Интервью Александра Яловенко
Институт ДПО «Макаровки» расширяет влияние
Институт дополнительного профессионального образования (ДПО) – это новая структура ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. О возможностях получения образования в его стенах редакции «МФ» рассказал первый заместитель директора Института ДПО Университета Александр Яловенко.
Александр Васильевич, с чем связано решение о создании в ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Института дополнительного профессионального образования?
В 2015 году Университет начал переход на институтскую систему управления. По решению ректора профессора Сергея Барышникова и Ученого Совета было принято решение о создании четырех институтов, три из которых готовят студентов и курсантов в системе высшего образования, а четвертый дает дополнительное профессиональное образование. Институт был создан на базе уже существовавшего много лет Центра ДПО. Это решение позволило сделать более четкой структуру дополнительного профессионального образования в нашем ВУЗе, скоординировать работу подразделений ДПО и взять курс на дальнейшее развитие этого направления. С этого года мы начали новый этап работы по расширению сети структур ДПО в филиалах ГУМРФ на Северо-Западе России. Всё это очень важно, учитывая растущую потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров. Ввод в эксплуатацию новых типов судов, нового оборудования, открытие новых портов, изменение международных и российских нормативных документов, и требований, развитие Северного морского пути, активизация работ на морском шельфе – всё это требует от экипажей судов, сотрудников береговых служб и нефтегазовых компаний новых знаний и навыков.
Как выглядит новая структура Института ДПО?
В настоящее время в состав Института ДПО входят шесть центров, работающих в Петербурге, а также тесно взаимодействующие с институтом и активно развивающиеся филиалы в Мурманске и Архангельске.
В учебном центре ДПО специалистов водного транспорта действует более 30 программ, здесь ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, которые обеспечивают работу как флота, так и береговых структур, ответственных за нормальное функционирование внутренних водных путей. Свою квалификацию здесь повышают также гидротехники и судостроители.
Учебный центр «Катерпиллар» осуществляет обучение специалистов по обследованию, анализу поломок, ремонту и эксплуатации двигателей. Это особое подразделение, работающее на основании отдельного соглашения между Университетом и американской компанией «Катерпиллар». Таких центров в Европе только два – в Малаге (Испания) и у нас, чем мы очень гордимся.
В секторе ДПО при отделе международного сотрудничества проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по морскому менеджменту для специалистов береговых служб судоходных компаний и организаций водного транспорта, а также для компаний, занимающихся импортно-экспортными операциями. Курсы обеспечивают углубленное изучение коммерческих, правовых, технологических и прочих условий международных морских перевозок.
В учебных центрах ДПО судоводителей, механиков и электромехаников ежегодно обучаются около 3,5 тыс. человек для продления и повышения уровня рабочих дипломов членов экипажей морских судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ.
Самым крупным подразделением Института является Морской учебно-тренажерный центр.
Морской учебно-тренажерный центр – один из первых, появившихся в отрасли. Что сегодня представляет собой УТЦ знаменитой «Макаровки», какого уровня достигла предоставляемая в Центре услуга по дополнительному профессиональному образованию?
Морской учебно-тренажерный центр начал свою деятельность в 1995 году, всё это время он активно развивается, совершенствуется технологическая база, появляются новые тренажерные площадки, актуализируются учебные программы.
В 2015 году в Морском учебно-тренажерном центре прошли подготовку более 15 тыс. человек, что на 19,5 % превышает показатель 2014 года. Итоги I квартала 2016 г. (а это 3432 человека) также показали рост на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалистами центра разработано более 100 учебных и тестовых программ, в том числе для краткосрочных курсов, семинаров, для повышения и подтверждения квалификации. В настоящее время на площадках центра установлено более 40 современных тренажерных комплексов, моделирующих работу всех самых важных систем морских судов. Это средства навигации, радиосвязи, судовой электростанции, двигательной установки, грузобалластных систем и т. д. Весь перечень курсов и обучаемых специалистов очень широк – от курсантов до капитанов. Обучение в Центре проходят специалисты морской индустрии и нефтегазовой отрасли России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Одним из направлений деятельности морского УТЦ является также реализация научно-исследовательских работ и подготовка методических документов.
Среди отраслевых УТЦ ваш, наверное, самый авторитетный, а есть ли эксклюзивные программы обучения?
Разрабатывая учебные программы, наши специалисты учитывают потребности компаний, новые нормативные документы Минтранса России и международные тенденции. Например, в 2015 году только по программе «Плавание в ледовых условиях» обучение прошло 133 человека. В прошлом году был также проведен первый курс практической подготовки к плаванию во льдах, объединяющий теорию и практику. Программа этого курса не имеет аналогов в мире. Она сочетает в себе 12-летний опыт тренажерной подготовки в «Макаровке», опыт Крыловского государственного научного центра, Корпорации инженерных технологий Акер Арктик (Хельсинки, Финляндия) и Морского учебно-тренировочного центра Мерикотка (Котка, Финляндия). За 5 дней слушатели не только познакомились с российскими и финскими достижениями в области проектирования и постройки судов для плавания в полярных водах, но и с опытом плавания в ледовых условиях. В программу обучения вошли занятия в ледовом бассейне, на ледовом тренажере с моделированием особенностей навигации в Арктике, а также плавание на борту ледокола в акватории Невы и на борту учебного теплохода в акватории Финского залива.
Мы провели ряд курсов по подготовке специалистов Береговой охраны Индонезии на индонезийском языке. В перспективе запланировано проведение обучения по ряду новых программ.
Совместно с Балтийским заводом, ЗАО «НАВИС» и компанией «General Electric» были проведены курсы для сотрудников компании «Роснефть» по современным системам электродвижения судов.
Оригинальными можно назвать и курсы по выживанию на море для стюардесс, которые будут работать в разных странах мира на vip-яхтах.
Ещё одно эксклюзивное мероприятие произошло этой весной, на одной из наших тренажерных площадок прошел второй этап конкурса капитанов одной из дочерних компаний ПАО «Газпром», в рамках проекта тренажерный комплекс использовался для проведения конкурса профессионального мастерства.
Как вы решаете кадровый вопрос и как развивается техническая база Института?
У нас работают инструкторы, многие из которых имеют большой опыт плавания на судах в должностях капитанов и лиц старшего командного состава. Часть инструкторов прошла дополнительную подготовку в ведущих УТЦ Европы и США. Высокий уровень методологии курсов обеспечивают также преподаватели и профессора Университета, привлекаемые специалисты отрасли.
На системной основе ведется работа по обновлению технической базы Института. Недавно при поддержке ОАО «Газпром нефть» был модернизирован тренажерный комплекс для подготовки операторов СУДС и открыт новый тренажер для обучения персонала нефтяных танкеров и химовозов.
Особо следует отметить ввод в процесс обучения крупнейшего в России навигационного тренажерного комплекса, который позволяет проводить подготовку специалистов по плаванию в Полярных водах на принципиально новом уровне. Новая площадка — это совместный проект ГУМРФ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
В этом году введен в эксплуатацию новый тренажер динамического позиционирования.
При поддержке наших партнеров – компании «Газпром Маркетинг & Трэйдинг LNG», ОАО «Совкомфлот» и ЗАО «Транзас» в текущем учебном году открыт крупнейший в России тренажерный комплекс судового машинного отделения, предназначенный как для подготовки курсантов-судомехаников, так и повышения квалификации действующих вахтенных, вторых и старших механиков морских судов.
Насколько ДПО Университета интегрировано в международную систему морского образования?
Качество подготовки по программам ДПО подтверждено морскими Администрациями России и ряда других стран, ведущими классификационными обществами, международной сертификационной сетью IQNet, британским TheNauticalInstitute и другими отечественными и международными организациями.
Мы успешно прошли аудит американской танкерной компании StoltTankers и были выбраны в качестве приоритетного подрядчика на услуги по тренажерной подготовке членов экипажей морских судов в Европейской части России.
Университет стал также членом Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA), что важно для активной работы по подготовке кадров для индустрии морской нефте - и газодобычи.
Институт ДПО продолжает подготовку иностранных специалистов и даже расширил возможности для их обучения. Референс-лист стран, чьи специалисты проходят обучение теперь составляет 23 наименования.
На Ваш взгляд, каковы перспективы у Института ДПО?
В 2016 году мы разработали концепцию развития, основной целью которой является формирование стратегического видения Института как национального лидера в области дополнительного профессионального образования специалистов морского и внутреннего водного транспорта. Уже определены цели и согласован план мероприятий на 2016 – 2020 годы. Одними из важнейших определены внедрение технологий электронного и дистанционного обучения, модернизация тренажерной базы регионального центра ДПО Архангельского филиала ВУЗа при активной поддержке Росморречфлота. Реализация концепции позволит удержать компетентных специалистов, привлечь молодых и опытных преподавателей, инструкторов, экспертов. Это укрепит кадровый состав Университета в целом и Институтов в частности. Реализация концепции – путь к расширению влияния Университета как организации, способной решать задачи, стоящие перед отраслью, а также к подтверждению и поддержанию репутации «Макаровки».
Интервью опубликовано в журнале «Морской флот» №3 2016г.