Цветовая схема
AAA
####

Поздравляем Валерия Александровича Бабурина!

Поздравляем Валерия Александровича Бабурина!

В Институте водного транспорта Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, как и в других Институтах вуза, работают прекрасные преподаватели, преданные своей профессии. Много лет посвятил вузу Валерий Александрович Бабурин, заведующий кафедрой математического моделирования и прикладной информатики, кандидат технических наук, профессор, почётный работник транспорта РФ, академик Российской академии транспорта. Валерию Александровичу Бабурину Указом Президента РФ присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Поздравляем Валерия Александровича с высокой государственной наградой!

Приводим интервью, которое дал корреспонденту нашего сайта В.А. Бабурин:

– Недавно вся страна отмечала 76-ю годовщину со дня полного освобождения Ленинграда блокады от вражеской блокады. Ваше детство прошло в тяжелые военные годы. Расскажите, что врезалось в Вашу память о том времени.

– Война – это страшное испытание. Не дай Бог кому-нибудь пережить это! По статусу военных лет я не блокадник, а малолетний узник фашизма. Родился я в конце 1942 года в городе Порхове (Псковская область), а в начале 1943 года город был оккупирован фашистами. После взрыва партизанами кинотеатра немцы расстреляли много народа, часть населения была депортирована из города, вывозили в основном в Германию. Нам повезло, нас оставили на каком-то хуторе. В1944 году после освобождения Прибалтики советскими войсками мы вернулись в Порхов. Город был практически полностью разрушен, мы жили в землянке. Весной я собирал на этой землянке крапиву, лебеду, щавель, из которых потом варили щи. Питались по продовольственным карточкам. Если кто-то терял карточку, семья лишалась продовольствия на целый месяц. И это было страшно. После отмены карточек стало повеселее. Но очереди за хлебом не исчезли: народ сутками стоял в очереди, заводили списки, время от времени отмечались. А кто не пришёл вовремя, того удаляли из этого списка, и все нужно было делать заново.

Поздравляем Валерия Александровича Бабурина Поздравляем Валерия Александровича Бабурина

– А какими были послевоенные годы?

– Они были тоже тяжёлые, голодные. С теплом зимой было плохо. Городок-то небольшой, центрального отопления не было. Жгли дрова, торф, реже уголь, но и его не хватало. Так продолжалось около десяти лет и даже больше. Потом все начало потихоньку налаживаться, народ все пережил, так как был закалён военными трудностями. Мы жили мечтой о светлом будущем, верой, что все будет хорошо.

– Валерий Александрович, расскажите о своей семье? Кто из Ваших родителей являлся авторитетом для Вас?

– О семье можно рассказать совсем немного. Отца я не знал. Он в 1943 году оказался в списках без вести пропавших. До сих пор о нём ничего не известно. А мама была для меня всем. Отец, по рассказам матери, считался хорошим специалистом, мама – классным печником, эта профессия приносила определённый доход и возможность содержать семью. Мама во всем меня поддерживала и часто говорила: «Валера, учись! Учись как следует! Знания – основа всего!» И я учился.

– Валерий Александрович, каким Вы были студентом?

– Во-первых, я прилично учился в школе. В те тяжелые времена помогали занятия спортом: играл и в футбол, и в баскетбол, и в волейбол, и на лыжах катался. Наша команда, например, стала в 1959 году чемпионом Псковской области по баскетболу. Я был в составе сборной школьников города.

В сентябре 1960 года, поступив на Порховский радиозавод «Балтика», работал разнорабочим, потом прессовщиком, а в 1961 году меня призвали в ряды Советской Армии, и я, отслужив три года в Группе советских войск в Германии, дослужился до гвардии сержанта, командира отделения. И только в 1964 году поступил в Ленинградский институт водного транспорта на инженерно-экономический факультет. Помню вступительные экзамены. Мы, дослуживая последний год, усердно готовились. На письменном экзамене по математике я допустил ошибку: решил уравнение и получил результат x2=9, а ответ написал x=3, забыл поставить плюс и минус, за что мне поставили «4», а потом вся экзаменационная комиссия на устном экзамене проверяла мои знания и оценила их на 5 баллов, при этом пожурив за невнимательность. Экзамен по физике я сдавал профессору Павлу Адамовичу Рымкевичу. Павел Адамович – это легенда нашей физики. Он был тогда у нас заведующим кафедрой. Профессор извинялся передо мной, что за неточный ответ на его вопрос о том, где находится фокус линзы: не может поставить мне 5 баллов, а только 4. С такими оценками я и поступил. По результатам вступительных экзаменов, а также с учётом производственного опыта и службы в армии меня назначили старостой группы. Можно сказать, началась административная карьера. С третьего курса я уже получал повышенную стипендию.

В1969 году после окончания университета по распределению был направлен на кафедру организации перевозок, которую тогда возглавлял Александр Петрович Ирхин, впоследствии профессор и мой научный руководитель диссертации. Получилось так, что мне не удалось вовремя написать диссертацию, Александр Петрович уехал в Москву, кафедру возглавил Анатолий Андреевич Булов. И в 1974 году, т.е. до окончания срока аспирантуры, он сказал мне, что я все равно в срок не успеваю написать диссертацию, поэтому нужно идти на преподавательскую работу в должности ассистента. И вот с 1 сентября 1974 года по сей день я на преподавательской работе.

– Никогда не жалели о своем выборе?

– Нет, не жалел. Мне нравится моя работа. Студенты бывают разные, и, когда они проявляют интерес и демонстрируют знания, ты понимаешь, что в этом деле есть и твоя доля успеха.

Поздравляем Валерия Александровича Бабурина Поздравляем Валерия Александровича Бабурина

– Помимо преподавания в университете, занятий научной деятельностью, Вы организовывали в вузе художественные выставки, устраивали интересные встречи с клубом «Зенит». Расскажите об этом.

– В тяжелые годы детства, когда мы не доедали и мерзли, мы все равно вели активный образ жизни, увлекались спортом, посещали различные кружки. Я занимался авиамоделизмом, ходил в театральный кружок. В общем, внеучебная жизнь кипела. Интерес к общественной деятельности остался у меня на всю жизнь. Например, к нам в вуз неоднократно приезжали зенитовцы или мы организовывали встречу с артистами БДТ, бывал у нас Олег Басилашвили. Неоднократно организовывали художественные выставки. Это было действительно здорово и интересно!

– А что для Вас главное в настоящее время?

– Сейчас главное в жизни – передать знания, которыми я располагаю, подрастающему поколению. У меня в семье есть поколение: внучка три года назад окончила наш университет с красным дипломом, работает в логистической фирме. Есть маленький внучок, которому пять лет, с ним очень любопытно общаться.

– Как Вы проводите свободное время?

– Свободного времени не так много. Я провожу его в семье или за городом. Там и отдыхаю и работаю. На природе лучше всего пишется. В профессиональной деятельности занимаюсь не только аудиторной работой, но и еще пишу учебники, методички. Список трудов официально насчитывает более 160 наименований. Мне это доставляет удовольствие.

– Чем Вы гордитесь в жизни?

– Моя семья – это моя большая гордость. Жена окончила вместе со мной гидротехнический факультет. Она была в числе авторов разработки проекта защитных сооружений Ленинграда от наводнений, будучи в должности заместителя начальника специально созданного для этого в Гидропроекте отдела. Прошлым летом я побывал там с экскурсией и увидел это торжество российской научной и инженерной мысли. Горжусь, что гидротехники нашего вуза участвовали в этом процессе. Оба моих сына получили образование в нашем вузе: один на судомеханическом факультете, отработал на судах в Северо-Западном пароходстве. А сейчас он главный механик Государственного Эрмитажа. Младший сын – кандидат наук, доцент, мастер спорта по плаванию, чемпион вооруженных сил, чемпион Ленинграда. Сейчас работает заместителем генерального директора логистической компании.

– Что Вы можете пожелать нынешним студентам?

– Нынешнему поколению я хочу пожелать честно работать, добывать знания, проявлять самостоятельность, инициативу. «Тормошить преподавателя, потому что это обязанность его – давать знания и помогать сформировать профессиональные навыки для последующей работы. Честно относиться к работе, выполнению своих функций, обеспечивая свое благосостояние, которое не должно расходиться и с общественным.

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью