Цветовая схема
AAA
####

Педагогические курсы при Училище дальнего плавания

Педагогические курсы при Училище дальнего плавания

26 июня исполняется 115 лет со дня создания единственных в России Курсов преподавания при Санкт-Петербургском училище дальнего плавания.

В 1903 г. на Педагогическом Совете Училища дальнего плавания (заведующий училищем В.Л. Иванов) рассматривался вопрос о подготовке к преподавательской деятельности двух – трех выпускников училища. Выработанные предложения преподавателей училища были представлены в Отдел торгового мореплавания. Идеи Педагогического Совета поддержал инспектор мореходных учебных заведений Отдела торгового мореплавания А.М. Данчич.

В 1904 г. в Отделе торгового мореплавания были рассмотрены предложения Педагогического Совета УДП. 13 июня (26 июня по новому стилю) 1905 г. последовало Высочайшее утверждение мнения Государственного Совета о прикомандировании к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания шести лиц для подготовки к преподавательской деятельности. К обучению допускались выпускники мореходных учебных заведений России. Срок обучения составлял два года. За время обучения прикомандированным полагалось содержание в размере 600 руб. в год каждому.

А.М. Данчич В.Л. Иванов

Принцип обучения прикомандированного лица определялся следующим образом:

«Присутствуя на уроках преподавателя не как ученик, а как наблюдающий за способами преподавания, помогая иногда преподавателю в классе по проверке задач и при практических занятиях, заменяя преподавателя в некоторых случаях, например, во время его отсутствия, давая пробные уроки на заданную тему в присутствии преподавателя, с указанием последнего на те промахи, которые были сделаны во время урока, такой прикомандированный кандидат на преподавателя несомненно приобретает необходимый ему опыт в преподавании и умении обращаться с целым классом учеником, что, конечно, имеет большое значение, в последующей деятельности каждого преподавателя». Прикомандированные лица должны были самостоятельно готовиться к преподавательской деятельности под непосредственным руководством и наблюдением преподавателей Училища, придерживаясь программ, утвержденных 22 июня 1904 г. для производства испытаний лицам, желающим получить право преподавания в мореходных учебных заведениях.

Двухлетняя подготовка прикомандированных лиц к преподавательской

деятельности состояла из подготовки в стенах училища (четыре этапа) и два учебных плавания на судах. Для обучения прикомандированных лиц проведению экзаменов, проведению опроса учеников они назначались на все экзамены и по всем предметам обучения в Училище. Для развития у прикомандированных лиц умения исправлять задачи учащихся на втором этапе обучения прикомандированным лицам поручалась проверка решения задач у учащихся. Преподаватели Училища сами проверяли результаты работы прикомандированных лиц и указывали прикомандированным лицам их промахи и просчеты. Для получения навыка прикомандированных лиц общения с учениками им поручалось наблюдение за каким-либо классом, с учениками которого им рекомендовалось хорошо ознакомиться. Во время

учебного плавания прикомандированные лица должны были самостоятельно руководить группой учеников Училища, приписанных на практику на данное судно, и должны были выполнять требования начальника Училища и капитана судна. Одновременно с руководством учащимися, прикомандированные лица должны были на судне заниматься с

учащимися как по образовательным, так по специальным предметам.

В представлении Отдела Торгового Мореплавания было сказано, что «Совместно с подготовкой к преподавательской деятельности, прикомандированные лица знакомятся с ведение всей учебной части в том училище, к которому они будут прикомандированы, а также с хозяйственной и счетной его частью, равно как и с канцелярской деятельностью училища. Такое ознакомление со всею внутреннею жизнью училища, и при том под

наблюдением и руководством опытного начальника и преподавателей училища, должны были послужить впоследствии, при самостоятельной деятельности прикомандированным лиц в мореходных учебных заведениях, где они будут служить, для правильной и однообразной постановки мореходного образования во всех учебных заведениях Главного

Управления торгового Мореплавания и Портов, что для развития дела имеет

существенное значение».

Для проверки степени подготовленности прикомандированных лиц к

преподавательской деятельности была организована особая комиссия, состоящая из членов Учебного Комитета и преподавателей - специалистов Училища. Каждый из прикомандированных лиц должен был дать по два пробных урока: один по общеобразовательному предмету, второй – по специальному предмету. Темы занятий выбирались комиссией и сообщались прикомандированным лицам за два дня до урока.

После каждого урока организовывался коллоквиум, во время которого члены комиссии делали замечания по проведению данного урока, по разработке материала урока, по форме изложения материала. После положительного отзыва особой комиссии выдавалось удостоверение об окончании курсов (в некоторых документах данные курсы назывались Высшими педагогическими курсами) по подготовке к педагогической деятельности в мореходных учебных заведениях.

Так с 1905 г. начали действовать первые в России Курсы по подготовке к педагогической деятельности в мореходных учебных заведениях. Курсы действовали до 1914 г. Первыми прикомандированными в 1905 г. были выпускники Санкт-Петербургского УДП В.В. Бителев, А.К. Забега, А.Ф. Сальников; выпускник Бакинского УДП Н.Ф. Баянов; выпускник Архангельского торгово-мореходного училища Н.В. Вишняков; выпускник Магнусгофского УДП Э.Ф. Нейман.

В 1907 г. на Курсы прибыла вторая группа прикомандированных – выпускник Санкт-Петербургского УДА Э.М. Рыдалевский; выпускник Ростов на Дону УДП В.Ф. Кузнецов; выпускник Магнусгофского УДП М.Ф. Гротин; выпускник Херсонского УДП С.А. Молчанов; Д.Г. Мериндов.

В 1909 г. третья группа начала обучение на Курсах в составе К.В. Будникова; И.А. Хабалова, А.В. Гостева, И.Ф. Львова (в июле 1911 г. погиб на посыльном судне «Лейтенант Ильин», Н.И. Панина.

1911 г. начала обучение четвертая (последняя) группа на Курсах в составе В.Шаповалова, В.С. Корельского, Бахарева, Р.М. Брувеля, Королевича и Васильева.

Известные выпускники Курсов: И.А. Хабалов– преподаватель УДП (Ростов на Дону), заведующий судоводительским, эксплуатационным отделениями ЛМТ; Р.М. Брувель – директор Техникума водного транспорта (Рыбинск);

Н.В. Вишняков– штатный преподаватель, начальник Архангельского торгово-мореходного училища (1918–1920 гг.), директор Архангельского техникума водного транспорта (1920 г.), преподававший в этом учебном заведении до 1959 г; А.В. Гостев – штатный преподаватель Архангельского торгово-мореходного училища, заведующий учебной частью, заведующий морским отделением Архангельского техникума водного транспорта;

К.В. Будников – преподаватель УДП (Баку), доцент ОИИВТ, заместитель декана эксплуатационно-судоводительского факультета, декан судоводительского факультета ЛИИВТ.

К.В. Будников, Н.В. Вешняков, И.А. Хабалов

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью