 1,5 каб., открыли жестокий огонь. В этот момент снарядом, попавшим в мостик, был смертельно ранен командир корабля. Командование было передано мичману Потемкину. Комендор Капралов, сделав выстрел последним снарядом, прекратил стрельбу. Японцы сейчас же сыграли отбой и спустили шлюпки, которые стали подбирать плавающих русских матросов. Подойдя к борту эскадренного миноносца, японцы сняли тяжело раненного лейтенанта Паскина, раненого мичмана Потемкина, кондуктора Петрова, смертельно раненого фельдшера Боровикова. После чего миноносец лег на правый борт и затонул, имея на фок-мачте Андреевский флаг».

Впоследствии 35 нижних чинов экипажа «Громкого» были награждены Знаками отличия Военного ордена 4-й степени, а 11 наиболее отличившихся были удостоены Знаков 3-й степени.

 

Эскадренный миноносец «Громкий»

Паскин Александр Александрович (1881 – 1947). Доцент. Окончил Морской корпус в 1900 г. и получил чин мичмана. До 1903 г. служил на кораблях Черноморского флота в должностях младшего штурмана, вахтенного начальника. В 1903-1904 гг. прошел курс Офицерского класса в водолазной школе и партии Кронштадта. Участвовал в Русско-японской войне в качестве старшего офицера эскадренного миноносца «Громкий». В бою с японским флотом был ранен и оказался в плену на о. Цусима. В 1905 –1907 гг. – старший командир начальника водолазной школы и партии, старший офицер учебного корабля этой партии. В 1907-1915 гг. А.А. Паскин служит в Морском корпусе в должностях младшего начальника отдела, ротного командира, флагманского руководителя учебного отряда. С 1915 г. служит в Главном Морском штабе. С 1909 г. Александр Александрович преподает в Морском корпусе и Санкт-Петербургских соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра I. С 1917 г. по 1930 г. служит в Управлении военно-морских учебных заведений. С 1930 г. - на преподавательской работе в ВВМУ, ЛИВТ, Гидрографическом институте Главсевморпути. В 1940-1942 гг. А.А. Паскин преподает в Высших Специальных курсах командного состава ВМФ. В 1942-1944 гг. служит в Гидрографическом управлении ВМФ.

С 1944 г. Александр Александрович Паскин руководит кафедрой кораблевождения в Гидрографическом институте Главсевморпути, ВАМУ.

Эскадренный броненосец «Орел» входил в состав первого броненосного отряда русской эскадры адмирала Рожественского. На корабле проходил службу младшим штурманом мичман Н.А. Сакеллари. В ходе боя 14 мая «Орел» получил 55 попаданий снарядов крупного калибра, но сохранил боеготовность. С наступлением темноты 14 мая русские корабли подверглись атакам японских миноносцев. Включив прожектора, тем самым демаскировав себя, часть кораблей была потоплена в результате торпедных атак миноносцев, а оставшиеся большей частью потеряли связь между собой и стали следовать во Владивосток самостоятельно. Эскадренные броненосцы «Орел», «император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд» под командованием контр-адмирала Небогатова не включали прожекторов и не были обнаружены японцами. С рассветом этот отряд был обнаружен японцами. В 10 часов 15 минут 15 мая 1905 г. остатки русской эскадры (эскадренные броненосцы «Орел», «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд») под командованием контр-адмирала Небогатова были окружены превосходящими силами японского флота. Несмотря на готовность русских кораблей к дальнейшей борьбе, адмирал Небогатов отдал приказ о сдаче. Приказу не подчинился только крейсер «Изумруд», который прорвался через строй японских кораблей и ушел, но 17 мая погиб на камнях в бухте Владимир.

После ремонта был введен в строй японцами под названием «Ивами».

 

Эскадренный броненосец «Орел»

Сакеллари Николай Александрович (1980 – 1936). Видный специалист в области теории и практики кораблевождения, капитан дальнего плавания, профессор, флагман 2 ранга. В 1901 г. он окончил с дипломом первой степени физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1903 г. - юнкер флота. В 1904 г. Н.А. Сакеллари сдал экстерном экзамены за полный курс Морского корпуса и был произведен в мичманы. На эскадренном броненосце «Орел» совершил переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и принял участие в Цусимском сражении, был пленен. После войны служил штурманом на крейсерах «Россия» и «Диана». В 1913 г. он окончил с серебряной медалью гидрографическое отделение Николаевской Морской академии и был назначен преподавателем навигации, флагманским штурманом Учебного отряда кораблей Морского кадетского корпуса. В 1914 – 1915 гг. Н.А. Сакеллари был флагманским штурманом бригады крейсеров Балтийского флота. В 1915 – 1916 гг. - командовал учебным судном «Астарта», учебным судном «Рында». С 1918 г. по 1920 г. он проходил службу в Морском Генеральном штабе. С 1920 г. Н.А. Сакеллари - на преподавательской работе в военно-морских учебных заведениях. В 1924 г. он был старшим штурманом посыльного судна «Воровский» во время перехода из Архангельска во Владивосток. В 1929 – 1930 гг. обеспечивал переход линейного корабля «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь в качестве флагманского штурмана. В 1934 г. - в качестве флагманского штурмана экспедиции принял участие в спасении челюскинцев, проведя в кратчайший срок ледокол «Красин» из Ленинграда к берегам Чукотки.

Доктор военно-морских наук, профессор Николай Александрович Сакеллари был первым начальником кафедры «Кораблевождения» (1935 – 1936 гг.) в Гидрографическом институте Главсевморпути.

Его именем назван полуостров в Антарктиде.

23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. В соответствии с этим договором Россия уступала Японии: аренду Порт-Артура, Дальнего и прилегающих территорий; железную дорогу между станциями Чанчунь и Порт-Артуром со всеми ответвлениями, а также каменноугольные копи, принадлежащие этой дороге; южную часть острова Сахалин. Россия признавала за Японией право преобладающего влияния в Корее, обязывалась предоставить японцам право рыбной ловли вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

Обе стороны обязывались вывести свои войска из Маньчжурии, не возводить укреплений в своих владениях на острове Сахалин и прилегающих к нему островах.

Так закончилась Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Впоследствии адмиралы Рожественский, Небогатов, бывшие командиры кораблей Смирнов («Император Николай I»), Лишин («Генерал-адмирал Апраксин»), Григорьев («Адмирал Сенявин»), Шведе («Орел»), бывшие старшие офицеры первых трех кораблей, флаг-капитан Кросс были привлечены к суду. Рожественский, которому вменялось в вину только сдача противнику миноносца «Бедовый», был оправдан ввиду героического поведения в бою, личного мужества и тяжелого ранения. Шведе был освобожден от ответственности в виду тяжелых повреждений его корабля. Небогатов, Смирнов, Лишин, Григорьев были приговорены судом к смертной казни как виновники позора. К такой же мере наказания был осужден и генерал Стессель за сдачу Порт-Артура. Смертная казнь им была заменена императором Николаем II на 10 лет заключения в крепости. Несколько месяцев заключения в крепости получили Кросс и старшие офицеры первых трех кораблей. В 1909 г. Небогатов и Стессель были помилованы императором Николаем II.

Суд оправдал всех офицеров сдавшихся кораблей, которые не имели возможности помешать намерениям командования.

Таким образом наше учебное заведение оказалось связано с историей Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

Окончание материала читайте завтра.

Центр патриотического воспитания

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью