Цветовая схема
AAA
####

Макаровцы в кругосветном плавании

Макаровцы в кругосветном плавании на яхте «Елизавета»

Продолжается экспедиция яхты «Елизавета» к Антарктиде, посвященная 200-летию открытия шестого континента русской экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В день великого юбилея русского флота и всей России члены экипажа Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова находятся в аргентинском порту Ушуая, самом южном городе планеты, где сегодня и поднимутся на борт «Елизаветы», снаряженной и подготовленной к беспримерном у путешествию выпускниками Макаровки. Участники экспедиции провели встречу с экипажем российской яхты "Югра» и её капитаном Виктором Тюрихиным, вернувшимися от берегов Антарктики, получили информацию о метеорологической и ледовой обстановке по маршруту перехода.

Морская префектура Аргентины в Рио-Гранде указав на единственный вариант захода с возможностью бункеровки топливом, производства межпоходового ремонта для последующего перехода в Антарктику и обратно порт Ушуая.

Метеорологическая обстановка в данный период экспедиции сложная. Так, яхте не удалось причалить в порту Рио-Гранде, как планировалось первоначально - из-за сильных штормов, которые не дают возможности пристать к берегу в этом порту. Но настроение членов экспедиции бодрое. Все уверены, что главная задача будет решена, «Елизавета» достигнет самого таинственного континента Земли и благополучно завершит кругосветное путешествие!

Имена макаровцев на карте Антарктиды

1. Визе Владимир Юльевич (1886–1954). Океанолог, метеоролог, географ, исследователь Арктики, профессор, член-корреспондент АН СССР. Преподавал на кафедре гидрологии и метеорологии Гидрографического института Главсевморпути в 1938 г.

В.Ю. Визе был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями СССР. В 1946 году он стал лауреатом Сталинской премии. Ему была присуждена Большая золотая медаль Географического общества (1950). Его именем названы мыс, ледник, бухта на северном острове Новой Земли, мыс на о. Брейди в архипелаге Земля Франца-Иосифа, ледник на о. Грили этого архипелага, остров в Карском море, мыс ледника Шеклтона в Антарктиде, научно-исследовательское судно «Профессор Визе» (1967).

2. Евгенов Николай Иванович (1888–1964). Окончил Морской кадетский корпус. Доктор географических наук, профессор, исследователь Арктики. Преподавал на кафедре гидрографии в Гидрографическом институте Главсевморпути в 1936-1938 гг.

Его именем названы бухта на Новой Земле, мыс в Антарктиде (Земля Виктории), мыс на острове Большевик (Северная Земля), пролив в море Лаптевых и гидрографическое исследовательское судно.

3. Сакеллари Николай Александрович (1880–1936). Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета, Морской кадетский корпус. Капитан дальнего плавания, педагог и ученый в области навигации, профессор. Заведовал кафедрой кораблевождения Гидрографического института Главсевморпути в 1935–1936 гг.

Именем Н.А. Сакеллари назван полуостров в Антарктиде.

4. Хлюстин Борис Павлович (1884–1949). Окончил Морской кадетский корпус, Морскую академию. Доктор технических наук, профессор, инженер-контр-адмирал. Известный ученый в области мореходной астрономии и навигации. Преподавал в Гидрографическом институте Главсевморпути на кафедре судовождения в 1938–1939 гг., заведовал кафедрой судовождения в ЛВМУ в 1944–1949 гг.

Именем Б.П. Хлюстина назван мыс в Антарктиде, учебно-производственное судно ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова – «Профессор Хлюстин».

5. Евдокимов Алексей Петрович (1925–1978).

Почетный полярник. В 1944 г. поступил в Гидрографический институт Главсевморпути. Окончил ВАМУ в 1949 г., получив специальность «инженер-гидрограф». Работал в Гидрографическом предприятии Главсевморпути. Участник пяти антарктических экспедиций. Совершил кругосветное плавание на д/э «Обь» в составе антарктической экспедиции 1959 – 1960 гг. именем А.П. Евдокимова названа банка в районе острова Баллени в Антарктиде – «Банка Евдокимова».

6. Ющенко Артемий Павлович (1895–1968). Окончил физико-математический факультет Петроградского университета, класс гидрографов-гардемаринов флота. Доктор военно-морских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный работник морского флота, инженер-капитан 1 ранга. Основатель современной школы математической навигации.

Родился в Москве в дворянской семье в октябре 1895 года. Окончил физико-математический факультет Петроградского университета (1917), класс гидрографов-гардемаринов флота (1918). Служил на крейсере «Орел», участвовал в Гражданской войне. Прошел стажировку при Пулковской астрономической обсерватории (1920). Участвовал в гидрографических работах младшим производителем работ Управления по обеспечению безопасности плавания в Балтийском море на р. Нева в составе в 1918-1919 гг. С 1920 по 1923 г. руководил гидрографическими работами в Каспийском море в должностях начальника астрономо-геодезической партии, начальника гидрографического отряда. В 1923 г. был переведен в Северную гидрографическую экспедицию на должность начальника астрономо-геодезической партии. Участвовал в геодезических работах на островах Новая Земля и на северо-восточном берегу Кольского полуострова. С 1930 года заведовал кафедрой физики Ленинградского института точной механики и оптики, в 1930-1931 гг. являлся деканом физико-механического факультета. С началом Великой отечественной войны был назначен в Гидрографическое управление ВМФ, где занимал должности инженера по составлению карт, начальником отдела составления карт и лоций, главного редактора специальных пособий. В 1942 г. ему присвоено воинское звание инженер-полковник, а в 1944 г. - капитан 1 ранга. Заведовал кафедрами геодезии и картографии Гидрографического института Главсевморпути в 1938–1940 гг., кораблевождения ВАМУ им. адм. С.О. Макарова в 1949–1954 гг., судовождения ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова в 1954–1968 гг.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, а также знаком «Почетному полярнику» и золотой медалью им. Н.М. Пржевальского (1956). Внес большой вклад в развитие морской картографии, геодезии, гидрографии, мореходной астрономии, навигации, в подготовку гидрографов и штурманов.

Его именем названы гора на берегу Таймырского залива Карского моря (полуостров Штурманов), глубоководная впадина в Антарктике. В свое время по морям и океанам плавало учебное судно Дальневосточного высшего морского училища им. адм. Г.И. Невельского (Владивосток) «Профессор Ющенко», построенное в 1971 году.

Могила А.П. Ющенко на кладбище поселка Комарово

7. Яновский Борис Михайлович (1894–1967). Основатель школы геомагнетизма, крупный метролог, специалист в области магнитных измерений. Доктор физико-математических наук, профессор.

Окончил Петроградский университет в 1916 году. С 1916 года по 1918 год работал на кафедре «Физики» в Психоневрологическом институте г. Петрограда. Призван на военную службу, окончил курсы гардемаринов. С 1917 по 1920 года – младший производитель Управления по обеспечению безопасности кораблевождения Балтийского моря в г. Петрограде, заведующий инструментальной камерой в Волжской военной флотилии в г. Нижний Новгород. С 1920 года по 1926 год – начальник экспедиции Особой комиссии при президиуме ВСНХ по исследованию Курской магнитной аномалии. С 1926 года по 1967 год работает в Главной палате мер и весов (прошел путь от старшего лаборанта до директора института). С 1937 года по 1941 год и с 1944 года по 1947 год на преподавательской работе в Гидрографическом институте, ВАМУ. В 1942–1944 годах преподавал в Ленинградском гидрометеорологическом институте (г. Ленинабад), Ленинабадском педагогическом институте. С 1944 года по 1967 год преподавал в Ленинградском государственном университете. Председатель палеомагнитной комиссии при Президиуме АН СССР (1967 год). Его имя присвоено географическому объекту в Антарктиде.

8. Зыков Евгений Кириллович (1932 – 1957). Родился в 1932 году в селе Барановка Черниговской области в семье крестьянина. Сразу после его рождения семья переехала в Алтайский край. В 1952 году поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Макарова. Курсантом пятого курса направлен на практику на дизель-электроход «Лена».

Погиб в Антарктиде 3 февраля 1957 года вместе с Николаем Буромским во время 2-й советской Антарктической экспедиции в трёх километрах к западу от станции Мирный, когда произошёл обвал кромки ледяного барьера и лёд (припай) рухнул на палубу ледокола «Обь». Был похоронен в Антарктиде на вершине безымянного острова, и в честь него был назван этот остров — остров Зыкова.

- Евгений Зыков, немногословный, спокойный, основательный. С 1957 года не оставляло меня чувство, что я должен написать о своих погибших товарищах. Я снова и снова плавал в Антарктиду. Для них же та экспедиция осталась первой и последней. Пытался я написать рассказ. Но даже доля выдумки, необходимой в этом жанре, показалась мне неуместной.

Владимир Игоревич Бардин, 1981 год

9. Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Герой Советского Союза (1940). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Почётный работник морского флота СССР, доктор географических наук. В 1941-1947 гг. директор Арктического научно-исследовательского института. Директор Гидрографического института Главсевморпути 1943-1944 гг. «Почетный полярник», Член ВКП(б)/КПСС с 1942 г.

Виктор Харлампиевич Буйницкий родился в декабре 1911 г. в Чите. Рос в сибирском поселке Песчанка в многодетной семье (четыре сына и две дочери) Харлампия Иосифовича Буйницкого, вернувшегося с германской войны безногим инвалидом. По комсомольской путевке в 1932 г. приехал в Ленинград на учебу в Горный институт. В 1935 г. на Фонтанке в Ленинграде был открыт Гидрографический институт. Виктор Буйницкий подал заявление о переводе в это учебное заведение и в сентябре 1935 г. стал студентом-гидрографом III курса.

Летом 1936 г. он вначале идет на практику в Баренцево море на «Ломоносове», затем руководит экспедицией на судне «Папанин» в Карском море. В летнюю производственную практику 1937 г. в Арктике Буйницкий был назначен старшим гидрографом на пароходе «Садко». Экспедиция на ледокольных пароходах «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». выполнила подробную съемку моря Лаптевых, но в конце 1937 г. все три судна были зажаты тяжелыми льдами у западных берегов Новосибирских островов и начали дрейфовать на север. На вынужденную зимовку остались 217 человек: члены экипажей судов, 22 студентов-практикантов старших курсов, полярники, сменившиеся после работы на полярных станциях.

Ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин» превратились в научные обсерватории, а «Георгий Седов» стал дрейфующим отделением ленинградского Гидрографического института.

В апреле 1938 г. три тяжелых самолета эвакуировали из ледового лагеря 184 человека. Остались 33, в их числе студент-комсомолец В.X. Буйницкий. В конце августа к дрейфующим судам пробился ледокол «Ермак». Из ледового плена были освобождены «Малыгин» и «Садко», а «Георгий Седов» с поврежденным рулевым устройством не мог идти даже на буксире. На нем остались 15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным. Единственным научным сотрудником в этой группе был В.X. Буйницкий. Дрейф «Георгия Седова» продолжался еще почти полтора года, а 13 января 1940 г., когда его вынесло в пролив Фрама между Шпицбергеном и Гренландией, к судну подошел ледокол «И. Сталин» и освободил его из длительного ледового плена. В конце января корабли прибыли в Мурманск. За мужество и героизм, проявленные в дрейфующей экспедиции, В.X. Буйницкому и другим «седовцам» был присвоено звания Героя Советского Союза. В мировой истории до сего дня это единственный случай, когда студент был удостоен высших наград государства за научный подвиг.

Возвратившись в Гидрографический институт, В.X. Буйницкий сдал государственные экзамены в 1940 году, защитил дипломный проект и был направлен на работу в Арктический научно-исследовательский институт. А с июля 1941 года он был назначен его директором. Одновременно, в 1943-1944 гг. он возглавлял учебный Гидрографический институт. Главсевморпути. Хотя последний его выпуск состоялся в 1942 году, но по инициативе директора АНИИ В.X. Буйницкого и при поддержке начальника Главсевморпути И.Д. Папанина в начале 1943 года был организован набор студентов в Гидрографический институт из школьников Красноярска и сельских районов. Всего на первый курс было набрано 25 человек, которые прошли курс обучения в 1943–1944 гг. на 1-м и 2-м курсах. Занятия проходили в том же здании, где в Красноярске работал АНИИ, сотрудники которого и вели занятия со студентами. Осенью 1944 года все студенты были направлены в Ленинград, где продолжил работу и Гидрографический институт.

В первые послевоенные годы возглавляемый В.X. Буйницким коллектив ученых Арктического института принялся за разработку и осуществление программы исследований Центральной Арктики с широким использованием авиации.

Научные интересы В.X. Буйницкого в университете сконцентрировались на изучении Антарктики. В 1952 г. он опубликовал брошюру «Природа Антарктики», и в 1956 г. первую в стране сводку о ледовом режиме антарктических вод и статью о естественной северной границе Антарктики. В 1958 г. Буйницкий возглавил небольшой ледово-исследовательский отряд в составе 4-й Советской антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Обь». Второе плавание в Антарктику он совершил через три года в составе 7-й Советской антарктической экспедиции, Опыт личных наблюдений во время плаваний в Антарктиду, тщательный анализ материалов других экспедиций, работавших в Антарктике по 1970 г., а также обработка публикаций зарубежных исследователей легли в основу его капитального труда - монографии «Морские льды и айсберги Антарктики», изданной Ленинградским университетом в 1973 г. В последние годы жизни В.X. Буйницкий много внимания уделял проблемам охраны окружающей среды. Всего им написано и издано более 100 научных работ, из них 14 книг и брошюр. Он был участником пятнадцати полярных экспедиций.

Умер В.X. Буйницкий скоропостижно в Ленинграде 18 июня 1980 г. На Обуховском кладбище «Памяти жертв 9-го января» находится его могила - памятник из розового гранита. Камень для него доставили с берегов Антарктиды участники антарктической экспедиции, отдав этим дань заслугам ученого в исследовании и освоении полярных областей нашей планеты.

В.X. Буйницкий награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе - «За оборону Ленинграда» и «За оборону Советского Заполярья». В.Х. Буйницкий стал еще и первым в стране студентом, удостоенным звания «Почетный полярник» с порядковым номером 4 на значке.

В память об известном полярнике и океанологе названы вид морского моллюска, гора среди материковых льдов Антарктиды и в 1989 году научно-исследовательское судно «Виктор Буйницкий», (Мурманск), позднее переоборудованное в круизное. Имя Героя носят улицы в городе Чите и поселке Песчанка.

10. Гордиенко Павел Афанасьевич (1913-1982)

Родился в июле 1913 года в городе Енакиево Екатеринославской губернии (Донбасс). В 1927 г. его семья переехала в Нижний Новгород, где он окончил 7-летнюю школу в 1927 году и школу фабрично-заводского ученичества в 1929 г. Павел Гордиенко работал токарем, токарем-наладчиком, мастером цеха в паровозном депо станции Нижний Новгород и на Горьковском автозаводе.

В сентябре 1933 г. поступил в Московский гидрометеорологический институт на гидрологический факультет. Одновременно, в 1934-1935 гг. работал заместителем начальника зимней экспедиции на Эльбрус, а в 1936 г. - заместителем начальника военизированного парусного похода по Черному морю, в летне-осенний сезон 1937 г. работал гидрологом в системе Главсевморпути на острове Диксон.

В 1938 г. закончил обучение в институте, успешно защитив дипломную работу «Ледовые условия плавания по Северному морскому пути в навигацию 1937 г.» под руководством выдающегося полярного исследователя, профессора Н.Н. Зубова. По окончании института Павел Афанасьевич был назначен на работу в систему Главсевморпути. С июня 1938 г. по октябрь 1940 г. П.А. Гордиенко зимовал на полярной станции на мысе Отто Шмидта (берег Чукотского моря, у пролива Лонга), ныне поселок Мыс Шмидта, в должности старшего гидролога и начальника полярной станции. На основе данных наблюдений, проведенных на мысе Шмидта, П.А.Гордиенко написал свои первые научные труды.

С начала 1941 г. П.А. Гордиенко работал в Арктическом НИИ в должности руководителя отдела ледовых прогнозов (1941-1952), заместителя директора института по научной работе (1957-1962), старшего научного сотрудника и руководителя отдела изучения ледового плавания (1963–1982). В этом институте с небольшим перерывом он работал до конца своей жизни. В 1953-1955 г. был переведен на работу в Главсевморпуть на должность главного инженера Гидрометеорологического управления, а в 1956 г. - главного гидролога Главсевморпути.

В 1947 году П.А. Гордиенко защитил кандидатскую, а в 1967 г. - докторскую диссертации. Доктор географических наук. В 1949-1950 гг. работал в Высшем арктическом морском училище им. адм. С.О. Макарова, преподавал курс «Ледовые прогнозы». В 1956-1957 гг. Гордиенко возглавлял морской отряд 2-й Советской Антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Лена».

Под руководством П.А. Гордиенко создано новое направление в современном ледоведении – научное обоснование влияния гидрометеорологических (ледовых) условий на судоходство в замерзающих морях и районах Мирового океана.

Он автор более 100 научных работ (книг, статей, научных отчетов, пособий, справочников и обоснований), большинство которых посвящено изучению ледового режима Северного Ледовитого океана и арктических морей, прогнозированию ледовых условий плавания по Северному морскому пути, оценке влияния природных условий на работу флота в Арктике и др. Основные труды: «Ледниковая авиационная разведка» (1946), «Ледниковые условия плавания судов в водах Арктики» (1974), монографии, статьи и доклады: «Северный полюс-3», «Между полюсами», «Ледяные поля», «Ледовые острова», «Северный полюс-4», «Самый малый и самый суровый океан», «В Соединенных Штатах» и др., а также ряд научно-популярных книг: «Раскрытий тайн Центральной Арктики» (1964), «Северный Ледовитый...» (1973), «Советские исследования в высоких широтах Арктики» (1974).

П.А. Гордиенко в 1970 г. одним из первых советских ученых был удостоен ордена Октябрьской Революции. Он был также награжден орденами Красной Звезды (1945), Ленина (1949), Трудового Красного Знамени (1956), медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», знаками «Почетный полярник», «Отличник Гидрометслужбы СССР», «Отличник Аэрофлота», «Почетному работнику Морского флота СССР». В 1979 г. П.А. Гордиенко присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Скончался знаменитый ПАГ, как называли П.А. Гордиенко его коллеги и ученики, 19 ноября 1982 года. Похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище, Березовая дорожка.

Постановлением Правительства РФ в декабре 2004 г. имя П.А. Гордиенко («Гора Гордиенко») присвоено вершине хребта Заварицкого (массив Вольтат Земли Королевы Мод). В его честь в СССР было названо научно--исследовательское судно «Павел Гордиенко», построенное в 1987 году и плававшее на Дальнем Востоке.