Цветовая схема
AAA
####

Капитан дальнего плавания, новатор в рыбопромыслов

Капитан дальнего плавания, новатор в рыбопромысловой отрасли Николай Васильев

Наш сегодняшний рассказ – о выпускнике Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра Ι, капитане дальнего плавания, много сделавшем для возрождения торгового флота на Балтике в 1917 – 1930 гг. Новаторе в рыбопромысловой отрасли, писателе и преподавателе Николае Васильеве.

Николай Яковлевич Васильев родился 25 февраля 1889 г. в семье дворника в Петербурге. С 1905 г. плавал на русских и иностранных пароходах и парусниках торгового флота. В 1908 г. окончил Санкт-Петербургские соединенные училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра Ι с большой золотой медалью. В 1913 г. он окончил двухгодичные курсы по подготовке к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях. В 1916 году Николай Яковлевич был произведен в прапорщики флота и назначен начальником 8-го Отряда транспортов Балтийского моря (Гельсингфорс, в настоящее время - Хельсинки), а затем - флаг-офицером, флаг-интендантом Штаба транспортной флотилии на Балтийском море.

21 июня 1917 г. управляющий Морским министерством В.И. Лебедев утвердил «Положение о Балтийском комитете». Балтийский комитет (Балторком) возглавил Н.Я. Васильев. «Ближайшей задачей комитета является собрать все транспорты в одни руки, предоставив для перевозки возможно больший тоннаж», - отмечал в своем докладе 7 июля 1917 г. Н.Я. Васильев.

«Тот, кто окажется без судов, останется позади всех, - говорил Н.Я. Васильев летом 1917 г.. - … Народные деньги не могут служить средством для обогащения капиталистов за счет трудового морского пролетариата. Необходимо торговый флот сделать собственностью государства».

17 июля 1917 г. в Петрограде собрался Всероссийский учредительный съезд Союза моряков торгового флота. Большую роль в его организации и проведении сыграл Балтийский комитет. На съезде был принят устав Союза и сформулированы задачи. Союз моряков постоянно обращался к Временному правительству с требованиями не расходовать мощности коммерческого флота, который остро потребуется после окончания войны.

После Октябрьской революции, пока шла война, Балторком подчинялся Центробалту. Все, что касалось воинских перевозок, - транспортировка воинских частей, оружия, угля, хлеба - в первую очередь обеспечивалось Балторкомом. Кроме этих задач с первых же дней после революции добавилась и борьба с саботажем на флоте и с попытками увода торговых судов за границу.

За обеспечение перехода военных кораблей и транспортных судов из Гельсингфорса в Петроград («Ледовый поход», апрель 1918 г.) Николай Яковлевич был награжден золотыми часами.

В феврале 1918 г. в ВСНХ был создан отдел водных сообщений, который через три месяца был преобразован в Главное управление водного транспорта – Главвод. Членом Верховной коллегии Главвода стал Николай Васильев.

В 1919 – 1921 гг. Николай Васильев работал управляющим морским отделом Наркомата внешней торговли; управляющим морским транспортом Республики; помощником Главного командира всех военно-морских портов реки Волги и Каспийского моря; начальником первой товарообменной Карской экспедиции; помощником начальника Центрального управления морского транспорта (ЦУМОРа) Наркомата путей сообщения СССР; председателем комиссии Совнаркома по восстановлению Доброфлота.

В 1922 г. он становится Председателем правления только что созданного Государственного Балтийского пароходства. Возглавляя пароходство в 1922-1923 гг. и 1924-1925 гг., он приложил много сил для организации его работы. В 1923 г. Николай Яковлевич был директором-распорядителем Госторгфлота, генеральным уполномоченным по судостроению Совторгфлота.

В 1925 г. перешел работать заместителем председателя правления «Судотреста», в последующие годы – управляющим Ленинградским Судопроектом. Он принимал участие в разработке технико-экономических заданий на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижераторов для Лондонской линии и классификатора элементов торгового судна. В 1927 г. Н.Я. Васильев работал (по совместительству) гарантийным капитаном от Судотреста на первом судне советской постройки - танкере «Грознефть».

Еще небольшой штрих деятельности Николая Яковлевича в это время. 30 мая 1925 г. состоялось официальное открытие яхт-клуба Ленинградского Губернского Совета профсоюзов на базе Императорского Речного яхт-клуба. 15 июня 1927 г. пять наиболее прочных и мореходных яхт отправились в первый заграничный поход – в Финляндию и Швецию. В нем участвовали яхты «Металлист» (12,5 т, постройки 1908 г.), «Рабочий» (14,6 т; 1910 г.), «Смычка» (6,7 т; 1910 г.), «Водник» (б. «Ойра»; 4,7 т; 1911 г.), «Текстильщица» (4 т; 1913 г.). Командирами яхт назначили опытных яхтсменов, имевших большой практический стаж плавания. Все они имели звания яхтенных капитанов. Возглавил эскадру профессиональный капитан дальнего плавания Николай Яковлевич Васильев. Всего в плавании приняло участие 37 человек, причем экипажи комплектовались преимущественно молодыми рабочими Ленинграда. Вечером 15 июля яхты вернулись из похода, подойдя к стрелке Елагина острова. В 1928 г. эскадра яхт под руководством Николая Яковлевича совершила второе заграничное плавание, а в 1929 - третье.

В 1930 г. по ложному доносу Николай Яковлевич был арестован и осужден коллегией ОГПУ (реабилитирован в 1955 г.). Будучи в заключении, он участвовал в строительстве Беломорско-Балтийского канала. Досрочно был освобожден в 1935 г.

После освобождения из заключения Николай Яковлевич не смог вернуться на торговый флот (не имел права, так как имел судимость), поэтому работал главным капитаном прибрежного промысла треста «Мурманрыба». В 1941 г. трудился старшим аварийным инспектором в Астрахани, где организовал постройку буеров и возглавил транспортную буерную бригаду для перевозки рыбы с промысла в город по льду Волги.

В 1942 году Николай Яковлевич в составе группы работников рыбной промышленности был направлен в Сибирь для освоения новых рыбопромысловых районов. Там был назначен корабельным инженером Таймырского Госрыбтреста. Работая главным инженером Игарской судоверфи, Николай Яковлевич организовал постройку 2000 рыболовных лодок своим поточно-скоростным методом со сборкой на болванках.

В 1945-1947 гг. работал начальником Мурманской экспериментальной рыболовной базы. В 1947-1950 гг. он стал инициатором и руководителем работ по созданию траулера с устройством кормового траления. В результате был построен малый кормовой траулер «Новатор».

В последующие годы Николай Яковлевич работал старшим инженером по судостроению Азовской судоверфи, главным инженером Петрозаводского судостроительного завода «Авангард».

Помимо основной работы он преподавал в Устьинской мореходной школе (Санкт-Петербургская губерния), в Ленинградском политехническом институте (кораблестроительный факультет), в Мурманском рыбопромышленном техникуме и Мурманском мореходном училище Наркомрыбпрома СССР, в Астраханском техническом институте рыбной промышленности и рыбного хозяйства.

Николай Яковлевич редактировал журналы «Труженик моря» и «Торговый флот», «Бюллетень Судопроекта», сборник «Теория и практика судостроения». Им написаны книги «Парусный ботик» (1914 г., выдержала четыре издания), «Карская экспедиция» (1921 г.), «Морские правила и обычаи» (1937 г.), «Уход за морским деревянным судном» (1939, в соавторстве с К.М. Болдыревым). Николай Яковлевич писал статьи в журналы и газеты по морским и рыбопромысловым вопросам. В 1972 г. в 6 томе сборника «Летопись Севера» была опубликована его статья «Первая товарообменная Карская экспедиция».

Николай Яковлевич свое свободное время летом проводил на яхтах, а зимой – на буерах, которые сам проектировал и строил. В Невском яхт-клубе он два года заведовал Школой плавания под парусами.

Н.Я. Васильев был автором ряда новаторских разработок: нового типа рыболовного судна («композитная касатка»); сетеподъемного механизированного рола и удебной машинки; малого трала в прибрежном промысле; герметического камелька; «быстроходного» малого трала, не снижающего своего вертикального раскрытия при увеличении скорости траления; предэскизного проекта первого кормового траулера электрохода.

Капитан дальнего плавания, персональный пенсионер союзного значения Николай Яковлевич Васильев умер 23 декабря 1965 г. в Ленинграде.

По материалам музея «Истории морского флота и академии» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и Анатолия Васильевича Нижегородова