Цветовая схема
AAA
####

Подводная лодка «К-8»

Подводная лодка «К-8»: выпускники, которыми гордимся

70 лет назад капитан дальнего плавания болгарского сухогруза «Авиор» Рэм Германович Смирнов, спасший большую часть экипажа подводной лодки «К-8», закончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища (ныне филиал ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – АМИ имени капитана В.И. Воронина).

Подводная лодка «К-8»: выпускники, которыми гордимся

При Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова группой курсантов «Морская вахта памяти» на протяжении десяти лет проводится работа по поиску родственников погибших подводников и оставшихся в живых участников аварии АПЛ «К-8». В результате обширного пожара с 8 по 12 апреля 1970 года при выполнении боевой задачи в Атлантике затонула атомная подводная лодка «К-8». Погибли 52 подводника. Реактор был заглушен, предотвращена опасность ядерного заражения Европы.

Жертв аварии могло быть больше, если бы в этот трагический момент не пересеклись пути двух капитанов: командира АПЛ «К-8» (Северный флот, пос. Гремиха), капитана 2 ранга Всеволода Борисовича Бессонова и капитана дальнего плавания болгарского сухогруза «Авиор» Рэма Германовича Смирнова.

Рэм Смирнов родился в 1930 году в семье потомственного моряка в Архангельске. Родители дали ему имя в духе того времени. Расшифровывается оно как Революция, Энгельс, Маркс. Отец был механиком на речных судах, погиб во время финской войны в 1939 году. Мать работала заведующей базой в УРСе Северного управления речного пароходства в Архангельске. Рэм рано повзрослел. В выборе профессии сомнений не было. Он мечтал стать моряком, и в 1944 году, после окончания 7-летки, поступил в Архангельское мореходное училище (ныне филиал ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – АМИ имени капитана В.И. Воронина) на судоводительское отделение, которое окончил в 1948 году – 70 лет назад.

После завершения обучения работал на судах Северного пароходства в должности помощника капитана. Прошел путь от 4-го помощника капитана до старпома. В его послужном списке много благодарностей. После смерти матери Рэм Смирнов был откомандирован в Мурманское морское пароходство. Продолжал работать там, в должности старшего помощника капитана.

Вскоре подал документы в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова на судоводительский факультет. Учиться пришлось заочно. В 1966 году получил диплом о высшем образовании. Продолжил работу в должности капитана на судах Мурманского морского пароходства.

Как лучший работник, был назначен в Болгарию капитаном сухогруза «Авиор» (порт Варна). Вскоре в Болгарию приехала и его семья – жена Лидия и дети сын Андрей и дочь Алла. По рассказам дочери, отец начал брать уроки болгарского языка. Рэм Германович был достаточно одаренным человеком. На сухогрузе в кают-компании стоял рояль, и он очень быстро освоил инструмент и любил играть на нем. А также хорошо рисовал, писал стихи.

В начале апреля 1970 года сухогруз «Авиор» шел курсом на Кубу. Утром 10 апреля вахтенный сообщил о замеченных ракетах красного цвета. Это значило, что кто-то попал в беду. Подошли ближе и увидели полузатопленную советскую субмарину без хода и связи. Много подводников было на палубе. Сразу же были предприняты меры к спасению экипажа. В Варну, а потом в Москву была передана радиограмма о случившемся с АПЛ. Кружившие в небе самолеты НАТО до подхода «Авиора» сбрасывали радиобуи, рассчитывая заполучить советскую АПЛ в качестве трофея.

Смирнов был опытный капитан, «Авиор» максимально близко подошел к субмарине, что было небезопасно. Разговаривали через рупор. С «Авиора» были спущены шлюпки, и часть экипажа АПЛ была переправлена на сухогруз. Начинался шторм. «Авиор» оставался рядом до подхода советских судов, защищая лодку от волн. Через него шли радиограммы, осуществлялся пеленг.

Благодаря умелым слаженным действиям капитанов судов и их экипажей были спасены 73 подводника. Когда подошли советские суда, подводников переправили на теплоход «Касимов». «Авиор» лег на свой прежний курс.

К сожалению, при разыгравшемся 9-балльном шторме подошедшими судами взять АПЛ на буксир не удалось. Толстые канаты рвались от шквального ветра.

Героизм был проявлен не только военными, но и моряками торгового флота. Эти суда не имели специализированного оснащения для спасательных работ, но, несмотря на разыгравшуюся непогоду, сразу откликнулись на сигнал «SOS», переданный с сухогруза «Авиор».

Это были суда «Комсомолец Литвы», «Саша Ковалев», «Касимов», «Харитон Лаптев». На всех судах были выпускники ЛВИМУ имени адмирала Макарова и старейшего Архангельского мореходного училища. Несмотря на опасность и возможность радиационного заражения, капитаны торговых судов и члены их экипажей показали пример морского братства и находились рядом с полузатопленной лодкой в надежде с рассветом все-таки взять ее на буксир. На лодке оставались 22 добровольца вместе с командиром Бессоновым.

АПЛ «К-8» затонула под утро 12 апреля, в темноте. Были немедленно спущены вельботы для спасения подводников, оставшихся для несения последней вахты на «К-8». К сожалению, спасти не удалось никого, так как шторм не оставил людям ни одного шанса. АПЛ ушла на дно почти на 5 км. Это была первая потеря советского атомного подводного флота.

Член болгарского экипажа Владимир Стойнов вспоминает: «Дня через три по радио мы услышали, что советская атомная лодка затонула. Думали, что людям все-таки удалось спастись. И только спустя много лет узнали, что на лодке в момент аварии погибли 52 подводника».

Два капитана надеялись встретиться в Мурманске, но этого не случилось. Командир АПЛ «К-8» В.Б. Бессонов погиб, Р.Г. Смирнов был отозван из Болгарии и переведен в Южфлот. Сухогруз «Авиор» переименовали в «Хаджи Димитр».

Хотя история АПЛ «К-8» окончилась трагедией и потерей субмарины, подвиг моряков военного и торгового флота является примером для многих поколений тех, кто выбрал морскую профессию.

Закрытым Указом экипаж «К-8» награжден правительственными наградами. Командир В.Б. Бессонов удостоен звания Героя Советского Союза посмертно, погибшие подводники награждены орденом Красной Звезды.

Капитан Р.Г. Смирнов отмечен наградами Болгарии. От командования Северного флота ему был вручен именной бинокль. Но есть и другая благодарность – от 73 спасенных членов экипажа АПЛ «К-8». Отметим, что в личном деле Рэма Смирнова нет ни одного слова о произошедшем в Бискайском заливе в 1970 году.

В дальнейшем Р.Г. Смирнов работал в Москве, в Министерстве морского флота. В 2004 году его не стало. Много раз Рэм Смирнов пытался опубликовать записки о событиях тех дней, но все попытки были безуспешны. Рукопись не принимали из-за грифа «Совершенно секретно» на этой истории.

Спустя 46 лет, благодаря поисковой работе, которую проводят курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова группы «Морская вахта памяти», ветераны-подводники седьмой дивизии СФ, Совет родственников АПЛ «К-8», имена героев-подводников были увековечены на малой родине.

16 марта 2017 года в ГУМРФ имени Макарова состоялось мероприятие по занесению имен В.Б. Бессонова и Р.Г. Смирнова на страницы «Золотой книги Санкт-Петербурга». Ветеранами ВМФ была изготовлена и передана мемориальная доска капитану Мурманского пароходства Рэму Смирнову, на которой увековечен его подвиг.

Сегодня семья Смирнова проживает в Москве. Дочь Алла стала морским переводчиком. Сын Андрей тоже окончил ЛВИМУ имени Макарова, стал капитаном. На его долю выпала другая история. В 1986 году в Атлантике потерпела бедствие АПЛ «К-219». Тогда Андрей был старпомом на лесовозе «Бакарица» Северного пароходства. Его судно пришло на помощь попавшим в беду подводникам. Большая часть экипажа была спасена. И вновь в трудную минуту плечом к плечу стояли моряки военного и торгового флота.

Марина Анатольевна Русина,
руководитель группы «Морская вахта памяти»
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова,
доцент факультета Навигации и связи
института «Морская академия»