Цветовая схема
AAA
####

К 65-летию 1-й Комплексной антарктической экспедиц

К 65-летию 1-й Комплексной антарктической экспедиции

ΙΙΙ Международный геофизический год был запланирован на 1957 – 1958 г. В исследованиях по Программе года принимало участие около 50 стран. Осенью 1954 г. вышло постановление Специального комитета Международного геофизического года, в котором было записано: «Антарктида является наиболее важной частью земного шара для проведения интенсивных исследовательских работ в период Международного геофизического года».

Советский Союз запланировал большую программу в рамках Международного геофизического года. Океанографические исследования (морская часть программы) планировались проводить с 1955 г. по 1959 г. Они включали в себя такие области, как метеорология, актинометрия, аэрология, гидрология, гидрохимия, гидробиология, морская геология. Центральное место в исследовательской программе занимало исследование материка Антарктиды. Программа предусматривала, в том числе, и организацию на материке трех основных научных станций («Мирный», «Восток», «Комсомольская») и базы «Советская». Доставить необходимые грузы, ученых и провести исследования Мирового океана должны были 1-я Комплексная антарктическая экспедиция (1955 – 1957 г.), 2-я Комплексная антарктическая экспедиция (1956 – 1958 гг.) и 3-я Комплексная антарктическая экспедиция (1957 – 1959). Эти экспедиции положили начало Советским антарктическим экспедициям и с 1992 г. – Российским антарктическим экспедициям.

На Главное управление Севморпути ММФ были возложены задачи по предоставлению судов для доставки грузов и членов 1-й Комплексной антарктической экспедиции. Флагманским экспедиционным судном был выбран дизель-электроход «Обь» Мурманского морского пароходства, который был переоборудован под научно-исследовательское судно летом 1955 г. на Рижском судостроительном заводе.

В 17:00 30 ноября 1955 г. дизель-электроход «Обь» отошел от причала Калининградского морского порта и взял курс на Антарктиду. На борту судна находился научный состав 1-й Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР во главе с начальником экспедиции, доктором географических наук, Героем Советского Союза М.М. Сомовым. В трюмах судна был размещен разнообразный груз для строительства и оборудования материковой станции. Капитаном «Оби» был назначен известный капитан дальнего плавания Иван Александрович Ман (обучался в ЛМТ), дублером капитана шел капитан дальнего плавания Андрей Федорович Пинежанинов (выпускник АМУ).

В 12 часов дня по судовому времени (по московскому времени в 11:00, а по местному - около 16:00) 5 января 1956 г. д/э «Обь», первое советское исследовательское судно, подошел к берегам Антарктиды. Судно пришвартовалось правым бортом к припаю Угла Соединения (координаты 66º29' ю. ш., 94º48' в. д.).

Ослепительно ясный день. Светит солнце с голубого неба, температура воздуха несколько выше 0º. Экипаж «Оби» начал выгрузку авиационной техники на припайный лед. Однако уже к полудню 6 января начался шторм. Шел густой мокрый снег. Справа от кормы судна отрывается кусок припая с частью выгруженного груза. Неимоверными усилиями экипажу удается поднять выгруженный груз обратно на борт судна. К утру 7 января штормовой ветер стихает. 8 января выгрузили ящики с частями самолета Ан-2 и собрали самолет на льду. Вечером 9 января опять задул сильный ветер. Решено было искать новое место для постройки станции. С самолета 13 января была найдена удобная площадка для создания станции на побережье моря Дейвиса. Площадка представляла собой четыре скалистых выхода коренных пород, два из которых имели размеры по 450x150 м и два 200x100 м. За выходом коренных пород располагалась достаточно широкая полоса моренных отложений. Району высадки экспедиции присвоили название «Берег Правды» (66°00' ю. ш., 93°00' в.д.).

Дизель-электроход «Обь»

В 21:30 13 января «Обь» отходит от места своей стоянки и направляется к выбранному месту постройки станции. В начале четвертого часа утра 15 января «Обь» подходит к краю припая против выбранной для строительства станции площадки. К 07:00 15 января судно становится у припая в 200 м. от скал. Начинается выгрузка экспедиционных грузов на ледяной барьер Берега Правды в районе о. Хасуэлла.

20 января сюда подошло второе судно экспедиции – дизель-электроход «Лена» (капитан А.И. Ветров). Штурманом на судне был выпускник ВАМУ им. адм. С.О. Макарова 1953 г. Владимир Яковлевич Ходырев, а матросом – выпускник ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова 1969 г. (окончил заочно) Леонид Степанович Селивёрстов.

Экипажи судов и члены экспедиции продолжили выгрузку грузов и начали строительство первой материковой станции СССР в Антарктиде. Разгрузка судов велась в сложных условиях частых штормовых ветров, которые неоднократно разрушали припай и ледовые дороги, постоянно угрожали безопасности судов. Не раз приходилось менять места стоянок.

19 января началось строительство береговой базы на выбранной площадке. В первую очередь начали сборку зданий передающей и приемной радиостанций и кают-компании. На окраине поселка устроили две взлетно-посадочные полосы и самолетную стоянку. 13 февраля 1956 г. над первой советской научной станцией в Антарктиде был поднят советский флаг. Она получила имя «Мирный» — в честь корабля экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. В строительстве станции принимал участие выпускник ВАМУ им. адм. С.О. Макарова 1954 г, инженер-гидрограф Юрий Александрович Иванов.

Дизель-электроход «Лена»

11 февраля были начаты метеорологические наблюдения на еще строящейся станции. Еще раньше стартовали исследования с помощью самолетов и аэрофотосъемки.

Закончив 29 февраля выгрузку, «Обь» ушла на океанографические работы. Штурманы «Оби» и гидрографы экспедиции провели комплексные исследования в прибрежных антарктических водах и на океанографических разрезах — от островов Баллени до Новой Зеландии, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. Затем «Обь» вернулась на родину.

Митинг, посвященный торжественному поднятию флага над станцией «Мирный» 13 февраля 1956 г. Слева направо: капитан д/э «Лена» А.И. Ветров, начальник морской части 1-й КАЭ В.Г. Корт, начальник 1-й КАЭ и зимовочной группы М.М. Сомов, капитан д/э «Обь» И.А. Ман.

17 марта члены экспедиции и члены экипажа «Лены» с огромным напряжением сил закончили основное строительство станции. Вскоре д/э «Лена» ушел, оставив на берегу 92-х первых советских зимовщиков.

2 апреля из «Мирного» вышел первый санно-тракторный поезд. Пройдя 375 км, 4 мая он достиг своей цели. На высоте 2700 м над уровнем моря была открыта первая в Антарктиде внутриконтинентальная станция «Пионерская». Штурманом санно-тракторного поезда был Генрих Александрович Голубев, выпускник ВАМУ им. адм. С.О. Макарова 1950 г.

А.Ф. Пинежанинов В.Я. Ходырев

Ю.А. Иванов Г.А. Голубев Л.С. Селивёрстов

Так началось исследование Антарктиды Советским Союзом, которое продолжается до сих пор. И очень важно, что в этой работе участвовали и участвуют выпускники нашего учебного заведения.

По материалам музея «Истории морского флота и академии» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова