171 годовщина
К 171 годовщине со дня рождения
Степан Осипович Макаров - «неугомонный русский гений»
Адмирал Макаров (8 января 1849-31 марта 1904 гг.) вошёл в историю как талантливый флотоводец. Но, в первую очередь, это учёный и изобретатель, сделавший много открытий.
Степан Макаров, сын прапорщика, ещё в 13 лет, кадетом Николаевского морского училища, начал плаванье на кораблях Сибирской флотилии, а затем Тихоокеанской эскадры. С 17 лет был гардемарином на военных кораблях, а в 1869 м 20 летнего юношу произвели в мичманы и откомандировали на броненосную лодку «Русалка». Уже в одном из первых походов та чуть не затонула, получив в шхерах пробоину от удара о скалу.
Этот случай побудил молодого мичмана изучить причины аварий других кораблей. Макаров сделал вывод о несоответствии боевой мощи кораблей и их «живучести», выполнил расчёты и представил руководству идеи технических устройств для повышения непотопляемости судов, в том числе своё изобретение — специальный пластырь для заделки пробоин, который позже назвали «макаровским».
Другие его, более радикальные, идеи — в том числе и выравнивание корабля затоплением неповрежденных отделений — Морской технический комитет расценил как плоды молодой горячности и не принял к сведению. Лишь через 35 лет была осознана необходимость этой меры, но до реализации своей задумки Степан Макаров не дожил.
Исследования о повышении живучести корабля стали началом длинного пути: с тех пор, на каком бы судне и в какой бы должности ни находился Макаров, он везде занимался научными изысканиями и внедрением новых идей в мореходство. Во время Русско-турецкой войны 1877–78 годов ему с большим трудом, но все же удалось «протолкнуть» идею создания быстроходных пароходов, снабженных подъёмными минными катерами. Их можно было опускать в воду ночью в районе обнаружения противника, а после атаки поднимать обратно на палубу. Эта мера дала более слабому на тот момент российскому Черноморскому флоту преимущество перед турецким. Когда во время русско-турецкой войны Морское министерство мобилизовало для военных нужд гражданские пароходы, один из них — «Великий князь Константин» — получил под своё командование лейтенант Макаров. Он произвёл масштабное переоборудование судна, превратив его в базу для минных катеров. Именно пароход «Великий князь Константин» после начала войны первым вышел для выполнения боевых задач в Черное море. Во время боевых действий в декабре 1877 – январе 1878 гг. в районе Батума Макаров успешно использовал преимущества парохода, в том числе и минные катера, впервые применив самодвижущиеся мины — торпеды.
В 1880–1881 гг. Россия предприняла знаменитую Ахал-текинскую экспедицию с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев. Основную роль в Ахал-текинской экспедиции играли сухопутные войска, но нашлись боевые задачи и для флота. Корабли осуществляли снабжение русских войск в Туркмении, перевозя грузы из Астрахани в Красноводск. Служил на Каспийском море в это время и Макаров. Он даже удостоился чести обменяться георгиевскими крестами с генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, командовавшим русскими войсками в Ахал-текинской экспедиции. Участие в русско-турецкой войне, в Ахал-текинской экспедиции, технические изобретения позволили Макарову сделать быструю карьеру. В 1881–1882 гг. он командовал пароходом «Тамань», а в 1885 – фрегатом «Князь Пожарский», затем в 1886–1889 гг. командовал корветом «Витязь», совершив кругосветное плавание.
Будучи командиром парохода «Тамань», Макаров исследовал течения Черного и Средиземного морей, за что был награжден премией Академии наук.
Курсируя между Черным и Средиземным морями, Макаров сделал и «сердечное» открытие: его пароход, перевозивший гражданских пассажиров, принял на борт 19 летнюю Капитолину Якимовскую — родовитую дворянку, дочь капитана 1 го ранга, большую часть жизни прожившую за границей. 30 летний Степан Макаров влюбился и к концу рейса предложил девушке руку и сердце. Через год они поженились.
Семья многое значила для Макарова, хотя он по-прежнему большую часть времени проводил в море и молодую жену мог не видеть месяцами. Капитолина родила ему троих детей (старшая дочь Ольга умерла ребенком, дочь Александра и сын Вадим прожили долгую жизнь).
Бесчисленные изобретения Макарова могли бы принести ему дополнительный доход, но до получения патентов у флотоводца, видимо, не доходили руки. Так, секрет «макаровских колпаков» из мягкой стали, намного увеличивающих пробивную силу бронебойных снарядов, быстро раскрыли и стали активно использовать за границей. Макаров также изобрёл семафорную азбуку, проектировал первые корабли-миноносцы и был прозван за свои изобретения «неугомонным русским гением».
Отдельной страницей в жизни адмирала стало создание мощного ледокола, которого в мире еще не существовало. Достичь Северного полюса тогда пытались с помощью естественного дрейфа льдов и арктических течений. Проект ледокола «Ермак», разработанный Макаровым в 1897 году, вызвал много споров и возражений, в том числе в министерстве финансов. В пользу строительства дорогостоящего ледокола высказался знаменитый химик Дмитрий Менделеев, после чего решение о его создании было все-таки принято.
За постройкой корабля Макаров наблюдал лично. Весной 1899 го ледокол пришёл в Кронштадт, легко преодолев тяжелые весенние льды Финского залива. Через два года ледокол вместе с Макаровым, который вызвался быть начальником экспедиции, вышел из Кронштадта и дошёл до Новой Земли.
Участие Макарова в кругосветном плавании — ещё одна замечательная страница жизни легендарного моряка. В 1886 году 37-летний Макаров был капитаном 1-го ранга — очень неплохая для того времени морская карьера. Получив под командование корвет «Витязь», он повёл его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования. Так, температура и удельный вес морской воды измерялись во время путешествия каждые четыре часа. Экипаж промерял глубины в разных частях океана, исследовал морские течения.
После кругосветного путешествия, во время которого Морское министерство получило огромный объём ценнейшей информации, авторитет капитана 1 ранга Макарова и на флоте, и в научной среде вознесся на небывалую высоту. Заслуги выдающегося офицера оценили по достоинству. Уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Макарову был всего 41 год. Спустя год службы в должности младшего флагмана Балтфлота Степана Макарова перевели на должность главного инспектора морской артиллерии. Это было очень серьезное назначение — артиллерия всегда играла ключевую роль в морских сражениях, а Макарову предстояло отвечать за боеспособность и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. И он с этим заданием с честью справился, внеся и личный вклад в укрепление флотской артиллерии. Например, именно Степаном Макаровым были разработаны т.н. «макаровские колпачки» — наконечники для бронебойных снарядов, которые флот принял на вооружение уже после гибели адмирала. Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведён на Тихий океан.
30 марта 1904 года вице-адмирал Макаров выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а утром 31 марта узнал, что миноносец «Страшный» вступил в неравное сражение с японскими кораблями. Командующий выслал на помощь «Страшному» крейсер «Баян», а затем решил отправиться на помощь миноносцу и сам. Командующий эскадрой вышел в море на флагманском броненосце «Петропавловск» и сумел отогнать японские корабли, но вскоре столкнулся с главными силами японского флота. Уходя от превосходящего по силам противника, броненосец «Петропавловск» повернул в сторону Порт-Артурской гавани, но в двух с половиной милях от берега флагманский корабль подорвался на якорной мине. От взрыва мины детонировал боезапас в носовом артиллерийском погребе. Броненосец «Петропавловск» затонул. С других кораблей, экипажи которых наблюдали взрыв «Петропавловска», спустили спасательные шлюпки. Удалось подобрать 80 человек, среди которых были командир «Петропавловска» капитан 1-го ранга Николай Матвеевич Яковлев и начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитан 2-го ранга Великий князь Кирилл Владимирович (двоюродный брат императора Николая II). Но вице-адмирала Степана Макарова не нашли – он пропал без вести. Гениальный русский флотоводец погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами и 650 или 652 матросами броненосца «Петропавловск».
Трагическая гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, который мог ещё долго служить России и внести ещё больший вклад в развитие русского флота, стала колоссальной потерей для страны. Горевали даже в Японии: японские моряки надели после гибели «Петропавловска» черные ленты на рукава. Адмирал прибыл в Порт-Артур по приказу Николая II, надеявшегося с помощью военного гения Макарова переломить ход войны. Тот принял командование Тихоокеанской эскадрой 7 марта 1904 года и за три недели — до своей гибели — успел организовать шесть её выходов в море. По иронии судьбы, японцы победили Макарова его же оружием — минами. 31 марта рано утром, в погоне за якобы «отставшими» японскими крейсерами (на самом деле те заманивали русскую эскадру на заминированный участок моря), флагман «Петропавловск» подорвался. Мгновенно погиб сам адмирал Макаров, а также художник Василий Верещагин, попросившийся на капитанский мостик, чтобы поучаствовать в погоне за японскими кораблями. Перед внезапной смертью адмирала одолевали дурные предчувствия. Вот что он написал 12 летнему сыну Вадиму за несколько дней до гибели: «Душа моя в смятении, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока… Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни».
Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота — и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники.
По материалам из различных исторических источников
Под редакцией отдела маркетинга и связей и общественностью