Командир подводной лодки
Командир подводной лодки
Научный полк ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
В ноябре 1940 г. 35-летний моряк с двадцатилетним стажем, выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931 года, капитан дальнего плавания Алексей Михайлович Матиясевич был призван в Рабоче-крестьянский Красный флот. Его направили на Высшие специальные курсы командного состава Краснознамённого учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С. М. Кирова, которые он успешно окончил в 1941 г. уже после начала войны.
Сразу после окончания курсов А.М. Матиясевич был назначен на должность старшего помощника подводного минного заградителя «Лембит». В конце августа 1941 г. он стал командиром подводной лодки «Лембит». За время войны «Лембит» под командованием А.М. Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл 8 торпедных атак (выпущено 13 торпед). Подводная лодка «Лембит» была награждена в конце войны орденом Красного Знамени, на флоте ее прозвали «бессмертной субмариной».
После окончания Великой Отечественной войны Алексей Михайлович командовал подводными лодками на Балтике, командовал соединением подводных лодок, преподавал в ВСККС КУОПП имени С.М. Кирова. В ноябре 1955 г. капитан 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич вышел в запас.
После ухода с военной службы А.М. Матиясевич вернулся в торговый флот. До 1981 г. он на капитанском мостике — Арктика, порты Европы, Африки, Азии. Затем — лоцманская служба в Ленинградском морском торговом порту, береговая работа на Гидрографическом предприятии Министерства морского флота. Алексей Михайлович Матиясевич являлся действительным членом Географического общества СССР, членом Полярной комиссии. В годы заслуженного отдыха он активно участвовал в ветеранском движении, был избран почетным членом Президиума Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ.
В 1994 году ветеранская организация подала ходатайство о присвоении А.М. Матиясевичу звания Героя России на основании архивного представления от 1942 года. А.М. Матиясевич умер 28 января 1995 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.
29 ноября 1995 г. после неоднократных обращений общественных организаций и групп ветеранов флота Алексей Михайлович Матиясевич был удостоен звания Герой России (посмертно). За свою жизнь он также был награжден орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1945), Ушакова 2-й степени (1944), Нахимова 2-й степени (1945), Отечественной войны I степени (1944, 1985), Красной Звезды (1942), Знаком Почета (1937) и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (1943) и «За взятие Кенигсберга» (1946). Награжден знаком «Почетный работник Морского флота СССР».
Случай из военной службы
1 октября 1944 года подводная лодка «Лембит» покинула Кронштадт. Ее командир Алексей Матиясевич получил приказ нанести удары по кораблям и транспортам противника, бросившим якорь в Померанской бухте. Кроме того, впервые за долгое время подлодка «Лембит» должна была произвести минные постановки в акватории противника. Специальная конструкция минных шахт лодки требовала мин английского производства, а поскольку запас их иссяк, то «Лембит» давно не использовали по прямому назначению - в качестве минного заградителя. Летом 1944 г. из Мурманска в Кронштадт прибыла партия английских мин, предназначенных специально для «Лембита». Командование поручило Матиясевичу выставить мины на коммуникациях между двумя крупными портами - Свинемюнде и Кольбергом. Результаты превзошли ожидания командования - на минах, выставленных лодкой, подорвались еще четыре транспортных судна и тральщик.
На пути в базу произошло нечто необычное. Следуя на перископной глубине, «Лембит» столкнулся с каким-то крупным предметом. Матиясевич немедленно скомандовал всплытие и, как только лодка вынырнула на поверхность, обратил внимание на расплывавшееся рядом с кормой маслянистое пятно. В нескольких кабельтовых лежал в дрейфе поджидающий лодку финский катер сопровождения, другой катер виднелся на траверзе маяка Утё. «Протаранили свою субмарину!» - ужаснулся Алексей Михайлович. Но его опасения были напрасными: как сообщили с подошедших катеров, никаких других советских катеров, никаких других советских подлодок в этом районе быть не могло. Значит, жертвой подводного тарана могла стать субмарина противника? Командир «Лембита» был почти уверен в этом, но не имел никаких доказательств.
На базе к докладу Матиясевича отнеслись скептически: разве может одна подводная лодка протаранить другую, отделавшись небольшой вмятиной на крышке торпедного аппарата? Да и что делать немецкой подводной лодке в прибрежном мелководном районе, где нелегко атаковать противника и еще труднее спасаться от преследования? Скорее всего, «Лембит» столкнулся с топляком - обыкновенным бревном, заблудившимся во время лесосплава. Однако экипаж «Лембита» во главе с ее командиром продолжал настаивать на своем. Эти догадки подтвердились много лет спустя. Анализируя опубликованные списки потерь флота Германии, Алексей Михайлович пришел к выводу, что в тот декабрьский день «Лембит» столкнулся с немецкой субмариной «U-479». Крепкий стальной форштевень советской подлодки решил судьбу соперницы, которой уже не суждено было всплыть.
Центр патриотического воспитания