Крейсера Пикуля
"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА"
общественно-политическое еженедельное издание
18 июля 2018г.
Крейсера Пикуля
Морской тральщик имени писателя и сегодня в строю
13 июля 2018 года исполнилось 90 лет Валентину Пикулю. При жизни (исключая журналы и зарубежные издания) произведения писателя вышли в СССР тиражом примерно 20 миллионов экземпляров. Особо почитают его те, кто связан с морем. "ЛГ" встретилась с председателем Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), капитаном первого ранга запаса Михаилом Петровичем Ненашевым.
– Михаил Петрович, в 90-е годы ДПФ вело сбор народных средств на достройку военных кораблей. И потом вы смогли передать один корабль для ВМФ России и два для Морской погранохраны. Первым был тральщик «Валентин Пикуль». Имя выбрали не случайно?
– Имя определило командование ВМФ, корабль находился на стапелях Невского судостроительного завода. Проблема была в том, что у государства не имелось средств на достройку. Но и в таком виде тральщик надо содержать, обслуживания сколько! Возможны были два пути: найти деньги или пустить корабль на металлолом. На этом варианте начальники решили остановиться. Когда мы в ДПФ узнали, чётко решили: корабль с таким именем не может пойти под нож. Как говорится, двинулись в народ, чтобы всем миром собрать рубли и копейки. За полтора года собрали свыше 500 миллионов неденоминированных рублей. Деньги поступали отовсюду – от Калининграда до Сахалина. Потом и правительство подключилось. Тральщик «Валентин Пикуль» был достроен. Поныне несёт вахту в Чёрном море.
– Успех книг писателя при его жизни был уникальным. Почему?
– Думаю, во многом потому, что книги Пикуля в советское время отличались не только правдивостью и остротой сюжета, но и тем, что были посвящены удивительным, подчас замалчиваемым страницам нашей истории. Если о ней и писали тогда, то больше в научном или кабинетном формате. Пикуль же смог многомиллионными тиражами своих книг сделать интерес к этому массовым. Его читали во всех слоях общества.
Тогда по-разному, но довольно твёрдо поддерживалась своего рода мода на заграничное – на трёх мушкетёров, например. Пикуль словно бы спорил с этим: русская история ничуть не менее интересна! Потом он был подзабыт, но сейчас замечаем, что с ростом интереса к родной истории люди вновь тянутся к книгам Пикуля.
– ДПФ много сделало для сбережения творческого наследия писателя, его памяти. Знаю, вы дружите с вдовой писателя Антониной Ильиничной.
– Для нашего движения Пикуль – родной человек и писатель, он нам никем не навязан. Он наш – духовно, по своим взглядам и представлениям, как надо вести себя человеку в сложных обстоятельствах, как не терять себя и своё лицо. Особенно он близок офицерам флота, морякам, корабелам. Все 26 лет, сколько существует ДПФ, Пикуль, его произведения составляют важную часть нашей духовной платформы. Будучи депутатом Государственной Думы от Мурманской области, я вместе с подвижниками из ДПФ стал инициатором идеи поставить ему памятник в Мурманске, где он начинал флотский путь юнгой. И памятник поставили. Открыты мемориальные доски в разных местах страны, его именем названы улицы, библиотеки, ещё два корабля. Это по заслугам. В каком-то смысле он доказал, что и один в поле воин, сумев пробудить у миллионов людей интерес к истории страны, нашего флота, нашей армии. Что касается человеческих связей, мы часто гостим у Антонины Ильиничны в Риге, она бывает на многих наших акциях. Мы друзья.
– Нужно ли изучать Пикуля в школе, хотя бы факультативно?
– Пикуль, на мой взгляд, должен изучаться в школах и вузах, и не только факультативно. Такие произведения, как «Крейсера», «Моонзунд», «Богатство», «Каторга», «Из тупика», «Фаворит», «Честь имею!», «Нечистая сила»…
– Так вы перечислите все его книги. Какую стоило бы изучать школьникам обязательно?
– Одно произведение мне назвать трудно. Но если настаиваете, то «Крейсера». Кто прочтёт, захочет прочесть всё. Пикуль – писатель на все времена, пока есть Россия. Странно, что в министерствах образования и культуры этого не понимают.
"Литературная газета", 18 июля 2018 г.