Цветовая схема
AAA
####

Беломорско-Онежскому пароходству – 80 лет!

Беломорско-Онежскому пароходству – 80 лет!

В повествовании речь пойдет о пароходстве – судоходной компании, которая без преувеличения развилась в транспортную структуру, по праву считалась на протяжении многих лет маяком экономики республики, лучшим пароходством Северо-Запада нашей страны, и которой в свое время гордился каждый житель Карелии.

Восемьдесят лет назад, 10 июня 1940 года Нарком речного флота СССР Зосима Шашков подписал приказ № 226 о реорганизации Северо-Западного речного пароходства и о создании Беломорско-Онежского пароходства. Перед ним ставилась задача удовлетворения потребностей народного хозяйства Карелии в перевозках пассажиров и грузов внутри бассейна, а также организация вывозов грузов в направлении Ленинграда. Рабочее ядро флота составляло 83 паровых буксира и 248 деревянных несамоходных лихтеров. Погрузочной техники не было. 80 процентов всех перевозок приходилось на перевозку леса в плотах. В первую навигацию пароходство доставило 3224 тысячи тонн грузов с грузооборотом 445 миллионов тонн-километров.

Первым начальником Беломорско-Онежского пароходства стал А.В. Тимофеев (на фото).

Более высокие рубежи намечалось взять в 1941 году. Однако этому помешало вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну. С первых дней Великой Отечественной войны водники, находясь в непосредственной зоне боевых действий войск Карельского фронта, вносили посильный вклад в дело разгрома врага. Около 50 процентов личного состава и 70 процентов пароходства было мобилизовано для военных действий. За образцовое выполнение задания командования многие речники бассейна были награждены орденами и медалями.

В годы Великой Отечественной войны суда БОПа участвовали в эвакуации населения и ценностей, обеспечивали нужды фронта и тыла. Суда "Огюст Бланки", "Ижорец-18", "Мартиец-89", "Видлица", "Шуя", "Бакунин" и другие участвовали в боевых действиях в составе Онежской военной флотилии, некоторые суда были переданы Ладожской военной флотилии.

Война нанесла огромный ущерб флоту и береговому хозяйству пароходства. Из числа действующего флота сохранились лишь 56 процентов самоходных и 28 процентов несамоходных судов. Благодаря мерам принятым по восстановлению и обновлению разрушенного хозяйства в 1953 году пароходство смогло достигнуть грузооборота 1940 года.

В дальнейшем, наращивая объемы перевозок, водники успешно обеспечивали доставку грузов предприятиям Карелии, Мурманской и Архангельской областей, Прибалтики, центра страны, Урала и Поволжья. С 1956 года пароходство начало получать грузовые теплоходы смешанного «река-море» плавания, что позволило организовать бесперевалочные перевозки грузов между портами речных и морских бассейнов.

Памятным для Беломорско-Онежского пароходства стал 1963 год. Первым в системе Министерства речного флота РСФСР, организовав рейс с пиломатериалами из Карелии в финский порт Котку, пароходство положило начало экспортно-импортных перевозок грузов советскими речными судами. С вводом в эксплуатацию в 1964 году Волго-Балтийского водного пути имени В.И. Ленина пароходство получило в транзитном сообщении выход в центральные речные бассейны: Волгу, Каму, Дон.

Также в 1963 году совершен первый загранрейс теплохода «Беломорский-14», в 1965 году первый дальний рейс теплохода «Балтийский-34», впервые в круглогодичное плавание ушел теплоход «Балтийский-56», освоены перевозки грузов в порты всех стран Европы. Быстро совершенствовалась штурманская культура судовождения, особенно после создания службы безопасности судовождения, во главе которой долгие годы стоял капитан дальнего плавания П.А. Стрелков. На всех судах продолжалась смена или установка современных средств связи и радионавигации.

Особенно бурное развитие пароходства происходило в 60-е и последующие годы, а с получением грузовых теплоходов смешанного «река-море плавания и с выходом в заграничное плавание организация работы флота в корне изменилась, как и работа самого аппарата управления пароходства, рембаз флота, бассейного узла связи. Что же примечательного было в те годы? Прежде всего изменилась система подбора и подготовки кадров плавсостава и оперативных работников берега. Открылось Петрозаводское речное училище (на фото), реконструировалось Пиндушское СПТУ № 13, началась собственная подготовка судовых поваров, задействованы курсы английского языка, курсы переподготовки комсостава.

В зимний период 1966-1967 годов несколько грузовых теплоходов пароходства работали на грузовых перевозках внешторговых грузов в бассейнах Балтийского, Черного и Средиземного морей, в результате чего были сделаны первые шаги в деле круглогодового использования флота.

В 1968 году состоялся первый выпуск судоводителей и судомехаников в Петрозаводском речном училище, открыто заочное отделение ЛИВТа. Освоены перевозка различных грузов, в том числе тяжеловесов, на линии портов Европы-Иран, новые грузопотоки на Белом море, Балтике, Онежском озере.

Пионерами в организации морского плавания, освоении загранперевозок были капитан-наставник П. А. Стрелков, капитаны К.Г. Проккуев, А.И. Лаврухин, Ю.А. Антонов, М.Ф. Кокорев, В.В. Юшеев, А.Я. Кирсанов, Н.А. Крячков, М.П. Абакумов, С.А. Игошин, Б.А. Дурнев, Н.П. Клинов, О.А. Сергиенков, Н.Н. Беляев, В.Н. Васильев, Ю.С. Нефедов, В.А. Чаун, А.А. Сорокин, Б.М. Певкин, А.А. Шакуров, а также начальник отдела кадров пароходства Ю.Д. Юдин, заместители начальника БОПа Е.О. Васильев и А.Г. Мереськин, главный инженер В.Н. Нарин и, конечно, начальник пароходства В.Л. Успенский. Многие из них были выпускниками ГУМРФ и его филиалов.

В 2007 году Беломорско-Онежское пароходство прекратило свою деятельность, но память о лучшем пароходстве Северо-Запада страны, трудовом пути коллектива, тех, кто жил и трудился в Беломорско-Онежском пароходстве - всегда будет с нами.

Беломорско-Онежский филиал ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова