«Слава Макаровки»
Прикосновение к мечте
«Золотые» юбилеи профессора Гапеева
Для профессора кафедры гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики Государственного Университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Анатолия Михайловича Гапеева наступивший 2018 год очень знаменателен. 50 лет назад Анатолий Михайлович окончил Ленинградский институт водного транспорта – один из предшественников нашего университета.
С раннего детства Анатолий Гапеев интересовался водными коммуникациями, особенно транспортом на внутренних водных путях. Причем просто завораживала маленького Анатолия работа судоходных шлюзов. Он и сейчас рассказывает о них с восторгом, как об инженерном чуде.
«Смотрите сами, - говорит Анатолий Михайлович, - по протяженности водных путей - 4 миллиона километров - Россия и страны СНГ занимают ведущее место в мире, значительная часть которых может быть использована для судоходства. Длина эксплуатируемых водных путей составляет примерно 150 тысяч километров и превышает аналогичный показатель США и всех стран Западной Европы вместе взятых более чем в 2 раза! Важнейший элемент судоходства – шлюзы.»
В России и странах СНГ работают около 160 судоходных шлюзов. Для примера можно привести число таких гидротехнических сооружений по другим странам: Португалия - 5; Австрия - 10; Канада - 12; Италия - 16; Великобритания - 23; Франция - 35; Нидерланды - 36; Бельгия - 39; США – 103. Строительство шлюзованных водных систем привело к значительному повышению экономических и эксплуатационных показателей работы флота, а также роли речного транспорта в общей транспортной структуре России. Но проблем с их строительством и эксплуатацией еще много. И решает их профессор Гапеев вместе с коллегами-сотрудниками кафедры гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики.
Такое увлечение конкретными гидротехническими сооружениями Анатолий Михайлович пронес через всю жизнь. Родился в 1940 году в Гомельской области. В 1960 г. окончил на базе 10 классов средней школы Гомельский строительный техникум по специальности «Гидротехническое строительство». Но посчитал, что знаний для серьезного подхода к проблемам шлюзов еще недостаточно. Усиленно занимался и в 1968 году получил диплом Ленинградского института водного транспорта (ныне ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова). Окончил, естественно, с отличием, ведь знания ему были нужны не сами по себе, а для реализации конкретной цели – поднять уровень строительства и эксплуатации шлюзованных водных систем в России! Кто-то может счесть такое желание молодого студента самонадеянным и невыполнимым, но оно сбылось! Анатолий Михайлович Гапеев занимается наукой о шлюзах в университете и вузах-его предшественниках с 1968 года по сей день.
Младший и старший научный сотрудник, заместитель начальника сектора судоходных сооружений, старший преподаватель, доцент, профессор. В 1979-1984 годы был заместителем декана и деканом по работе с иностранными студентами, а с 2002 по 2010 годы – заведующим кафедрой гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики. С 2011 г. профессор кафедры.
Но для Анатолия Михайловича движение по служебной лестнице – не главное. Главное – занятия любимой наукой, педагогической деятельностью. В 1978 году - 40 лет назад - защитил кандидатскую, а в 1999 году – докторскую диссертацию. Ученое звание профессора присвоено в 2002 году. Автор 200 научных и учебно-методических работ, среди них 4 монографии, 1 учебник и 16 учебных пособий. Избран Действительным членом Российской Академии транспорта.
Как для выдающегося ученого, для него характерен самобытный, неординарный и для многих неожиданный подход к темам исследований. Вот например, казалось бы, какое значение для ученого-«шлюзовика» может иметь вид груза, перевозимого на судне и проходящего через шлюз – сухой этот груз или жидкий. Да никакого, скажет почти любой. Но Анатолий Михайлович глубже вник в проблему и одним из первых в мире открыл влияние вида груза на характеристики водных потоков, обтекающих судно в шлюзе!
Строки из его докторской диссертации: «Оценка влияния жидкого груза на условия стоянки наливных судов при наполнении камер судоходных шлюзов с распределительными системами питания до настоящего времени не выполнялась. Изучение данного вопроса проводилось на модели проектируемого высоконапорного шлюза (26 м) при устройстве распределительной и эквиинерционной систем питания.
Изменения гидродинамических сил, действующих на наливное судно при наполнении камер с распределительными системами питания, происходят согласно колебаниям жидкого груза в отсеках и они тем выше по величине, чем меньше число отсеков. При этом наибольшее увеличение сил, по сравнению с аналогичными силами для сухогрузного судна, зафиксировано в 1,56 раза при исследованиях распределительной системы питания с одним подводом воды в камеру и в 1,25 раза - при исследованиях эквиинерционной системы питания».
И сделал революционный, имеющий важнейшее народнохозяйственное значение вывод: «Проектирование головных и распределительных систем питания камер судоходных шлюзов должно осуществляться с учетом пропуска через них не только сухогрузных судов, но и судов с жидкими грузами». С учетом его исследований строительство и эксплуатация шлюзов изменились в лучшую сторону во многих странах мира.
Профессор Гапеев провел уникальные исследования проводки через шлюзы крупнотоннажных составов из нескольких барж общим водоизмещением 25000 тонн. И доказал, что это возможно! Выгода измеряется многими миллионами рублей. Эксперименты со шлюзованием составов подобного типа в отечественной практике до Гапеева не проводились.
Он воспитал несколько поколений ученых-гидротехников. Таких же энтузиастов, увлеченных людей, как и он сам.
Гордость Макаровки, профессор Анатолий Михайлович Гапеев награжден медалями “300 лет Российскому флоту”, “300 лет подводно-техническому флоту”, в честь “300-летия Санкт-Петербурга”, рядом наград Министерства транспорта РФ.
При всех впечатляющих, фантастических научных результатах Анатолий Михайлович не является замкнутым и зацикленным на одной идее. Он любящий муж и отец уже взрослых сына и дочери. В свободное от работы время увлекается исторической литературой, туризмом, занимается спортом.
А впереди – реализация новых проектов. Вот первоочередные задачи, о которых думает сейчас профессор Гапеев:
«Подготовка студентов по направлению «Строительство» охватывает широкий круг вопросов. Поэтому нужно углубленно заниматься не только гидротехническими сооружениями (порты, судоходные шлюзы, плотины, гидроэлектростанции), но и актуальным промышленно-гражданским строительством.
В области гидротехнического строительства надо уделить особое внимание строительству водных путей.
В настоящее время принято решение по возведению вторых ниток шлюзов Волго-Балтийского канала, Волго-Донского судоходного канала. Надо готовить специалистов по этим направлениям.
Наиболее актуальными проблемами сейчас считается использование малых рек не только для судоходства, но и для нужд энергетики и других целей.
В водных соединениях нуждаются бассейны рек Сибири с Единой воднотранспортной системой Европейской части России.»
Масштабный, государственный подход. В этом суть личности Анатолия Михайловича Гапеева. Который трудится рядом с нами.
Управление внеучебной и воспитательной работы