НЕВА
Семинар по проекту «Будущий потенциал внутренних водных путей» на выставке «НЕВА»
18 сентября в рамках работы по проекту приграничного сотрудничества INFUTURE, в котором участвует Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова, на международной выставке и конференции «НЕВА 2019» состоялся семинар «Внутренние водные пути: инфраструктура, технологии, логистика».
В ходе подготовки данного мероприятия была поставлена цель - собрать для обсуждения не только партнеров-участников российско-финского проекта «Будущий потенциал внутренних водных путей», но и представителей других заинтересованных сторон. Как и планировалось, на семинаре присутствовало около 100 человек от бизнес-сообщества, образовательных и региональных правительственных структур обеих стран.
Проект INFUTURE, финансируемый Финляндией, ЕС и Россией, состоит из блоков научно-прикладных исследований в области водного транспорта, а также конференций, круглых столов и других совместных мероприятий стартовал в ноябре 2018 года и реализуется в течение трех лет.
Одной из основных его целей является обоснование возможностей развития грузопотоков по водным путям Сайменского канала и озерной системы Финляндии, Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей России, изменение логистики грузовых перевозок в регионе. Поскольку в отношении Сайменского канала идет постоянная работа по нескольким международным проектам разного формата, интересы вовлеченных сторон часто пересекаются. Поэтому не случайно присутствие на семинаре г-на Юхи Уиллберга, который является вице-мэром города Лаппеенранта, «владельцем» т/х «Карелия», совершающим круизы из Лаппеенранты в Выборг (капитан т/х «Карелия» тоже был в финской делегации). Также на семинаре присутствовал г-н Антти Вехвиляйнен, являющийся руководителем проекта «NaviSaimaa» из Офиса Развития Сайменского канала. Офис занимается развитием как грузовых, так и пассажирских перевозок в районе Сайменских озер.
Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова Сергей Барышников, открывая семинар, отметил актуальность и высокую важность совместных исследований по проекту, которые идут в русле развития внутреннего водного и морского транспорта наших стран и соседствующих регионов.
Доклад проректора по научной и инновационной деятельности университета Татьяны Пантиной «О направлениях развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации в рамках национальных проектов» показал основные стратегические документы и меры по поддержке развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на длительную перспективу.
Основная часть программы состояла из презентации докладов и обсуждений по трем направлениям исследований, в которых модераторами и основными докладчиками выступили финские и российские участники проекта:
1. Точки роста грузопотоков по внутренним водным путям Республики Финляндия и Российской Федерации:
- заместитель председателя правления Ассоциации водных путей Финляндии, PhD (Econ., Log.), Пекка Коскинен (Финляндия) выступил с докладом «INFUTURE project: Cargo potential of inland waterways»,
- доцент кафедры менеджмента на водном транспорте Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова, к.э.н Анатолий Бурков выступил с докладом «Future Potential of Inland waterways, INFUTURE (2018-2021), WP1 Transhipment hub development»;
2. Современные технологии для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях:
- директор по продажам компании SeaHow Ltd Meritaito Кари Похъела (Финляндия) выступил с докладом «Safe fairways»,
- заведующий кафедрой судоходства на внутренних водных путях Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова, д.т.н., профессор Владимир Каретников выступил с докладом «Future Potential of Inland waterways, INFUTURE (2018-2021) WP2: Inland waterways fairway technologies»;
3. Флот смешанного «река-море» плавания нового поколения:
- профессор кафедры морских технологий Университета Аальто, профессор, доктор наук Пентти Куйяла (Финляндия) выступил с докладом «WP3: Inland waterway vessel types»,
- заведующая лабораторией мореходных качеств судов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова к.т.н., с.н.с. Марина Лебедева выступила с докладом «WP3: Inland waterway vessel concepts».
В работе семинара приняли участие представители Волго-Балта. С большим интересом был заслушан доклад руководителя ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Федора Шишлакова, который рассказал собравшимся о практических особенностях и проблемах продления навигации в осенне-зимний период и о направлениях развития внутренних водных путей и флота Волго-Балтийского водного пути.
Руководитель ФБУ «Администрация Сайменского канала» Максим Невежин и руководитель ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» Олег Шахмарданов, другие ведущие специалисты отрасли с российской стороны участвовали в работе семинара, высказав свои практические советы и пожелания партнерам проекта INFUTURE.
Как и ожидалось, на промежуточные результаты проекта INFUTURE и тематику семинара живо откликалась аудитория. В обсуждении докладов и предложений участников семинара принимали участие как финские эксперты, так и представители ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова: заведующая кафедрой транспортной логистики, д.э.н., профессор Елена Королева, заведующий кафедрой судостроения, к.т.н., доцент Юрий Яцук, доцент кафедры прикладной математики, к.т.н. Тамара Волкова, старшие преподаватели кафедры судостроения: Анастасия Васильева, Константин Ушаков и студенты университета.
Особый практический интерес вызвали планируемые пилотные мероприятия по испытаниям АИС-АТОН буев для продления навигации на Сайме и участке трассы Волго-Балта, а также концептуальные проекты новых судов (включая круизные) для плавания по Сайменскому каналу после реконструкции и увеличения шлюзовых камер и верхнего уровня воды в канале и российским внутренним водным путям и имитационное моделирование их безопасного судовождения.
Участники семинара отметили важность проделанной работы по проекту INFUTURE, наметили основные ближайшие планы и обсудили возможность аналогичного семинара на выставке «НЕВА 2021».
Управление научно-инновационной деятельности