Школа математических и навигацких наук
320 лет со дня открытия Школы математических и навигацких наук
25 января 1701 г. по Указу Петра I в Москве было открыто первое в России светское государственное учебное учреждение – Школа математических и навигацких наук. Первоначально учебное заведение находилось в ведении Оружейной палаты (руководил Ф.А. Головин), подчиненной Пушкарскому приказу. Поэтому первоначально называлась школой Пушкарского приказа. Она размещалась в «Сретинской по Земляному городу» башне. После смерти Петра I башня стала называться «Сухаревой» по фамилии командира стрелецкого полка Лаврентия Сухарева.
Сухарева башня стояла на высоком месте. Это позволяло со смотровых площадок беспрепятственно видеть горизонт, что важно при изучении астрономии. Общая площадь трех этажей, без учета внутренних стен, достигала 2394 м2. На третьем этаже здания находились классы и «Рапирная зала» в 19 оконных проемов. В «Рапирном зале» ученики занимались гимнастикой, фехтованием. На нижнем этаже, в сводчатой палате, находился большой медный глобус, привезенный царю Алексею Михайловичу из Голландии. К западной стороне здания был пристроен деревянный амбар, в котором стояла модель парусника. Ее использовали ученики для изучения устройства судна. Ученики при изучении располагались амфитеатром. Парусник в торжественных случаях возили на шествия.
Школой руководил Я.В. Брюс.
В 1706 г., после смерти Ф.А. Головина, школа перешла в ведение Приказа Морского флота. В соответствии с указом Петра I от 27 января 1712 г. школа подлежала расширению и перешла в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф.М. Апраксин.
В 1717 г. школу возглавил капитан Брунц.
По Указу Петра I от 25 января 1701 г. в школе рассчитывали обучать 200 человек. В школу принимали детей дворян, духовных и других сословий, кроме детей крепостных крестьян и работных людей. В школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Солнцевы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и др.
Школа математических и навигацких наук делилась на нижнюю школу (младшие классы) и верхнюю школу (старшие классы). В младших классах ученики изучали арифметику, геометрию плоскую и сферическую тригонометрию. В старших классах ученики изучали немецкий язык, сферическую тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, инженерные и артиллерийские науки. Так как большая часть поступающих были безграмотными, то для их предварительной подготовки при школе были организованы два отделения, которые назывались «русской» школой и «цифирной» школой. В первой школе учили читать и писать, а во второй преподавали начала арифметики.
Определенного времени для прохождения курса назначено не было, но среднее время обучения, включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах и различных мастерских в России и за рубежом, составляло 10–15 лет. Науки изучались последовательно, одна после другой – выучившего арифметику переводили в класс геометрии и так далее, до окончания полного курса. По данным 1708 г. по всем дисциплинам среди успевающих учеников были дворяне (многие из них получили подготовку дома). Однако в дальнейшем навигацию изучали 15 человек из посадских и по девять человек из дворян и солдатских детей; сферическую тригонометрию изучал один из солдатских детей, а из дворян - никто. Навигацию изучал только один ученик из дворян. Это говорит о том, что верхние классы переводились не по сословной принадлежности, а по способностям.
Первыми преподавателями были Генри Фарварсон, Стефан Гвин, Ричард Грейс, Леонтий Филиппович Магницкий.
В 1701 г. было принято всего четыре ученика (помешали организационные проблемы), но уже к июлю 1702 г. было набрано запланированное число учеников. Среди первых учеников школы были в возрасте 13–15 лет – 15 %, в возрасте 18–23 лет – 71 %, в возрасте старше 23 лет – 14 %.
К январю 1703 г. школа имела 300 учеников. В 1705 г. наибольшее число учеников представляли дети приказных (ловчих и конюхов) и церковных. В 1710 г. было принято 250 учеников. Из них дворянами был 41 ученик, а остальные ученики (209) были детьми гвардейских солдат. В 1711 г. было принято 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет, а в 1712 г. – 538 учеников. В 1715 г. из общего числа учеников (427) наибольшее число составляли дети солдат и унтер-офицеров – 194 ученика, детей дворян было 116.
Школа математических и навигацких наук выпускала молодых людей во все роды оружия и службы военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Ученики, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и т.п. К 1715 г. Школой математических и навигацких наук было подготовлено 1200 специалистов разных профилей.
В 1715 г. старшие классы школы были переведены в Санкт-Петербург. На их основе была создана Морская академия. Младшие классы остались в Москве.
Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 г.
В конечном счете Школа математических и навигацких наук стала самым крупным в Европе училищем практической направленности.
Первые питомцы вышли из школы в 1703 г., когда было дано распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших учеников двух человек». Первый официальный выпуск состоялся в 1705 г. Было выпущено 64 человека.
В 1706 г. для продолжения учебы в Англию был отправлен Денис Спиридонович Калмыков. Стал адмиралом русского флота.
В 1707 г. был выпущен сын писца Иван Кириллович Кирилов (1689 – 1737). Дальнейшее образование получал в Амстердаме и Лондоне. Обер-секретарь Сената. Составитель первого атласа России. В 1715–1735 гг. руководил всей картографической деятельностью России.
В 1708–1711 гг. учился в школе Федор Сойманов. После этого пять лет учился в Голландии. Известен как первый русский гидрограф.
В Школе математических и навигацких наук учились Семен Челюскин, Степан Малыгин, братья Кошелевы, Петр Чаплин, Алексей Чириков, Иван Чириков, Василий Прончищев, Петр Скобельцын. Выпускник школы А.К. Нартов изобрел первый в мире токарный станок с суппортом. Выпускник школы И.Ф. Мичурин стал известным архитектором, составителем плана Москвы («Мичуринский» план). Выпускник школы Д.В. Ухтомский стал главным московским архитектором. Учился в школе и известный архитектор С.И. Чевакинский.
День учреждения Школы математических и навигацких наук в современной России отмечается как День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Центр патриотического воспитания