Цветовая схема
AAA
####

«Макаровская» трилогия о Цусимском сражении

«Макаровская» трилогия о Цусимском сражении

Преподаватели и выпускники нашего учебного заведения в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг. и Цусимском сражении 27-28 мая 1905 г. (14-15 мая по старому стилю)

Материал к 115-й годовщине Цусимского сражения

Часть I

Уважаемые читатели! В день памяти Цусимского сражения мы начинаем публиковать историческую зарисовку о преподавателях и выпускниках учебных заведений-предшественников ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, которые участвовали в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

24 января (по старому стилю) 1904 года произошёл разрыв дипломатических отношений Японии с Россией. В этот день из базы военно-морского флота Японии Сасэбо вышел японский флот под командованием вице-адмирала Того. Японские силы направились к базе военно-морского флота России на Тихом океане - Порт-Артуру. 25 января в районе острова Сингл-Айлет от главных сил японского флота отделилась эскадра контр-адмирала Уриу и направилась к Чемульпо для уничтожения крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» и обеспечения высадки авангарда первой японской армии. В период с 23 часов 28 минут 26 января до 00 часов 45 минут 27 января отряд японских миноносцев из десяти кораблей атаковал русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Из 16 выпущенных торпед три попали в русские корабли. Были повреждены эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Получившие повреждения корабли выбросились на берег. 27 января к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота. В дневном бою с кораблями и береговыми батареями Порт-Артура японские силы успеха не имели и вынуждены были отойти, а русская эскадра вошла в гавань Порт-Артура. Так началась Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

6 августа 1904 г. начался первый штурм Порт-Артура японскими войсками, 6 сентября – второй, 13 октября – третий, а 13 ноября – четвертый, последний. 2 декабря в результате попадания снаряда в каземат форта II был убит организатор и руководитель обороны Порт-Артура генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко. В связи с тяжёлым положением осаждённых в Порт-Артуре, генерал-лейтенант Анатолий Михайлович Стессель единолично 19 декабря принял решение о посылке парламентёров к японскому генералу Ноги для переговоров о капитуляции.

В ночь с 19 декабря на 20 декабря миноносец «Статный» со знаменами порт-артурских полков и Квантунского флотского экипажа, высочайше пожалованными канонерским лодкам «Бобр» и «Гиляк» серебряными рожками, секретными документами и делами штабов морских и сухопутных и секретными депешами главнокомандующему на борту прорвал блокаду и ушёл в Чифу. Прибыв туда, по требованию русского консула и китайских властей миноносец в тот же день был разоружен. В ту же ночь прорвались в китайские порты ещё пять русских миноносцев и несколько катеров. 20 декабря 1904 г. Порт-Артур был сдан генерал-лейтенантом Стесселем японцам.

Миноносец «Статный» был принят в казну в июле 1904 г. в Порт-Артуре. Командовал миноносцем лейтенант барон Коссинский 2-й, вахтенным начальником на миноносец после окончания Морского кадетского корпуса был назначен мичман Хлюстин. Миноносец «Статный» в ходе обороны Порт-Артура участвовал в отражении атак японских кораблей на русские корабли и суда, стоявшие в бухте Белый Волк; нёс дежурную службу на внешнем рейде Порт-Артура; участвовал в постановке мин напротив бухты Лунвантань; участвовал в обстреле японских береговых позиций на горах Дагушань и Сагушань из бухты Тахэ; обеспечивал охрану тралящих судов.

Хлюстин Борис Павлович (1884 – 1949). Автор многочисленных работ по гидрографии, навигации, мореходной астрономии, девиации магнитных компасов, инженер-контр-адмирал, доктор военно-морских наук, профессор. В 1904 г. окончил Морской кадетский корпус. После окончания корпуса был направлен для прохождения службы в Квантунский флотский экипаж (Порт-Артур). Выдержал всю осаду и блокаду Порт-Артура, дважды был ранен. В 1905 – 1906 гг. служил на кораблях на Дальнем Востоке. В 1907 г. − вахтенный начальник на эсминце «Выносливый» БФ. В 1907 - 1908 гг. Б.П. Хлюстин учился на курсах при компасной части Главного Гидрографического Управления. В 1908 г. он служил старшим офицером минного крейсера «Сибирский стрелок». С 1908 г. по 1910 г. Б.П. Хлюстин учился на гидрографическом факультете Николаевской Морской академии (окончил по 1 разряду). После окончания академии Борис Петрович служил старшим штурманом на линейном корабле «Андрей Первозванный» Балтийского флота. В 1912 г. Б.П. Хлюстин исполнял обязанности флагманского штурманского офицера штаба командира 2-й минной дивизии Балтийского флота, флагманского штурманского офицера штаба командира бригады линейных кораблей Балтийского флота, а с 1912 г. по 1918 г. − штатный преподаватель, помощник инспектора классов Морского корпуса. В 1918 г. − член ликвидационной комиссии Морского корпуса, а затем преподаватель Курсов Командного Состава Флота – Военно-морского училища им. Фрунзе. В 1921 – 1929 гг. – начальник учебного отдела Военно-морского училища им. Фрунзе.

С 1932 г. по 1941 г. и с 1944 г. по 1947 г. Б.П. Хлюстин служит в ВМУ им. Фрунзе начальником цикла «Кораблевождения», начальником кафедры «Кораблевождения», начальником кафедры «Девиации магнитных компасов». С 1941 г. по 1944 г. он преподает на ВКК КБФ, КОС КБФ (г. Ленинград). С 1947 г. по 1949 г. – начальник кафедры «Кораблевождения» ВВМПУ МВД СССР.

С 1917 г. Б.П. Хлюстин читал курс мореходной астрономии и навигации в Военно-морской академии, Ленинградском институте инженеров водного транспорта, Ленинградском университете.

С 1938 года Б.П. Хлюстин преподавал в Гидрографическом институте Главсевморпути (возглавлял кафедру «Кораблевождения», 1938 – 1939 гг.), ЛВМУ (возглавлял кафедру «Судовождения», 1944 – 1949 гг.).

Именем доктора военно-морских наук, профессора, инженер-контр-адмирала Бориса Павловича Хлюстина названы мыс в Антарктике и учебно-производственное судно ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Миноносец «Статный»

В ночь на 14 мая 1905 г. эскадра адмирала Рожественского вошла в Корейский пролив. Для отвлечения японских сил 8-9 мая к восточным берегам Японии были посланы крейсеры второго ранга (вспомогательные) «Кубань» и «Терек». На крейсере «Терек» после окончания гидрографического отделения Николаевской морской академии служил старшим штурманом лейтенант Матусевич Николай Николаевич.

«Тереку» достался участок моря примерно в двухстах милях от острова Сикоку. В этом районе проходили судоходные пути из Южно-Китайского моря в Кобе или Йокогаму. Вечером 11 мая корабль прибыл в заданный район. Перед «Тереком» была поставлена задача − досматривать встречные торговые суда, идущие опредёленными курсами и имевшие определённую национальную принадлежность. Если никакой контрабанды не обнаруживалось, то они отпускались. Если обнаруживался груз для Японии, то он признавался контрабандой, команда судна пересаживалась на «Терек», а судно затоплялось.

За время крейсерства «Терека» с 11 мая по 16 июня 1905 г. было досмотрено несколько десятков судов, но потопили только два. В десятых числах июня крейсер попал в полосу жестокого тайфуна, продолжавшегося двое суток. Командир корабля капитан 2 ранга Константин Александрович Панферов принял решение зайти для ремонта и пополнения запасов в нейтральный порт. 16 июня крейсер зашёл в голландскую Батавию. Однако отведенных нормами международного права 24 часов пребывания в нейтральном порту не хватило для ремонта и пополнения запасов (была загружена только трёхдневная норма угля). Поэтому по требованию голландской администрации крейсер был вынужден интернироваться 17 июня.

Крейсер 2-го ранга «Терек»

Матусевич Николай Николаевич (1879 – 1950). Гидрограф-геодезист, исследователь Севера, доктор астрономии и геодезии, профессор, инженер-вице-адмирал, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, капитан дальнего плавания. В 1898 г. окончил Морской кадетский корпус. Службу начал на ЧФ, а осенью 1899 г. был переведён на Тихий океан, где выполнял обязанности вахтенного начальника и младшего штурмана на крейсере «Россия», эскадренном броненосце «Сисой Великий», парусном учебном корабле «Разбойник», эскадренном броненосце «Петропавловск». В 1904 г. Н.Н. Матусевич окончил гидрографическое отделение Николаевской Морской академии (по первому разряду с занесением на Мраморную доску). В 1904 г. был назначен старшим штурманом на вспомогательный крейсер «Терек». В 1909 г. Н.Н. Матусевич окончил Петербургский университет, а в 1911 г. - курсы при Пулковской обсерватории. С 1912 г. он руководил Отдельной съёмкой Белого моря. Осенью 1918 г. Николай Николаевич организовал Штурманский отдел при Соединенных классах по подготовке командного состава флота РККФ, которым заведовал до 1923 года, и затем, до 1925 года, продолжал читать лекции по мореходной астрономии. В 1923 г., командуя Отдельным северным гидрографическим отрядом, Н.Н. Матусевич возглавил строительство и организацию работ полярной геофизической обсерватории и радиостанции в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. С 1924 г. отряд был преобразован в Северную гидрографическую экспедицию. Район исследований охватывал Белое море, Мурманский берег и побережье Новой Земли. Экспедицией Матусевич руководил до 1931 года. С 1931 года он перешёл на преподавательскую работу в Военно-морскую академию. С 1935 года Н.Н. Матусевич – председатель отделения математической географии и картографии Географического общества СССР, а с 1947 года – вице-президент Географического общества СССР.

В 1935 – 1937 гг. Матусевич Николай Николаевич – начальник кафедры астрономии Гидрографического института Главсевморпути; в 1947-1949 гг. Николай Николаевич заведовал кафедрой астрономии в ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Его именем были названы несколько географических пунктов и гидрографическое судно.

Продолжение трилогии читайте завтра.

Центр патриотического воспитания

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью