Резолюция Третьего Российского Тренажерного форума
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Санкт-Петербург,
29 июня 2015 г.
Объявлена резолюция Третьего Российского Тренажерного форума
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» совместно с ФГУП «Морсвязьспутник», ФБУ «Служба морской безопасности» и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта в апреле 2015 г. провели Третий Российский Тренажерный Форум по вопросам тренажерной подготовки членов экипажей морских судов, ее особенностям, проблемам и перспективам развития.
Основные темы выступлений, прозвучавшие на Форуме:
- Нормативное правовое регулирование тренажерной подготовки членов экипажей морских судов в Российской Федерации;
- Пути повышения эффективности организации и ведения учебного процесса в учебно-тренажерных центрах;
- Проект рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров подготовки членов экипажей морских судов;
- Повышение эффективности организации тренажерной подготовки через совершенствование системы менеджмента качества.
В Форуме приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ «Служба морской безопасности», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГУП «Росморпорт», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», администраций морских портов, а также специалисты учебных заведений и тренажерных центров морского и речного транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных и проектных организаций.
Всего присутствовало 147 человек из 68 организаций России и Казахстана. С сообщениями и докладами на Форуме выступили 24 человека.
Участники Форума были ознакомлены с результатами независимой оценки системы подготовки в учебно-тренажерных центрах в Российской Федерации, осуществленной ФАУ «Российский морской регистр судоходства» в соответствии с поручением Министерства транспорта Российской Федерации, а также с опытом и проблемами, имеющими место при освидетельствовании УТЦ по различным направлениям подготовки в регионах Российской Федерации. Отмечено, что к типовым недостаткам в деятельности УТЦ относятся следующие:
- система стандартов качества не внедрена, либо не охватывает все направления подготовки, по которым имеется одобрение со стороны Морской администрации РФ;
- отсутствуют рабочие учебные программы по части преподаваемых курсов, а также часть рабочих программ не актуализирована;
- рабочие программы не содержат требований к использованию конкретного тренажёрного оборудования, обучающимся не всегда доступна информация о назначении оборудования, выполняемых упражнениях, ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности, в части рабочих программ не определены критерии оценки знаний обучающихся;
- не установлены квалификационные требования для преподавателей и экзаменаторов, отсутствуют документальные подтверждения подготовки на конкретном типе тренажера и документальные подтверждения квалификации экзаменаторов.
В рамках круглого стола участники Форума обсудили проект Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров и высказали мнение о важности разрабатываемого документа для организации деятельности учебно-тренажерных центров и о целесообразности передачи в оргкомитет Форума предложений по совершенствованию документа с целью обобщения и дальнейшего взаимодействия с уполномоченными организациями по корректировке проекта документа с учетом мнения участников Форума.
Участники Форума рассмотрели:
- тенденции модернизации Глобальной системы морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и влияние этого процесса на тренажерную подготовку радиоспециалистов ГМССБ;
- вопросы гармонизации требований Кодекса ОСПС и Закона о транспортной безопасности в отношении подготовки специалистов по охране и транспортной безопасности;
- потенциальные возможности комплексной интегрированной информационной системы «МоРе» для использования в учебно-тренажерных центрах;
- использование тренажера машинного отделения для обеспечения компетентностного подхода в подготовке судовых механиков;
- целесообразность использования в дальнейшем понятия «САРП» в связи с вступлением в силу обновленных эксплуатационных требований к РЛС (Рез. MSC 192(79));
- новые тенденции в развитии тренажерного оборудования и других средств электронного и дистанционного обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ФОРУМА
- 1. Учитывая поправки, внесенные в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, обратить внимание учебно-тренажерных центров на необходимость скорейшего внедрения и постоянного поддержания системы стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ.
- 2. Учебно-тренажерным центрам обеспечить наличие в рабочих программах требований к использованию конкретного тренажерного оборудования, критериев оценки знаний и практических навыков в соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ.
- 3. Учебно-тренажерным центрам обеспечить информирование слушателей до начала занятий о назначении оборудования, выполняемых упражнениях, ожидаемых навыках и получаемых уровнях компетентности.
- 4. Учебно-тренажерным центрам обеспечить подготовку экзаменаторов на конкретном типе тренажера с выдачей документальных подтверждений их квалификации.
- 5. Учебно-тренажерным центрам обеспечить состояние тренажерной базы, позволяющее выполнять требования Кодекса ПДНВ в части формирования практических навыков слушателей.
- 6. ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова организовать сбор предложений участников Форума по внесению изменений в проект «Рекомендаций по освидетельствованию тренажёрных центров».
- 7. ФАУ «Российский морской регистр судоходства» с участием ФГУП «Морсвязьспутник» и ФБУ «Служба морской безопасности» доработать проект «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров» принимая во внимание предложения участников Форума, итоговый документ направить в Росморречфлот.
- 8. Минтрансу России и Росморречфлоту определить статус разрабатываемых «Рекомендаций по освидетельствованию учебно-тренажерных центров» (утверждение приказом Минтранса России и согласование в Минюсте России или в качестве отраслевого стандарта или публичных рекомендаций Минтранса России с публикацией в открытых источниках или иное).
- 9. Принимая во внимание, что проведение занятий по использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств, предусмотренных примерными программами «Начальная подготовка по безопасности» и «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками», в зимнее время из-за низких температур воды и воздуха, а так же вследствие замерзания водной поверхности, невозможно или небезопасно для лиц, проходящих подготовку, Росморречфлоту рассмотреть вопрос о регламентации с 2016 г. периода использования в зимнее время тренажеров на открытых акваториях для целей подготовки по указанным программам.
- 10. Считать целесообразным ведение единой информационной системы по выдаваемым свидетельствам о тренажерной подготовке.
- 11. Принимая во внимание, что любой тренажер, использующийся для подготовки, оценки и демонстрации профессиональных навыков в целях дипломирования, должен иметь признание морской администрации, Росморречфлоту рассмотреть вопрос о разработке технико-эксплуатационных требований к тренажерам, применяемым для подготовки членов экипажей морских судов (включая грузобалластные тренажеры танкеров/сухогрузов и тренажер судовой энергетической установки).
- 12. Росморречфлоту рассмотреть возможность дальнейшего развития комплексной интегрированной информационной системы (КИИС) «МоРе» с целью создания единого интернет ресурса для информационной поддержки деятельности учебно-тренажерных центров.
- 13. Росморречфлоту организовать работу по актуализации в 2015 г. примерных программ подготовки членов экипажей морских судов с учетом накопленного опыта и изменений в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов и организовать разработку примерной программы подготовки «Использование РЛС и САРП». Учебно-тренажерным центрам обеспечить актуализацию рабочих программ.
- 14. В бланках свидетельств о подготовке по программе «Использование САРП» название программы «Система автоматической радиолокационной прокладки» заменить на «Средства автоматической радиолокационной прокладки», что будет соответствовать тексту на английском языке «Automatic Radar Plotting Aids».
- 15. Росморречфлоту установить требования к подготовке специалистов, осуществляющих тренажёрную подготовку и организациям, осуществляющим подготовку персонала учебно-тренажёрных центров.
- 16. Росморречфлоту организовать разработку примерных программ подготовки специалистов, осуществляющих тренажёрную подготовку и экзаменаторов.
- 17. Минтрансу России определить порядок освидетельствования образовательных организаций, имеющих право подготовки инструкторов УТЦ и экзаменаторов.
- 18. Минтрансу России в связи с изданием приказа от 10.02.2010 г. №32 «Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров» отменить, как устаревшие, следующие документы:
- «Положение об освидетельствовании учебно-тренажерных центров ГМССБ» и «ТЭТы к учебно-тренажерным центрам ГМССБ» от 26.11.2001 г. № ВР-108-р.
- «Тренажеры по электронным картографическим навигационным информационным системам. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-22/848-68.
- «Навигационные тренажерные центры. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-022/848-69.
- «Радиолокационные тренажеры и тренажеры по маневрированию и управлению судном. Технико-эксплуатационные требования» № МФ-02-22/848-67.