Цветовая схема
AAA
####

«Бриллианты морских профессий»

Уважаемые коллеги, друзья!

Мы продолжаем публиковать материалы под новой рубрикой «Бриллианты морских профессий». Приглашаем курсантов, студентов, преподавателей, сотрудников Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова присылать материалы для публикации под этой рубрикой. В них вы можете написать о вашей настоящей или будущей профессии, о вашей жизни в стенах родного вуза, обо всём, что считаете интересным.

Материалы просьба присылать по электронному адресу korchevvj@gumrf.ru.

Управление внеучебной и воспитательной работы т. 322-10-31

Сегодня впервые на нашем сайте размещен материал профессора кафедры судоходства на внутренних водных путях ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, капитана дальнего плавания Владимира Ивановича Дмитриева, в котором он рассказывает о трудностях и радостях своей любимой профессии.

Через годы, через расстоянья…

"Каждый выбирает в жизни свою дорогу. У меня она связана с морем. Позади остались многие тысячи морских миль, будни и праздники судовой жизни, встречи и расставания… Но ни разу не пожалел я о выбранном пути.

До сих пор свежи в памяти впечатления о первом пережитом шторме. Небольшая учебная баркентина «Капелла» с сорока курсантами на борту металась по взбесившимся волнам Рижского залива. Свободные от вахты, завалившись на койки, пытались забыться в апатичной дреме. Корабль то проваливался вниз, то стремительно взлетал вверх. Звонки громкого боя и команда «Парусный аврал» заставили меня выбраться из опротивевшего кубрика. Выскочил на палубу. По расписанию мое место на нижнем фока-рее. Не успел добежать по накренившейся палубе до фок-мачты, как раздался оглушительный треск. Это от налетевшего шквала в клочья разорвался фок. Мелькнула мысль об отчаянных капитанах-драйверах, которые в критические минуты, чтобы сохранить мачту при сильном ветре и нехватке времени для уборки паруса, стреляли в него из револьвера, в результате чего парус превращался в клочья. Но наш капитан отнюдь не был драйвером, да и подобные действия не получили бы понимания в службе материально-технического снабжения пароходства.

Вернемся к описываемым событиям. Обрывки парусины хлопали на ветру. Отметил для себя, что теперь не нужно будет лезть наверх для уборки паруса. От стремительной качки сорвало со штатного места ящик-холодильник. Вместе с боцманом бросились его крепить. Сопровождаемый крепкими выражениями, через некоторое время ящик был надежно принайтован. Убрав лишние паруса, баркентина ушла штормовать под прикрытие островов.

Согласитесь, не просто было недавним школьникам заставить себя подниматься по раскачивающейся мачте и там, на высоте, закоченевшими руками подтягивать мокрую парусину и крепить ее к реям. Нужно было подавить в себе чувство страха, преодолеть предательскую дрожь в ногах, чтобы противостоять разбушевавшейся стихии.

Капитаном я стал в двадцать шесть лет. Капитаном морского спасателя, на котором после окончания высшего инженерного морского училища начал работать вторым помощником капитана. Спасатель занимает особое место среди судов морского флота. Как правило, нужда в нем возникает тогда, когда требуется выполнить операции, непосильные обычному судну – буксировку сложных плавучих сооружений, снятие с мели, борьбу с пожаром, спасание гибнущих судов и людей. Капитан транспортного судна перед выходом в рейс имеет конкретное рейсовое задание, а экипажу спасателя приходится зачастую действовать с учетом реальной обстановки, детали которой выясняются только после прихода его на место аварии. Добрым словом помянул я свое родное училище, где получил не только хороший запас знаний и практических навыков, но и закалил характер и укрепил волю.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации я перешел на преподавательскую работу, но с морем «не завязал». Практически каждый год по два-три месяца в качестве руководителя практики курсантов (студентов) или дублера капитана я плавал на судах смешанного (река-море) и дальнего плавания.

Занимаясь многие годы педагогической работой, воочию убедился, как меняются требования к профессии судоводителя, совершенствуются суда и их технические средства. Система морского образования у нас в стране признается одной из лучших в мире. Не случайно российских специалистов приглашают работать во многие зарубежные страны, наши выпускники плавают на судах практически всех морских держав. Лично мне пришлось в течение двух лет работать в Республике Куба преподавателем-консультантом, оказывать помощь в подготовке национальных кадров для кубинского флота рыбной промышленности.

У меня было много встреч с выпускниками школ, стоящими перед выбором жизненного пути. Большинство из них не очень ясно представляли себе профессию моряка, не знали, какими качествами для этого необходимо обладать, каковы обязанности моряка, условия жизни.

Даже курсанты и студенты младших курсов недостаточно хорошо представляют свою будущую специальность. «Как лучше овладеть профессией моряка? Какие черты характера надо воспитывать в себе?» – такие вопросы мне часто приходится слышать.

Опираясь на свой жизненный опыт моряка и преподавателя, я стараюсь ответить на многие вопросы, представляющих интерес для молодых людей, выбирающих или уже выбравших одну из самых романтичных, мужественных и трудных профессий – профессию судоводителя".

В.И. Дмитриев,
профессор кафедры судоходства
на внутренних водных путях,
капитан дальнего плавания

Управление внеучебной и воспитательной работы