Цветовая схема
AAA
####

Магистр ГУМРФ – бронзовый призер

Магистр ГУМРФ – бронзовый призер Всероссийского инженерного конкурса

С 16 по 19 декабря на базе Крымского федерального университета имени Вернадского (г. Симферополь) прошел очный этап Всероссийского инженерного конкурса.

Студентка магистратуры Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Ирина Онищенко заняла призовое третье место в конкурсе по направлению 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта».

Поздравляем Ирину с существенным достижением и желаем ей дальнейших успехов в области научных и инженерных решений!

Хотелось бы отдельно отметить, что Ирина является сотрудником Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (АО «ЦНИИМФ»). На конкурсе также были высоко оценены работы студентов других вузов, работающих в этом научно-исследовательском институте.

Ирина получила массу впечатлений от участия в конкурсе, который длился несколько дней и был насыщен множеством событий. Предлагаем вашему вниманию небольшую сводку из уст самой участницы.

Привет хмурому Петербургу из солнечного Симферополя! Я – Ирина Онищенко, студентка магистратуры Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, но с сегодняшнего дня я ещё и участник очного этапа Всероссийского инженерного конкурса 2019 (ВИК). В течение четырех дней мы будем посещать различные мероприятия, о которых я расскажу дальше.

В первый день был огромный интерактив, направленный на знакомство участников, приехавших из различных уголков России. Потом было открытие: очень красиво, немного пафосно, но интересно. Главной фишкой стал символ ВИКа – Виктор, а также ведущий с голосом из телевизора.

Дальше участники разбились по направлениям и отправились защищать свои проекты. Регламент – семь минут, на вопросы – еще три. Самое тяжелый аспект защиты – это вместить год (или два) работы в указанные временные рамки. Любимая работа, столько сил вложено, а тут 10 минут, чтобы ознакомить экспертов с проектами, которые они впервые видят. Сложно, но мы всё равно справились.

Во второй день участники разделились на четыре образовательные траектории, я попала в зал с двумя тематиками: «Машина Голдберга» и «Большие инженерные объекты».

Улыбчивый парень Данила Владимиров обратился с приветственным словом, и зал моментально оживился. Мы начинаем разминку и знакомство с участниками других направлений.

После окончания небольшого интерактива ведущий предлагает нам выявить основные проблемы, которые могут возникнуть у молодых инженеров. После бурного обсуждения нам удалось выделить важное:

1) Опыт. Средний возраст участников колеблется от 20 до 23 лет, поэтому, как показывает практика, зачастую возникает проблема с трудоустройством. Работодатели не хотят принимать выпускников без опыта, так как обучение – весьма трудоёмкий процесс, после завершения которого специалисты нередко уходят в другие организации с более привлекательными условиями.

Ещё одним аспектом проблемы является зона комфорта студентов: различные поощрения, как правило, позволяют учиться без особых материальных затруднений. Поэтому будущие выпускники не имеют достаточной мотивации для преодоления страха отказа при поиске работы. А после получения диплома выпускник должен в сжатые сроки перестроиться к совершенно другому образу жизни.

Оптимальным вариантом для молодых инженеров является трудоустройство на старших курсах по совместительству с учебой для того, чтобы к моменту выпуска уже был накоплен некоторый опыт работы по специальности.

2) Финансы. Инженерная деятельность нередко включает в себя экспериментальную часть, что требует финансовой поддержки. Как показывает практика, имеющегося в вузах оборудования и установок может быть недостаточно для проведения современных исследований. Безусловно, существует большое количество грантов, стипендий и прочих видов спонсирования научной деятельности, однако участие в соответствующих конкурсах отнимает массу времени и сил без гарантии положительного исхода.

Пожалуй, здесь напутствие одно: нужно активнее общаться с научным руководителем и знающими людьми, которые могут посоветовать, где и как правильно презентовать свой проект. Самое главное – не прекращать своей деятельности, и вас обязательно заметят!

3) Бюрократия. Она везде: в вузе при работе над проектом, на конкурсах, форумах, конференциях и даже на работе. Это то, на что нельзя просто закрыть глаза, так как бумажная волокита неизменно отнимает драгоценное время.

Участники ВИКа говорили о внедрении электронного документооборота, но в ходе обсуждения было выявлено, что он, к сожалению, работает далеко не везде. Причём студенты практически не имеют возможности повлиять на решение этой проблемы.

4) Теория – не реальность. В настоящий момент большинство участников ВИКа сталкиваются с тем, что обучение в вузе редко имеет практическую направленность. Молодые инженеры оправдывают это тем, что в числе преподавательского состава процент молодых специалистов крайне мал, и многие из преподавателей не имеют мотивации к работе по инновационным направлениям.

Решение данного вопроса участники конкурса видят в привлечении молодёжи в преподавательский состав с целью дальнейшего развития современных образовательных программ по типу представленных на ВИКе.

После продолжительного обсуждения и небольшого кофе-брейка участники начали работу над машиной Голдберга. Данная траектория была направлена на развитие коммуникаций между участниками и формирование устойчивых взаимоотношений после конкурса; в процессе должен был получиться огромный слаженный механизм. Над ним мы работали чуть больше дня, но об этом нужно писать отдельно.

Третий день был очень насыщенным: окончание работы над машиной, две панельные дискуссии и закрытие ВИКа. Рассказываю обо всём понемногу.

В 12:30 в большой аудитории собрались молодые инженеры и представители крупных компаний. Панельная дискуссия на тему «Инженерно-технические компетенции: сегодня и завтра» начинается со знакомства с представителями компаний. Из организаций, связанных с флотом, присутствовали судостроительный завод «Залив» (г. Севастополь), судостроительный завод «Море» (г. Феодосия) и Объединённая двигателестроительная корпорация.

Неожиданно живая и интересная дискуссия затронула самые острые вопросы, интересующие молодых инженеров:

И еще масса других вопросов, причём не только от участников, но и от работодателей, поэтому запланированный час общения затянулся почти на два.

Напишу полезные тезисы:

1) В резюме необходимо вписать все свои достижения: конкурсы, статьи, волонтерство, организация мероприятий; даже если являешься старостой, стоит указать. Да, это важно для работодателя.

2) Не нужно стесняться. Обязательно нужно ходить на собеседования, решать предлагаемые задания и общаться с работодателем. Покажи себя, и воздастся тебе.

3) Инициатива приветствуется: только проявляя активную позицию на работе, ты получишь карьерный рост. Хочешь двигаться – предлагай идеи.

В 14:30 началась презентация проектов образовательных траекторий. Первым представили арт-объект – беседку, которую сделали участники направлений «Архитектура» и «Строительство». Не верится, что такое сооружение можно выстроить за день. Но у них получилось.

Следующими представляют свои проекты участники направления «Теория решения изобретательских задач», которые разрабатывали индивидуальные проекты.

Потом наша сорокаметровая машина Голдберга запустилась без неполадок. 10 команд, работавших по отдельности, смогли создать единый слаженный механизм.

Организаторы во главе с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым ушли к участникам траектории «Инвесторы-предприниматели», а мы отправились на следующую панельную дискуссию на тему «Особенности интеграционных процессов образования и промышленности». В этот раз спикеров было меньше, и мероприятие проходило в более сдержанной форме: модератором выступил ректор КФУ, а одной из трех приглашённых гостей стала директор Департамента государственной молодёжной политики и социальных проектов в области высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Ольга Чернышева. Участники могли задавать вопросы через приложение «Campuz», а ректор КФУ, в свою очередь, старался озвучить их в более понятной для спикеров форме. Времени оказалось мало, а вопросов много, но это не помешало обсудить ряд «неудобных» проблем, таких как: «Готовы ли принять в промышленность выпускников?», «Что студентам нужно добавить, чтобы сразу взяли на работу?», «Что делать, если моя профессия исчезнет?», «Почему количество бюджетных мест на направления магистратуры сокращается, если государство заявляет о развитии науки?».

Здесь тоже приведу некоторые тезисы:

  1. У выпускников, по словам генерального директора ООО «Камоцци пневматика» Бориса Сухоносенко, отсутствует мотивация и представление о реальных процессах на производстве.
  2. Это объясняется тем, что преподаватели не работают с промышленностью 10-20 лет и не знают, как работает высокотехнологичное современное производство. В связи с этим было предложено проводить производственную практику не только у студентов, но и у преподавательского состава.
  3. По мнению спикеров, студенты должны приобрести в вузе умение самостоятельно обучаться, базовые знания в области математики, физики, а также иметь soft skills (гибкость, адаптивность, способность работать в команде и др.).
  4. Государство работает над организацией специальных образовательных программ для тех, чья специальность вырождается или фактически исчезла.
  5. Что касается магистратуры, то количество бюджетных мест со стороны государства не сокращается, а перераспределяется среди конкурирующих вузов в зависимости от продуктивности последних.

После завершения дискуссии началось награждение участников конкурса по 23-м направлениям. Я заняла третье место, чем очень горжусь, ведь это мой первый опыт участия в конкурсе всероссийского масштаба. Однако столкнувшись с некоторыми недоразумениями, хочу дать несколько советов моим коллегам, которым предстоит окунуться в подобные проекты:

  1. Если вы видите нарушения регламента мероприятия или просто не согласны с происходящим, не стесняйтесь задавать вопросы организаторам. В противном случае поплатитесь своей заслуженной наградой.
  2. Внимательно читайте требования к проекту и докладам. Это поможет набрать максимальное количество баллов.
  3. Предоставляйте честные отзывы организаторам, ведь только так они смогут улучшить качество мероприятий.
  4. Не бойтесь участвовать в подобных конкурсах: негативный опыт – тоже опыт, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Всероссийский инженерный конкурс завершен, итоги подведены. В последний день мы ознакомились с местными достопримечательностями: я была в группе, посетившей Ливадийский дворец и набережную Ялты. Поэтому для мотивации к участию в подобных проектах поделюсь с вами еще и фото с экскурсии.

Больше фотографий в нашей фотогалерее.

Магистр ГУМРФ Ирина Онищенко

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью