Цветовая схема
AAA
####

День снятия блокады Ленинграда

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Сегодня, 27 января, наша страна отмечает великий праздник – День воинской славы – 72 годовщину со Дня полного освобождения города Ленинграда от блокады.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В истории человечества нет ничего равного по драматизму и героизму 900-дневной эпопеи Ленинградской блокады. Защита осажденного города – это легендарный пример стойкости и мужества, который навсегда останется в памяти поколений. На долю защитников и жителей блокадного города выпали тяжелейшие испытания, но ничто не сломило волю ленинградцев к победе. Каждый из дней блокады вошел в историю как пример величия человеческого духа, преданности и любви к своему городу и своей стране.

Выстоять Ленинграду помогала вся страна.

РОЛЬ ТРАНСПОРТА

 Огромная роль в этом подвиге принадлежит транспортной отрасли страны. На разных этапах битвы за Ленинград участие того или иного вида транспорта в перевозках было различным, менялся и характер самих перевозок. В первые месяцы войны основными перевозками были эвакуационные, а также по обеспечению строительства оборонительных сооружений вокруг города и на подступах к нему, перевозки войск. В последующем, в годы блокады, на первый план выдвинулись перевозки продовольствия, топлива, эвакуация детей, раненых и больных.

Авиация ГВФ обеспечивала отправку в Москву грузов оборонного значения, рабочих и специалистов Кировского, Ижорского, Балтийского и других заводов, а обратными рейсами доставляла в Ленинград оружие, горючее, продовольствие, медикаменты и почту. С началом блокады ежедневно летало до 50 самолетов с 120 т грузов. Таким образом был проложен настоящий «воздушный мост». Усилиями авиаторов в Ленинград было перевезено свыше 6000 т продовольствия, боеприпасов и других грузов и вывезено более 50 тыс. человек, в том числе 13 тысяч раненых бойцов и командиров и свыше 7 тысяч тяжелобольных жителей города. В декабре 1941 г. начала полностью функционировать Дорога жизни, и массовые воздушные перевозки закончились. Исключительно велика была роль морского и речного транспорта в героической обороне Ленинграда.

Речные суда и корабли Ладожской флотилии вывезли и эвакуировали вглубь страны более 150 тыс. человек и около 70 тыс. т грузов только в 1941 году. Суда работали в тяжелых штормовых условиях, под постоянными ударами вражеской авиации. Массовый героизм, проявленный в тяжелые осенние месяцы 1941 года речниками Ладоги, является ярким проявлением патриотического долга перед Родиной. Моряки самоотверженно боролись за живучесть своих судов в самых тяжелых обстоятельствах. В последующем во время навигаций речниками совместно с моряками Ладожской военной флотилии было завезено 745 тыс. т различных грузов, в том числе 350 тыс. т продовольствия, 115 тыс. т нефтепродуктов и 100 тыс. т угля. Войска Ленинградского фронта получили 89 тыс. т боеприпасов, 9 тыс. т вооружения. Всего через Ладожское озеро было перевезено 795 тыс. человек, в том числе в восточном направлении 528 тыс. человек.

С наступлением ледостава благодаря дорожникам Ленинградского фронта начала действовать знаменитая ледовая дорога, которая в военных документах именовалась как ВАД-101, а жителями Ленинграда — как Дорога жизни. Она сыграла решающую роль в обеспечении города продовольствием, топливом, эвакуации ленинградцев на Большую землю. Дорога жизни — сложнейший комплекс, в котором были задействованы различные виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, она функционировала до марта 1943 года. Ледовую дорогу оборудовали телефонной связью, постами регулирования (через каждый километр), пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки машин горюче-смазочными материалами. Через трещины и разводья по льду было установлено 68 перекидных мостов общей длиной 507 м, протяженность дороги составляла 35 км. Через каждые 10—12 дней движение автомобилей переключалось на свежие ледовые полосы, ибо лед уставал, трескался. Всего за время существования Дороги жизни построено 1770 км ледовых до¬рог. Все работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу. За время работы Дороги жизни (ноябрь 1941 — март 1943 года) в Ленинград было доставлено около 600 тыс. т различных грузов и эвакуировано из Ленинграда более 700 тыс. женщин, детей, стариков и раненых.

Всего с июля 1941 года по март 1943 года были эвакуированы 1 млн 743 тыс. человек. Эвакуировались в первую очередь дети. Были вывезены из города почти все детские сады и ясли, детские дома.

12 января 1943 года началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов под кодовым названием «Искра». 18 января, сломив яростное сопротивление противника, войска соединились и в ожесточенных боях прорвали блокаду Ленинграда, это позволяло восстановить транспортную связь Ленинграда с другими регионами через Волховстрой, Тихвин и Вологду. По этим трассам за ночь в Ленинград прорывалось до 20 поездов с различными грузами.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 100 км.

27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью “За оборону Ленинграда”, которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек, среди них тысячи работников транспорта в ТОМ ЧИСЛЕ ПРОФЕСОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, ВЫПУСКНИКИ и СТУДЕНТЫ НАШЕГО УНИВЕРСИТЕТА:

Участвовали в строительстве оборонительных рубежей

Гороховский Ефим Львович

Дмитриевский Владимир Иванович

Данилов Сергей Семенович

 

Работали в Ленинграде

Байрашевский Александр Мустафович

Арнольд Леонид Владимирович

Дятлов Михаил Владимирович

Топельберг Дмитрий Григорьевич

Черлинка Казимир Степанович

 

Народное ополчение

Изюмов Борис Сергеевич

Прашек Алексей Иосифович

 

Воевали на Ленинградском фронте (КБФ)

Герой Советского Союза Богорад Самуил Нахманович

Герой Советского Союза Вершинин Федор Григорьевич

Герой Советского Союза Андрей Георгиевич Ефремов

Герой Советского Союза Немчиков Владимир Иванович

Герой Советского Союза Цоколаев Геннадий Дмитриевич

Герой Советского Союза Балебин Василий Алексеевич

Герой Советского Союза Лисин Сергей Прокофьевич

Герой Советского Союза Никифоров Владимир Иванович

Герой России (посмертно 1996) Матиясевич Алексей Михайлович

Герой России (посмертно 1995) Дмитрий Георгиевич Парфенов

Гордеев Юрий Александрович

Евреинов Иван Владимирович

Суровцев Андрей Иванович

Сколько бы лет ни прошло с января 1944 года, мы всегда будем помнить защитников, тружеников и жителей блокадного Ленинграда. Вечная память героям, ценой собственной жизни приблизившим Победу!