Применение концепции «единого окна»
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова участвует в работе
Комитета по упрощению формальностей ИМО
В Международной морской организации (ИМО) проходит 43-я сессия Комитета по упрощению формальностей (КУФ/FAL). Специалисты Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принимают участие в его работе.
Основными вопросами, входящими в повестку дня Комитета, являются:
- рассмотрение и одобрение предложенных поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (Конвенция FAL, 1965);
- рассмотрение и совершенствование Пояснительного руководства к Конвенции FAL;
- применение концепции «единого окна»;
- пересмотр Компендиума ИМО по облегчению электронного бизнеса, включая дополнительные решения в области электронного бизнеса;
- разработка руководства по обеспечению аутентификации, сохранности и конфиденциальности данных для целей обмена через «единое морское окно»;
- рассмотрение и анализ отчетов и информации по спасенным в море и безбилетным пассажирам;
- техническое сотрудничество относительно облегчения морских перевозок и другие вопросы.
Применение концепции «единого окна»
Международная морская организация рассматривает вопросы по упрощению оформления захода судов в порты и по оптимизации процедур оформления судов и грузов. Одна из идей – создание «единого окна», или «единого морского окна» (ЕМО). Такие разработки ИМО ожидала от всех стран к 9 апреля 2019 года. Однако большинство из них, включая страны Европейского союза, столкнулись с рядом существенных проблем. Международное морское сообщество ставит цель облегчить внедрение ЕМО посредством создания электронной системы оформления морского транспорта в качестве обязательного требования в соответствии со стандартом 1.3bis.
Эксперты разрабатывают описание по различным аспектам программной структуры, архитектуры и безопасности системы «единого морского окна».
Универсальная система «единого морского окна» и ее среда, включающая сервисы клиента, сервер, базу данных и промежуточное программное обеспечение, должны быть, насколько это возможно, разработаны на основе инициатив «Open Source» об открытом коде. Система «единого морского окна» также поддерживает условия для кроссплатформенных разработок: например, универсальная система ЕМО может быть разработана на основе многофункциональных вычислительных платформ.
Ряд стран представили свои разработки в этой области, в перспективе существенно облегчающие оформление судов и перевозимых грузов при заходе в порты.
Так, универсальная система «единого морского окна», разработанная в рамках совместного проекта Антигуа и Барбуда и Норвегии, представляет собой одностраничное веб-приложение (SPA/Client), взаимодействующее с пользователем путем динамической перезаписи текущей страницы вместо загрузки всех новых страниц с сервера.
Универсальное «единое морское окно» имеет три основные функции или модуля (административные функции, обзор судозаходов и управление оформлениями) и распределенную структуру применения через стандартную архитектуру «клиент – сервер» и базы данных. Проекты, как правило, используют объектно-реляционную модель базы данных с использованием реляционной системы управления базами данных с открытым исходным кодом.
Камерун представил систему, которая обеспечивает транзакционные операции, связанные с обработкой товаров (предварительная очистка, таможенное оформление и отгрузка) и относящиеся к работе различных видов транспорта (суда, поезда, грузовой транспорт и самолеты). Концепция ЕМО является лишь одной из составляющих этой многокомпонентной системы, которая реализуется на основе открытой и расширяемой платформы с использованием технологий нового поколения.
Камерун своей разработкой практически добился сокращения сроков и затрат на транзит грузов через морские, наземные и воздушные границы страны. Такие планы правительства объясняют его выбор в пользу комплексной системы «единого окна», охватывающей все внешнеэкономические операции и все задействованные виды транспорта: морской, воздушный, наземный и железнодорожный.
Сложился круг партнеров, участвующих в процессе реализации проекта «единого морского окна» и уже подключенных к платформе: таможенная служба, автономные порты Дуала и Криби, министерство транспорта, министерство здравоохранения, судовые агенты, банки, страховые компании.
Аргентина разработала электронную систему оформления судов (DEB), которая запущена в эксплуатацию 16 ноября 2018 года и направлена на сокращение административного бремени и, как следствие, на ускорение морских перевозок.
Проект системы электронной очистки судов является составной частью глобального проекта министерства промышленности и труда Аргентины по созданию «единого окна» для внешнеторговых операций. Он предусматривает предоставление через единый пункт ввода данных всей информации, требуемой государственными органами о прибытии, пребывании и отправлении судов, лиц и грузов с целью предотвращения дублирования этой информации и повышения эффективности морской логистики на основе соглашений, заключенных между различными государственными органами страны.
Комитет также рассматривает переработанное Руководство по применению Конвенции FAL, в котором наиболее актуальными являются вопросы действия капитана судна, на котором обнаружен мигрант, объявивший себя «беглецом» и просящий убежище, вопросы транспортировки животных, животноводческой продукции, а также вопрос, связанный с созданием национальных программ по облегчению судоходства.
Институт ДПО планирует использовать полученную информацию для актуализации контента курсов повышения квалификации, реализуемых учебными центрами института.
Институт дополнительного профессионального образования
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова