Василий Верещагин
Василий Васильевич Верещагин – художник и… разведчик!
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения знаменитого русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Судьба навеки связала его с великим адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, имя которого носит Государственный университет морского и речного флота. В 1904 году, после начала русско-японской войны, Верещагин настоял на своем участии в боевых действиях и отправился на Дальний Восток. Василий Васильевич прибыл на русскую военную базу в Порт-Артуре в конце марта 1904 года и сразу встретился к командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Была намечена программа освещения Верещагиным действий русского флота в войне. Но через несколько дней произошла трагедия. 31 марта (13 апреля) 1904 года рейд Порт-Артура потряс чудовищный взрыв – флагманский броненосец «Петропавловск» перестал существовать. Степан Осипович Макаров и Василий Васильевич Верещагин погибли в числе первых, они стояли рядом на капитанском мостике «Петропавловска».
Сегодня мы представляем вниманию читателей малоизвестные страницы жизни знаменитого художника.
Весной 1863 года отставного военного Василия Верещагина неожиданно вызвали в военное министерство. Высокий начальник не стал ходить вокруг да около и сразу приступил к делу – не без лёгкой лести. Он сказал, что Василию, как начинающему художнику, прочат блестящее будущее, которое он, скорее всего, всю жизнь проведёт в мастерской. Высокий чин поинтересовался, не хочет ли молодой художник путешествовать, мир посмотреть и рисовать только то, что самому захочется. Все расходы по путешествиям министерство берёт на себя с одним условием: путешествовать Василий будет по их, министерским, маршрутам; надо будет тщательно изучать всё вокруг, рисовать, а потом обо всём сообщать военному ведомству. Начальник добавил также, что деятельность такого рода может быть очень опасна. Василию Верещагину был 21 год, и думал он недолго.
Василий Васильевич Верещагин долгое время был не только замечательным мастером живописи, но и …разведчиком. В его биографии до сих пор невероятно много чистых страниц, большая часть его дневников и зарисовок с натуры исчезли в неизвестном направлении. Никого не допускали к ознакомлению с его архивом, а сам архив Василия Васильевича принадлежал русскому военному ведомству.
Вот этапы его большого пути. Весной 1863 года Василий Васильевич неожиданно покидает Академию художеств и уезжает на Кавказ, не преминув посетить перед отъездом военное ведомство. На Кавказе он путешествует по Военно-Грузинской дороге, беседует с людьми, изучает нрав и обычаи народов, рисует то, что сам хочет рисовать. Довольно долго живёт в Тифлисе, заводит знакомства с местными жителями, раздавая подарки знакомым, расспрашивает их об отношении к новой власти, а всё услышанное записывает в путевой дневник. Василию Васильевичу премного понравилась такая самостоятельная жизнь: путешествия, новые впечатления, риск, даже опасность и полная свобода выбора сюжетов для зарисовок. Военное ведомство также было довольно кавказским дебютом молодого дарования.
В 1867 году командующий русскими войсками в Средней Азии генерал-губернатор К. Кауфман получил из Петербурга секретную депешу о том, чтобы всячески содействовать в передвижениях по округу художнику В. Верещагину, который скоро прибудет в распоряжение генерал-губернатора. Прибывший Верещагин оказывается в самом центре войны за присоединение Туркестана к России: защищал Самаркандскую крепость от повстанцев, ходил в разведку, даже дрался в рукопашных боях. После окончания военных действий перебрался в Ташкент, где много ходил по городу, восточным базарам, сиживал в чайхане, участвовал в рейдах по завоёванным территориям и никогда не расставался со своим путевым дневником. Отблагодарили Василия Верещагина щедро: Георгиевский крест 4-ой степени, собственная мастерская в Париже, две персональные выставки картин в Петербурге. Несколько картин для своей галереи купил П.М. Третьяков.
Столичные критики ополчились на батальные сцены, особенно досталось картине «Апофеоз войны», которая была заключительной в Туркестанской серии. Критикам не хватало на картинах Верещагина генералов и прочих начальников, не находили они и поверженных басурманов. Верещагин проклинал тупых критиков: они ведь ничего не знали о войне, не догадывались и о его другой, тайной жизни.
В 1874 году Василий Васильевич едет в Индию как свободный художник: не скупится на оплату проводникам, забирается в самые дальние уголки страны, беседует, расспрашивает, рисует и записывает. В 1875 году в донесении из Калькутты пишет, что России в Индии делать нечего: страна прекрасная, богатая, жемчужина Британской короны, и англичане не потерпят чужого влияния. Скоро англичанам приелся и надоел любознательный и любопытный художник, походивший на переодетого шпиона. За ним началась слежка, а потом и охота: один раз его хотели утопить, в другой раз чуть не убили – спасло наличие револьвера.
В 1877 году началась русско-турецкая война, и Василий Верещагин включён в состав адъютантов главнокомандующего с правом свободного передвижения по войскам. В стороне от боевых действий Василий Васильевич не остался: он добровольно уходит на миноносце атаковать турецкий транспорт и получает тяжёлое ранение, от которого едва не умер. Оправившись после ранения, едет под Плевну, участвует в боях, а позже пишет военному министерству, что война выиграна и население Болгарии на стороне русских.
В 1880-1883 годах проходят выставки работ Верещагина, посвящённых русско-турецкой войне. Василий Васильевич награждён Золотым оружием за храбрость при обороне Шипки и за штурм Плевны. Но Василий Верещагин перенёс и большое личное горе: при третьем штурме Плевны погиб его младший брат Сергей, другой брат был тяжело ранен. К горю добавились и неприятности: в пекле войны потерялись или были украдены сорок этюдов о событиях на Балканах. Верещагин был на грани нервного срыва и написал другу, что батальных полотен писать больше не намерен.
В 1884 году Верещагин едет в Палестину и Сирию, чтобы собрать материалы для картин на библейские темы. После возвращения проводит персональные выставки не только в Петербурге и Москве, но и в Лондоне, Париже, Вене, Берлине и Нью-Йорке. Организацию выставок, перевозку картин, их страховку, аренду помещений взяло на себя военное ведомство, обходилось это недёшево, при этом назначалась низкая входная плата, бывали и дни для бесплатных посещений. Художник сам был гидом для именитых посетителей выставок, охотно и подробно рассказывал о картинах, не забывая при этом расспросить гостя о его осведомлённости о России. Если же гость хотел купить картину мастера, тот довольно резко отвечал, что это собственность России.
В начале 20-го столетия снова запахло войной: разгорался спор между Россией и Японией за Маньчжурию. И уже в 1903 году Верещагин из Иокогамы докладывает военному ведомству, что войны с Японией избежать не удастся. Колониальный аппетит Японии огромен, флот и армия прекрасно оснащены, солдаты преданы идеям Великой Японии, и финансовая поддержка со стороны Британии и Америки очень мощная. Верещагин представляется свободным художником из Франции, в подтверждение этому раздаёт визитки с адресом Парижской мастерской, но к иностранцам в Японии относятся настороженно и даже враждебно. Его спасало блестящее владение французским и английским языками, но однажды он обнаружил, что его номер в гостинице тщательно и профессионально обыскан. Верещагин без промедления вернулся в Россию.
Осенью 1904 года в Петербурге открылась большая посмертная выставка замечательного русского живописца Василия Васильевича Верещагина. Открывал выставку Илья Репин, в своём вступительном слове он назвал Василия Верещагина личностью колоссальной и загадочной.
Сейчас в Русском музее экспонируется выставка работ Василия Васильевича, приуроченная к его 175-летию. И, может быть, те, кто познакомился с этим материалом, взглянут на творчество художника по иному…
Управление внеучебной и воспитательной работы
Read more: http://yaderzayu.com/nezabivaemoe/vereshhagin-v-v-hudozhnik-i-razvedchik#ixzz4nLwIWPAD