Цветовая схема
AAA
####

Создание Училища судовых механиков торгового флота

Создание Училища судовых механиков торгового флота (к 115-летию утверждения «Положения об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота»

В начале XX века продолжалось развитие товарообмена между странами. Так же продолжалось развитие и торговое мореплавание. Изменялся качественный состав торгового флота. На смену парусным судам пришли пароходы и теплоходы. Число паровых судов русского торгового флота за десять лет (с 1895 г. по 1905 г.) выросло с 522 до 874, а грузоподъёмность русского пароходного флота увеличилась с 206,7 до 418,2 тыс. рег. т.

В 1901 г. на 593 торговых парохода (грузовых и пассажирских) было опрошено 840 лиц, самостоятельно управляющих судовыми машинами. Результат опроса оказался следующим:

- 17 человек имели высшее техническое образование;

- 167 человек имели среднее техническое образование;

- 656 человек вообще не имели специального технического образования, из них:

- 162 человека были механиками-практиками;

- 18 человек окончили различные мореходные учебные заведения;

- 476 человек не имели никакого права занимать должности механика или машиниста, причём 18 человек из них были безграмотны.

Единственное в России мореходное учебное заведение, где готовили механиков для торгового флота (механическое отделение). С 1902 г. по 1905 г. на этом механическом отделении обучалось 89 человек. Для растущего торгового флота России этого количества было мало.

10 (23 июня по новому стилю) 1903 г. Государственный Совет утвердил «Положение о механиках на торговых судах торгового флота». Были установлены звания: судовой механик 1-го разряда, судовой механик 2-го разряда, судовой механик 3-го разряда. В соответствии с полученным званием специалист имел право обслуживать судовые машины определённой мощности.

Должности механиков на мореходных судах могли занимать только лица, имевшие диплом. Звания судовых механиков 3-го и 2-го разрядов присваивались только после сдачи экзаменов правительственной комиссии. Кроме того, необходимо было иметь плавательный ценз и стаж самостоятельного управления машинами (24 месяца для механиков 3-го разряда, 36 месяцев для механиков 2 разряда). Звание судового механика 1-го разряда присваивалось механикам 2-го разряда без экзаменов, после 24 месяцев самостоятельного управления машинами.

13 (26) июня 1905 года император Николай II утвердил «Положение об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота». В соответствии с этим Положением при Санкт-Петербургском училище дальнего плавания императора Петра 1 с 1(14) июля 1905 года учреждалось Училище судовых механиков торгового флота. Первоначально оба училища размещались в доме № 37 на 10-й линии Васильевского острова. Осенью 1905 года, после отделки вновь построенного здания на 22-й линии д.9, училища переехали туда. В сентябре – октябре 1908 года в связи с надстройкой 3-го этажа занятия учеников-механиков проходили в аудиториях Петербургского горного института императрицы Екатерины II. В ноябре в реконструированном здании на 22-й линии продолжились занятия учеников училищ.

22 декабря 1907 года (4 января 1908 года) Николай II повелел называть это учебное заведение – «Санкт-Петербургские соединённые училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I». С августа 1914 года училище стало называться Петроградскими соединёнными училищами дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I.

Резцов Н.А.    Сухомель В.М. Иванов В.Л.

Общее заведование Училищем судовых механиков было возложено на Попечительский Комитет (председатель Н.А. Резцов). Начальником Соединенных училищ был назначен статский советник В.Л. Иванов. В Соединенных училищах была введена должность инспектора Соединённых училищ, который был главным помощником начальника училищ по учебно-воспитательной работе и в этом отношении ему подчинялись все служащие училища и ученики. В Педагогический совет Соединённых училищ от Училища судовых механиков торгового флота вошли подполковник Сухомель В.М (преподаватель математики), подполковник Чугурин Д.Г. (преподаватель физики и черчения), инженер-технолог Мамзин А.С. (преподаватель физики и черчения, заведующий мастерскими).

Училище судовых механиков торгового флота осуществляло подготовку судовых механиков 2-го разряда из: окончивших приготовительную мореходную школу (подготовительный класс) и городское училище.

Училище судовых механиков торгового флота имело четыре класса. Первый класс был подготовительным, остальные – специальными. Для поступления в Училище были введены вступительные конкурсные экзамены по математике, физике и русскому языку. Поступавшим во второй класс было необходимо выдержать экзамены в объёме курса первого класса. Помимо этого требовалось также два месяца плавания на морских пароходах с выполнением обязанностей по уходу за судовыми машинами и четыре месяца работы на государственных заводах. Все поступающие проходили медицинский осмотр «для определения их пригодности к морской службе». В 1905 году в первый класс было принято 29 человек (подано прошений – 45).

Учебный год в Училище судовых механиков продолжался восемь месяцев. Теоретический курс состоял из общеобразовательных и специальных дисциплин. Общеобразовательные дисциплины включали в себя: закон Божий, русский язык, математику. Специальные дисциплины включали в себя: физику, химию (с 1906 года), теплотехнику, механику, сопротивление материалов, электротехнику (с 1908 года). Осенью 1905 г. во дворе Соединенных училищ, на участке земли между 21-й и 22-й линиями Васильевского острова, началось строительство здания мастерских Училища судовых механиков торгового флота. Проект предусматривал создание слесарно-токарной, механосборочной, медницко-котельной и столярных мастерских. Для обеспечения их деятельности были созданы кочегарное и машинное отделения, кузница и литейная. В кочегарном отделении должны были разместиться главный и вспомогательный котлы, в машинном – главный и вспомогательный генераторы постоянного тока. В машинном отделении также планировалось установить главную паровую машину с миноносца и циркулярную машину с холодильником. После строительства мастерских Училища (1908 год) были организованы практические занятия в учебных мастерских по материаловедению, прикладной и паровой механике, кораблестроению. Начиная 1909 года, ученики-механики первых трёх классов в течение одного летнего месяца должны были проработать в мастерских по 8 часов ежедневно. Кроме этого, в ходе практических занятий ученики под руководством преподавателей посещали различные петербургские предприятия. Руками учеников-механиков были изготовлены различные экспонаты Международной выставки в г. Бордо (1907 год), в том числе и модели судов.

Учащиеся четвертого (выпускного) класса Училища судовых механиков торгового флота помимо теоретического экзамена подвергались испытанию по мастерству. Испытание по мастерству производилось следующим образом – заведующим мастерскими заранее составлялись, а Педагогическим советом одобрялась программа работ, которые могли быть исполнены учащимися в течение трёх дней при восьмичасовом рабочем дне. После распределения работ среди выпускников и выдачи им материалов, необходимое количество которых они также должны были рассчитать, ученики приступили к выполнению заданий под наблюдением членов комиссии. В 16 часов на третий день испытания комиссия в полном составе осматривала выполненные работы выпускников и оценивала их качество.

Во время плавательной практики занятия учеников Соединённых училищ разделялись на судовую службу и выполнение программы училища. Судовую службу ученики несли вместе с судовыми командами. Вахтенные ученики-механики дежурили и работали последовательно в кочегарке и в машине, исполняя обязанности кочегара и смазчика. Во время авралов ученики участвовали во всех работах. При выполнении программы Училища ученики-механики вычерчивали детали судовых механизмов, участвовали в разборке, ремонте и сборке судовых машин. Во время стоянок ученики практиковались в гребле и управлении шлюпкой под парусом, управлении катерными машинами. Под руководством преподавателей в портах ученики осматривали морские технические сооружения. После окончания практики на педагогическом совете подводились итоги, зачитывались отзывы.

После окончания учебного года по решению педсовета ученики допускались к переводным экзаменам, имевшие неудовлетворительные оценки оставлялись на второй год. Отлично успевающие ученики переводились в следующий класс без экзаменов. Завершался учебный год молебном и торжественным актом. На акте оглашались решения педсовета, производилось награждение лучших учеников золотыми и серебряными медалями и ценными подарками, выдавались дипломы и свидетельства о присвоении мореходных званий. После завершения акта все ученики обоих училищ направлялись на плавательную практику на корабли и вспомогательные суда Морского министерства и суда частных компаний, акционерных обществ.

Правила внутреннего порядка в учебном заведении были едиными для учеников-судоводителей и учеников-механиков.

В Училище судовых механиков торгового флота преподавали: Берг В.В., Беренс М.О. (устройство корабля); Богданов Н.М. (паровая механика и электротехника); Брилинский А.Н., Талят-Келжи К..М. (пароходная механика); Брувель Р.М., Волков А.Д., Шершов А.П. (теория и устройство корабля); Ильютович А.В., Калачев А.А. (химия и материаловедение); Каменский Н.Н., Лесников Н.В., Лобач-Жученко Б.М., Лосев А.Н., Холодецкий Р.А., Мешков В.Г., Нелюбович Т.В., Павлинов П.Я., Панин Н.И., Паскин А.А. (математика); Мадисов В.П. (физика); Мамзин А.С. (физика и черчение); Масалов Ф.Ф. (пароходная механика и черчение); Разумовский Н.П. (черчение), Студницкий И.В., Струкгов В.Г., Сухомель В.М. (теоретическая и прикладная механика, сопротивление материалов), Чугурин Д.Г. (физика и черчение).

В дореволюционный период в Училище судовых механиков торгового флота сложилась фундаментальная методологическая основа и высокий уровень преподавания специальных морских дисциплин. В это время были заложены и развиты лучшие традиции, позволившие готовить высококлассных морских специалистов для российского, а впоследствии и для советского торгового флота.

Шершов А.П. Берг В.В. Паскин А.А.       Мадисов В.П

Лосев А.Н             Холодецкий Р.А. Лобач-Жученко Б.М