К Дню Рождения Степана Осиповича Макарова!
Адмирал Макаров - великий русский моряк и учёный
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года (по новому стилю - 8 января 1849 г.) в городе Николаев. Погиб 31 марта (по новому стилю - 13 апреля) 1904г. на броненосце «Петропавловск» на рейде вблизи Порт-Артура. Адмирал С.О. Макаров - русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
Степан Макаров родился в семье морского офицера - штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813-1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. В Николаеве сохранился дом, где родился Макаров (современный адрес: улица Адмирала Макарова, 4). В апреле 1858 года чета Макаровых переехала в Николаевск-на-Амуре, и в сентябре Степан поступил в местное морское училище. О военной службе, научных открытиях и его вкладе в развитие военно-морского дела написаны десятки книг, монографий, об адмирале С.О.Макарове снят фильм и т.д.
Коротко перескажем жизненный, служебный и боевой путь легендарного адмирала Степана Макарова. 16-летним юношей в 1865 году окончил Морское училище города Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил курс первым по успеваемости, а в 1867 году произведен в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. Затем назначен в первый флотский экипаж на Балтике, и уже в 1869 году получил звание мичмана.
Служил на кораблях Тихоокеанского, а затем и Балтийского флота. В 1871 году произведен в звание лейтенанта. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей. Его предложение состояло в том, чтобы разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, а также использовать специальный пластырь для заделки пробоин. Его работа явилась основополагающей в теории непотопляемости корабля.
В 1881 году, командуя пароходом - стационаром «Тамань», успешно провел гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Российской Академии Наук. С 1882 года на протяжении четырех лет капитан 1 ранга Степан Осипович Макаров служил на Балтийском флоте.
С 1894 по 1896 год С.О. Макаров совершил второе кругосветное путешествие. Из Санкт-Петербурга прибыл на Средиземное море, а затем перешел с эскадрой, которой командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток. В 1896 году через Тихий океан в Северную Америку, прошел через США и через Атлантический океан, а после вернулся в Россию.
В 1896 году Степан Осипович произведен в вице-адмиралы и стал командующим эскадрой Балтийского флота. Им выдвинута идея создания мощного ледокола для исследования Арктики. С 1897 по 1898 год Макаров лично руководил постройкой на верфях в Ньюкасле созданного по его проекту первого мощного ледокола «Ермак».
Макаров внес значительный вклад в развитие русской океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им сконструирован один из первых надежных батометров. Не менее, а скорее и более важной его разработкой оказалась теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину.
После вступления в должность командующего 1-й тихоокеанской эскадрой 24 февраля 1904 года инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота: создал радиостанции на побережье Тихого океана. Радиостанциями также оснастили корабли. Вице-адмирал 20 марта 1904 года издал приказ № 27 о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы и определять нахождение их источника.
Еще много открытий и научных идей мог сделать адмирал С.О. Макаров, если бы не его трагическая гибель во время Русско-японской войны на броненосце «Петропавловск» на рейде вблизи Порт-Артура.
Степан Осипович Макаров вошёл в историю как основоположник учения о живучести корабля, как изобретатель новых типов кораблей, новатор в области минного оружия, прославленный мореплаватель и талантливый океанограф. Он явился прогрессивным выразителем русского флота. Макаров продолжил и значительно развил учение своего наставника адмирала Бутакова о морской тактике броненосного флота.
Корабли, носившие гордое имя «Адмирал Макаров»
1. Крейсер «Адмирал Макаров»
1. 22 марта 1905 года на заводе фирмы "Forges et Chantiers" в Тулоне (Франция) заложен первый русский и советский броненосный крейсер «Адмирал Макаров», класса «Баян», спущен на воду 25 апреля 1906 года, вступил в строй 13 мая 1908 года. Вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой. Участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия (Италия), пострадавшему от землетрясения в декабре 1908 года (доставил в Неаполь 400 тяжелораненых). В период Первой мировой войны действовал в составе Балтийского Флота. С июля 1921 года использовался в качестве штабного корабля старшего морского начальника в Петрограде. 15 августа 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ. 17 лет. Слишком короткий срок жизни и службы такого корабля.
2. Крейсер «Адмирал Макаров»
2. Вторым кораблем, носящим имя «Адмирал Макаров», стал трофейный крейсер «Нюрнберг», на котором был поднят советский Военно-морской флаг после передачи части немецкого Флота Советскому Союзу осенью 1945 года. Легкий крейсер «Нюрнберг», заложенный в марте 1933 г. на верфи «Дойч Верке» в Киле, предполагалось использовать главным образом как рейдер с практически неограниченными возможностями. В его конструкции, технических решениях и оснащении использовались самые новейшие достижения науки, техники и технологии судостроения. При наибольшей длине в 181 м, ширине 16,5 м и осадке 5,7 м его водоизмещение составляло 8380 т; вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой.
Приказом главнокомандующего ВМФ СССР Н. Кузнецова от 19 ноября 1945 г. крейсер «Нюрнберг» включили в состав эскадры Северного Балтийского Флота с базированием в Таллине. С этого дня под флагом ВМФ СССР начался новый период жизни корабля. Подписание протокола о передаче крейсера 8-му ВМФ СССР состоялось в Либаве 9 января 1946 года. После этого немецкая команда сошла с корабля. Приказом наркома ВМС от 13 февраля 1946 г. крейсеру было присвоено имя «Адмирал Макаров». В феврале 1959 была подписана директива ГК ВМС СССР о демонтаже крейсера, а 6 июля получено распоряжение ГШ ВМС СССР об отправке «Адмирала Макарова» на слом. В августе крейсер перешел в Ленинград на Кировский завод для утилизации. 26 лет было отмерено второму «Макарову», который «Макаровым» был тринадцать лет…
Офицеры и мичманы крейсера на «поминках» своего «Адмирала Макарова» поклялись быть верными памяти своего корабля, продолжать соблюдать и крепить его традиции и морскую дружбу. Ежегодно в день корабельного праздника встречаться, по возможности - в Питере. За годы военно-морской службы их развело по всем флотам, но они продолжали встречи.
3. Большой противолодочный корабль «Адмирал Макаров» Проекта 1134 А
Корабль зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 2 августа 1968 года. 2 июля 1972 года на БПК впервые был поднят Военно-морской флаг СССР. Выведен из состава флота в 1994 году.
Вооружение: артиллерия 2 × 2 - АК-725, 4×6 - АК-630М; ракетное вооружение: 2 ЗРК «Шторм-М»; противолодочное вооружение: 2×4 - ПУ ПЛРК «Раструб»; минно-торпедное вооружение - 2×5 -ПТЛ-53-1134, 2×12 - РБУ-6000, 2×6 - РБУ-1000; авиационная группа: вертолёты - 1«Ка-25». В ноябре 1972 года БПК перешел в г. Балтийск, где был подготовлен к межфлотскому переходу на Север, и 22 января 1973 года был включен в состав 170 БрПК 7 ОПЭСК кораблей Северного флота.
С 12 по 29 мая 1973 года БПК «Адмирал Макаров» в составе КПУГ (БПК «Севастополь», «Адмирал Исаков») участвовал в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ «противника» в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»).
27 мая 1974 года корабль посетил ГК ВМФ, прибывший на Северный флот для руководства учением «Сигнал-74». С 17 июня 1974 года в составе отряда кораблей выполнил задачи боевой службы в районах Средиземного моря, Центральной и Южной Атлантики. По итогам 1974 года занял первое место в состязательном поиске ПЛ на первенство флота и в состязаниях по штурманской подготовке.
С 3 по 21 апреля1975 года БПК «Адмирал Макаров» принял участие в оперативно-стратегическом учении с обозначенными силами «Океан-75» под руководством Маршала Советского Союза А.А. Гречко.
С 7 ноября 1975 года по 5 июля 1976 года корабль выполнил задачи боевой службы в районах южной Атлантики, совершив заходы в п. Конакри (Гвинея) и п. Луанда (Ангола), нес боевое дежурство по ПВО, ППДО и охране рыбных промыслов. По итогам 1976 года БПК «Адмирал Макаров» объявлен отличным; в 1977 году по результатам боевой и политической подготовки подтвердил это звание, и приказом ГК ВМФ за добросовестное исполнение воинского долга всему личному составу корабля объявлена благодарность.
В сентябре 1978 года в сложных метеорологических условиях БПК «Адмирал Макаров» выполнил задачи разведки и слежения за отрядом боевых кораблей ОВМС НАТО в период проведения учений « Northern Wedding-78».
23 марта 1983 года корабль поставлен в средний ремонт и модернизацию на СРЗ-35 (г. Мурманск). В ходе модернизации на корабле установили УРК «Раструб-Б», систему космической навигации «Шлюз» (АДК-2М), систему космической связи «Цунами-БМ».
7 декабря 1987 года корабль совместно с РКР «Маршал Устинов» нес боевую службу в Средиземное море. В период боевой службы корабль трижды выполнил задачи корабля РАД в проливе Отранто, обеспечивая перелеты самолетов дальней авиации в районы несения боевой службы.
С 26 по 31 марта 1988 года под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала Г.В. Егорова нанес официальный визит в порт Латакия Сирийской Арабской республики.
4 апреля 1988 года в центральной части Тирренского моря корабль принял участие в учениях Черноморского флота под руководством командующего Черноморским флотом.
С 12 мая по 10 июня 1988 года корабль выполнял задачи непосредственного слежения за АУГ ВМС США во главе с атомным авианосцем «Д.Эйзенхауэр». 23 июня возвратился в Североморск.
3 июля 1992 года из-за изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации на металл. В 1994 году продан частной индийской компании для разделки на металл. Но до порта разделки корабль не дошел. В Норвежском море во время шторма буксирные концы лопнули, и корабль ушел на дно. И в этом эпизоде тоже есть связь судьбы корабля и человека.
Так закончилась 26-летняя служба большого противолодочного корабля «Адмирал Макаров» в составе советского Военно-морского флота.
4. Фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров»
Третий корабль проекта 11356 - «Адмирал Макаров» - был заложен на калининградской верфи в 2012 году. Был спущен на воду 2 сентября 2015 года. Через два года, в июне 2017 года корабль приступил к заводским ходовым и государственным испытаниям и был передан в состав Черноморского флота в конце 2017 года, став полноправной боевой единицей Черноморского флота.
В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах, заложена в техническом задании. Корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- водоизмещение составляет 3350 тонн;
- максимальная длина корабля - 124,8 м при ширине корпуса 15,2 м;
- осадка составляет 7,5 м;
- двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
- максимальная скорость хода - 32 узла;
- максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.
Фрегат «Адмирал Макаров» оснащен ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса КРК «Калибр - НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр», могут поражать различные цели на воде и на суше на расстоянии до 1500 км. Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190 - традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро - и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.
Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеются торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».
Управлять таким хозяйством будет экипаж численностью 180-200 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания 30 суток. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота и назван в честь вице-адмирала Российского императорского флота Степана Осиповича Макарова.
Гражданские суда (ледоколы), носившие имя «Адмирал Макаров»
1. Адмира́л Мака́ров — судно из серии пароход-ледоколов типа «Иосиф Сталин» («Сибирь») проекта 51, построено в СССР в 1940 году, по-лучило название «В. Молотов» в честь советского политического и государ-ственного деятеля В.М. Молотова. Водоизмещение - 11000 тонн, длина - 106,9 м, ширина - 23,1 м, осадка - 8,8 м, мощность - 10000 л/с, скорость - 15,5 узлов. В период с августа по декабрь 1941 года на Балтийском заводе ледокол «В. Молотов» переоборудован во вспомогательный крейсер. Уста-новлено зенитное вооружение. До 1957 года судно находилось в подчинении Главного управления Северного морского пути в числе судов Владивосток-ского Арктического пароходства. Затем, после вхождения Владивостокского Арктического пароходства в состав Дальневосточного морского пароход-ства, осталось в ДВМП. В 1958 году ледокол переименован в «Адмирал Ма-каров» в честь вице-адмирала Макарова. Списан в 1966 году.
2. «Адмирал Макаров» (ледокол, 1945—1949) — ледокол класса «Wind», построенный в США под названием USCGC «Southwind» (WAGB-280); с 1945 по 1949 год использовался СССР под названием «Адмирал Ма-каров»; после возврата США носил имя USS «Atka» (AGB-3) и затем снова USCGC «Southwind». Всего было построено восемь ледоколов класса «Винд» (англ. Wind, Ветер). Постройка «Southwind» («Южный Ветер») началась 20 июля 1942 года на верфи «Western Pipe and Steel Company» в Сан-Педро, США. Ледокол был спущен на воду 8 марта 1943 года и 15 июля 1944 года введён в состав Бере-говой охраны США под названием USCGC «Southwind» (WAGB-280).
В рамках программы ленд-лиза в 1945 году ледоколы «Southwind», «Northwind» и «Westwind» переданы СССР и переименованы соответственно в «Адмирал Макаров», «Северный Ветер» (с 1946 года — «Капитан Бело-усов») и «Северный Полюс». «Southwind» передан СССР 25 марта 1945 года. Принимал ледоколы Константин Константинович Бызов, который был его ка-питаном до июля 1945 года, осуществляя проводку судов в порты Дальнего Востока. После него капитаном ледокола «Адмирал Макаров» на протяжении 1945-1949 годов являлся Михаил Гаврилович Марков. 28 декабря 1949 года ледокол первым из серии возвращен США в Йокосуке, Япония.
3. «Адмирал Макаров» — дизельный полярный ледокол мощностью в 36000 л.с. (26 500 МВт). Построен в 1975 году на Хельсинкской верфи «Wärtsilä» (Вяртсиля) по заказу В/О «Судоимпорт». Советский флаг был впервые поднят на ледоколе 12 июня 1975 года. Судно носит имя вице-адми-рала Макарова. Это второй в серии из трёх ледоколов, построенных Финлян-дией по заказу Советского Союза - «Ермак» (1974), «Адмирал Макаров» (1975), «Красин» (1976).
Ледокол относится к классу линейных и предназначен для работы в ледовых условиях повышенной сложности. Класс дизельных ледоколов при-мерно соответствует первому атомному ледоколу «Ленин». Ввиду того, что полярный ледокол находится продолжительное время в плавании, особое вни-мание при строительстве судна было обращено на улучшение условий обитае-мости экипажа. На судне имеются, в частности, кинозал на 100 человек, баня, плавательный бассейн и спортивный зал. Кроме того, судно оборудовано пол-ным медицинским блоком с приёмной врача и операционным залом. Новый «Адмирал Макаров» приписан в порту Владивосток с года постройки. В 1988 году участвовал в операции по спасению трёх серых китов в море Бофорта (Операция «Прорыв»). В 2011 году ледокол сыграл ключевую роль в спаса-тельной операции в Охотском море.
Учебные заведения, носящие имя адмирала С.О. Макарова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» (ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова) является высшим техническим учебным заведением, образовательная деятельность которого направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для транспортной инфраструктуры России. Сегодня это одно из крупнейших транспортных учебных заведений на Северо-Западе страны.
8 ноября 2020 года Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова отметило 83-ю годовщину со дня образования. Училище является одним из лучших военно-морских учебных заведений России, обеспечивает кадрами Военно-морской Флот страны. В его стенах подготовлено свыше 20 тысяч морских офицеров, в числе которых более 250 адмиралов и генералов.
Центр патриотического воспитания