Выживание на море – стандарты подготовки
ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова совместно с ФБУ "Служба морской безопасности" подвели итоги международного семинара "Выживание на море – стандарты подготовки". В работе семинара приняли участие более 90 специалистов из России, Казахстана, Латвии, Исландии, Канады, Австралии, Норвегии, Малайзии, Нигерии, Румынии, Великобритании, Франции, Японии и других стран. Среди участников – представители учебных заведений, тренажерных центров, судоходных компаний, федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, уполномоченных организаций по освидетельствованию образовательных учреждений, профсоюзов и других организаций.
За два дня работы семинара были представлены доклады, посвященные опыту различных российских и зарубежных учебных заведений по организации и проведению подготовки по выживанию на море.
Принятие Манильских поправок к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДНВ/STCW) стало новым этапом совершенствования системы морского образования и контроля за компетентностью членов экипажей морских судов. Общей тенденцией можно считать повышение требований, в том числе и по контролю за уровнем компетентности моряков. Важнейшей целью должна быть всесторонняя координация во имя решения одной, но крайне важной задачи – повышения безопасности судоходства и охраны человеческой жизни на море.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_1.png)
А.С. Огай, директор Центра ДПО МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток), в своем докладе указал на то, что Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты требует проведения непрерывной многоступенчатой подготовки морских специалистов. Для обучения экипажей морских судов в соответствии с международными стандартами необходимо создать материально-техническую базу, позволяющую реализовать комплекс мероприятий по обучению, проверке компетентности и сертификации специалистов морской отрасли. В связи с этим Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации включило "Строительство и реконструкцию объектов Дальневосточного морского научно-образовательного комплекса Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского" в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" по мероприятию подпрограммы "Морской транспорт", в рамках которой предусмотрено строительство учебно-тренажерного комплекса непрерывной конвенционной подготовки по плавательным морским программам и строительство учебно-тренажерного комплекса подготовки экипажей судов по выживанию на море. Создаваемый учебно-тренажерный комплекс планируется использовать и как инструмент для исследования аварийных ситуаций и поиска рациональных технических и организационных решений при университетском центре по расследованию аварий и инцидентов на море.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_2.png)
Д.И. Максимов, начальник Управления конвенционной подготовки и повышения квалификации Волжской государственной академии водного транспорта, высказал убеждение, что учебно-тренировочные суда могут играть не менее важную роль, чем береговые тренажерные центры. Отработка действий по всем видам учебных тревог, аварийно-спасательное оборудование, сама обстановка, которая способствует восприятию реального судна, будет способствовать лучшей подготовленности моряков к действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом не отрицается роль тренажерных центров, участвующих в подготовке студентов и экипажей судов по вопросам выживания на море. Качество подготовки в учебно-тренажерных центрах определяется принципами, заложенными при создании центра, отношением преподавательского состава к своей работе. Изначально при учебных заведениях создавали такие центры не из коммерческих интересов, а исключительно из необходимости подготовки студентов. "Вузовский тренажерный центр по своему укладу не может учить плохо или торговать свидетельствами, как дипломами в метро", – отметил докладчик.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_3.png)
Капитан В.А. Васецкий представил типы и виды потенциальных чрезвычайных ситуаций (ЧС) на континентальном шельфе, разделив их на ЧС техногенного характера, ЧС природного характера, ЧС биолого-социального характера, ЧС экологического характера, ЧС информационного характера. Оперативный ресурс времени, на которое реально можно рассчитывать при проведении спасательных операций, редко составляет более двух часов, а более половины всех аварий длились не больше одного часа. Исходя из этого, необходимо планировать все мероприятия по борьбе за живучесть, эвакуации и спасению людей. При этом важно учитывать роль человеческого фактора. Например, в 2009 г. аварии, не связанные с человеческим фактором, составили всего 28%. Соответственно, остальные 72% связаны с нарушениями правил эксплуатации и ошибками персонала. По статистическим данным и аналитическим исследованиям, за период 2000-2010 гг. 72-80% аварий в море связано с человеческим фактором.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_4.png)
С.Д. Айзинов, начальник Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, в своем выступлении рассказал о формировании самого современного в России учебно-тренажерного центра для моряков по выживанию на море. Новый центр знаний и навыков в Санкт-Петербурге построен в исключительно сжатые сроки благодаря эффективному взаимодействию экспертов "Макаровки", проектировщиков и строителей, а также при поддержке Минтранса России и Росморречфлота. Построенная техническая база для обучения выживанию на море и борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций позволяет обеспечивать подготовку курсантов, студентов Университета и переподготовку членов экипажей морских судов на круглогодичной основе в полном соответствии с требованиями Манильских поправок к МК ПДНВ и Положения о дипломировании, утвержденного Приказом Минтранса России от 15.03.12 № 62. С.Д. Айзинов отметил, что дальнейшее внедрение требований ИМО по обеспечению должной компетентности моряков должно повлечь за собой изменение системы освидетельствования тренажерных центров. "В настоящее время нормативно-правовая база обеспечивает лишь разрешительные функции, однако не позволяет осуществлять контроль качества подготовки, оценки и проверки знаний, умений и навыков членов экипажей судов. Такая ситуация позволяет существовать организациям, заменяющим профессиональную подготовку выпуском "фантиков" и не способствует решению задачи повышения безопасности мореплавания".
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_5.png)
Хейки Хюрюлайнен (Heikki Hyyryläinen), директор центра Meriturva Maritime Safety Training Centre, Финляндия, рассказал на примере своего центра, как в Финляндии проводится конвенционная подготовка по выживанию на море. В стране существует 4 морских академии и 2 тренажерных центра – Meriturva и Aland Safety Centre, которые специализируются на подготовке по выживанию. Центр Meriturva является государственным и подчиняется Финскому Национальному совету по вопросам образования. Центр имеет две тренировочных площадки: по пожарной подготовке (на военно-морской базе в Upinniemi) и по выживанию (находится в Lohja, позволяет проводить подготовку круглый год в любую погоду). Тренажерная подготовка осуществляется по принципу "Повторяй до отработки автоматизма, поскольку проще остановить тренажер, чем изменить погоду".
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_6.png)
Д.Г. Шевердин, проректор НОУ ВПО "Дальневосточный институт коммуникаций", представил вниманию участников семинара деятельность негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Дальневосточный институт коммуникаций (ДВИК). В 2013 году институт успешно прошел проверку на признание с целью наделения полномочиями как организации, осуществляющей подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Приказом Минтранса России № 157 от 8 июня 2011 года. Помимо основных образовательных программ, в институте реализуются программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для специалистов морской отрасли по более чем 50 направлениям в соответствии международными и национальными требованиями (ГМССБ, РЛС/САРП/ЭКНИС, ОСПС, программы БУТЦ, транспортная безопасность). Всего за период февраль 2010 – февраль 2012 был подготовлен 191 человек офицерского состава, 286 человек рядового состава.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_7.png)
А.И. Кондратьев, директор ИПК ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, проинформировал о проведенной Университетом совместно с другими учебными заведениями отрасли большой работе по подготовке 57 примерных программ, ныне утвержденных ФАРМТ. В ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова имеется практически полный комплект примерных программ, и все программы разработаны в соответствии с модельными курсами ИМО. А.И. Кондратьев обратил внимание участников семинара на то, что впервые во многие программы включены учебные планы как для первичной подготовки, так и для повторной подготовки специалистов через периоды, не превышающие пять лет. При этом планы переподготовки предусматривают существенное сокращение сроков обучения действующего плавсостава.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_8.png)
А.В. Горячев, старший инструктор Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, представил преимущества компьютерного тестирования по сравнению с традиционным тестированием с использованием бумажных билетов. В выступлении был дан подробный анализ системы "Дельта-Тест" как инструмента для обеспечения единого уровня квалификационных требований как внутри образовательного учреждения, так и в отрасли в целом.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_9.png)
Организаторами семинара выступили Международная ассоциация тренажерных центров подготовки по выживанию на море IASST (International Association for Safety and Survival Training), Морской учебно-тренажерный центр Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и ФБУ "Служба морской безопасности" при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта.
![](/useruploads/images/News/news_051313_1_10.png)