Слава Макаровки
Михаил Николаевич Ефимов: талант педагога, армейская закалка
Наши родные воспитатели – строгость и доброта. История только начинается
«Товарищ ректор! За время моего дежурства никаких происшествий не случилось! Оперативный дежурный Ефимов».
Раз в четыре дня по утрам звучит этот доклад на 22 и на Косой линии Васильевского острова, в учебных городках №1 и №3 Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова после суточного дежурства Михаила Николаевича Ефимова. А никто и не сомневается, что когда «на хозяйстве» Михаил Николаевич – всё здесь будет в порядке.
Оперативный дежурный Управления внеучебной и воспитательной работы – профессия специфическая, и особенности её проявляются в полной мере именно в учебных городках университета, где учатся и живут курсанты плавательных специальностей.
Они осваивают морские профессии, которые требуют не только владениями знаниями и навыками для нелегкой работы моряка. В Институте «Морская академия» у юношей и девушек также воспитываются умение нести вахту, подчиняться, отдавать приказы и требовать их выполнения, дисциплина и самодисциплина, лидерские качества, происходит быстрое и углубленное развитие личности. Всё это пригодится, кроме служебных обязанностей, и в других аспектах дальнейшей жизни.
Помогают курсантам в приобретении необходимых свойств личности, в числе других преподавателей и воспитателей, и оперативные дежурные учебных городков. Такие как Михаил Николаевич Ефимов. Сама его судьба способствовала рождению, становлению и благотворному сочетанию в нем таланта педагога и армейской закалки.
Он родился в селе Аккиреево Черемшанского района Татарстана. В 1966 году закончил среднюю школу в соседней деревне, поскольку в Аккиреевской школе не было старших классов. Ежедневные походы по несколько километров добавляли физической силы, формировали характер.
В 17 лет поступал в Сызрани в летное училище. Не поступил. Осенью Михаил и его двоюродный брат попробовали себя в качестве абитуриентов пединститута в Димитровграде Ульяновской области. Получилось. Но властно и почти необъяснимо заставила себя реализовывать мечта о военно-морской службе. И проявилось упорство в достижении намеченной цели. На следующий год братья забрали из пединститута аттестаты, приехали в Ленинград. Стали курсантами Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, 3-го (минноторпедного) факультета.
После окончания в 1972 году был направлен служить на Северный флот в город Полярный на тральщик охраны водного района (брат служил на Балтике). Через 7 месяцев назначен заместителем командира тральщика-начальником БЧ-3. В этом году боевая часть стала отличной.
В 1975 году направлен в Ленинград за новым кораблём на Невский судостроительно-судоремонтный завод. На Северный флот корабль вели по внутренним водным путям в Гремиху, для обеспечения боевых задач подводных лодок.
Еще через год новому кораблю и его экипажу также присвоено звание отличного.
Молодой офицер быстро двигался по служебной лестнице. После Высших офицерских курсов ВМФ два года командовал кораблем, затем служил начальником штаба дивизиона тральщиков в Гремихе.
В 1982 году направлен на боевую службу начальником штаба 30-й оперативной бригады, как раз во время англо-аргентинского конфликта в Атлантическом океане. Вернулись из похода через год (!) после отбытия. Но выдержали все, в том числе капитан 3 ранга Михаил Николаевич Ефимов. Из наиболее удививших впечатлений у Михаила Николаевича остались воспоминания о том, как растут… плоды какао на острове Сан-Томе и Принсипи в Атлантике.
В 1987 году отбыл в трехлетнюю заграничную командировку в Анголу советником начальника штаба флота этой африканской страны. Фактически ощутимо помогал в создании ВМФ молодого независимого государства. Командировка была сложной и даже опасной, ведь в стране шла гражданская война, а иностранным советникам вмешиваться в вооруженный конфликт не полагалось.
Вскоре после окончания командировки капитан 1 ранга Ефимов служил в госприемке Балтийской группы ВМФ, затем уволился в запас, несколько лет занимался охраной предприятий. А с 2004 года оперативный дежурный в университете.
– Михаил Николаевич, что подсказывает Ваш богатейший опыт оперативного дежурного: нынешние курсанты – какие они?
– Все ребята замечательные – и прошлые поколения, и те, которые учатся сейчас. На мой взгляд, хотя это субъективное мнение – в кубриках и коридорах сейчас чище и как-то светлее. А объединяет курсантов то, что они юные люди, эмоциональные, самолюбивые и все жизненные моменты воспринимают острее. И когда по 6-7 раз в сутки дежурный идет с обходами и по учебному корпусу и по экипажу-общежитию, удивляются, дескать, у нас всё хорошо, чего проверять-то постоянно. Терпение и доброта – вот что нужно в общении с ними. Объясняю популярно: например, владение противогазом – вроде не нужно, а уметь обращаться надо, на всякий случай… Или противопожарная безопасность – как воздух: когда его вдоволь – не замечаешь, а когда нехватка – очень чувствуется. И предлагаю тренировки. Сначала дуются, а потом смотрю, увлеклись, нравится, и друг перед другом стараются. Вот и ладно.
Я и в своей семье также детей учил, лаской и на собственном опыте. Семья, я считаю, замечательная. С женой Валентиной Константиновной (ну, тогда еще будущей) мы учились в одной школе, и когда я закончил военно-морское училище – поженились. Старший сын Борис окончил школу с серебряной медалью, ныне в Ленэнерго начальник отдела. Младший Алексей – преподаватель в Политехническом университете.
А курсанты… Иной раз поделятся с тобой таким сокровенным, что ни товарищам, ни родственникам даже сказать не могут, попросят совета, помощи. Конечно, делаю всё, что в моих силах.
И, не скрою, очень приятно, когда, например, на улице меня останавливает бравый моряк: «Дядя Миша, Вы меня не помните? Я судомех 2008 года выпуска». Называет свое имя и фамилию. «Спасибо Вам большущее. Вы из меня человека сделали. Я Вас часто вспоминаю с большой теплотой». Или на переподготовке морских профессий встречаемся. Специально выпускники приходят в наш корпус, не только смотрят кабинеты и лаборатории, но часто заглядывают и ко мне. Тоже благодарят. Так мудрость же есть – как ты к людям, так и они к тебе.
Записал Владимир Корчев,
Управление внеучебной и воспитательной работы,
редактор отдела маркетинга и связей с общественностью