Цветовая схема
AAA
####

Сотрудники, преподаватели, курсанты воевали в ВМФ

Сотрудники, преподаватели, курсанты и студенты нашего учебного заведения – Герои Советского Союза, Герои России.

Воевали в ВМФ

 

   

Владимир Николаевич Алексеев

Владимир Николаевич Алексеев окончил в 1932 г. судоводительское отделение ЛМТ. В 1933 г. был призван в РККФ. В 1935 г. окончил штурманский сектор Высших специальных курсов командного состава РККФ и был направлен для дальнейшего прохождения службы на ТОФ.

25 сентября 1944 г. торпедные катера 3-го дивизиона бригады торпедных катеров СФ участвовали в совместной операции с авиацией СФ и подводными лодками СФ по уничтожению конвоя в средней части Варангер-фьорда. Вражеский конвой был обнаружен и атакован подводной лодкой «С-56» (командир капитан 2 ранга Г.И. Щедрин). Об обнаружении и атаке Щедрин доложил по радио командованию. Следующий удар должны были нанести авиация СФ, а затем торпедные катера. Торпедные катера действовали двумя группами: из пяти катеров под командованием командира 3-го дивизиона торпедных катеров капитана 2 ранга В.Н. Алексеева и из четырех катеров под командованием капитан-лейтенанта И.Я. Решетько.

Торпедные катера капитана 2-го ранга Алексеева вышли на конвой раньше авиации и, не дожидаясь авиационной поддержки, Алексеев решил атаковать, рассчитывая только на силы своей пятерки. Увеличив ход, катера пошли на сближение с конвоем, и, когда на дистанции 20 кабельтовых корабли вражеского охранения открыли огонь, ТКА-213, вырвавшись вперед на полном ходу, поставил дымовую завесу. ТКА-240 первым пересек ее и с дистанции 7-8 кабельтовых выпустил торпеды по тральщику, который переломился и стал тонуть. Через минуту от торпед ТКА-215 взорвался головной корабль охранения — и в это время в район боя вышли самолеты морской авиации (штурмовики), обрушившие на конвой град бомб, снарядов и пуль… Прикрывшись дымовой завесой, ТКА-240 потопил концевой транспорт, и почти одновременно ТКА-208 уничтожил второй в строю корабль охранения. Атаку завершал ТКА-213: после постановки дымовой завесы он разрядил свои торпедные аппараты, потопив самоходную баржу. Подошедшие к месту боя самолеты поставили дымовую защиту для прикрытия отхода катеров первой группы, и в бой вступили торпедные катера второй группы. В результате конвой противника был разгромлен. В этот день совместными ударами торпедных катеров и авиации были потоплены 3 транспорта и СКР V-6101 «Гауляйтер Бохлес» (504 т.), СКР V-6105 «Голштейн» (134 т.), БДБ F-152А (220 т.). Получили тяжелые повреждения и надолго вышли их из строя СКР V-6110 и тральщик М-309.

  

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, капитану 2-го ранга Алексееву Владимиру Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Участник Парада Победы.

После окончания Великой Отечественной войны Владимир Николаевич Алексеев служил на СФ, окончил морское отделение военно-морского факультета Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, командовал соединениями и объединениями ВМФ. В 1967–1975 гг. Владимир Николаевич Алексеев — первый заместитель начальника Генерального штаба ВМФ СССР. В 1975—1986 гг. адмирал Алексеев занимал пост консультанта Военной академии Генерального штаба.

Вышел в отставку в сентябре 1986 года. В 24 июля 1999 г. умер в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награжден медалью «Золотая Звезда» (1944), орденами Ленина (1944), Октябрьской Революции (1974), Красного Знамени (1944, 1944, 1953, 1968), Отечественной войны Ι степени (1945, 1985), Красной Звезды (1948), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени (1975) и медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1944), именное оружие (1962). Владимир Николаевич был награжден иностранными наградами: орденом Республики (Египет, 1956), Командорским Крестом ордена «Возрождение Польши» (1962), орденом Государственного флага II степени КНДР (1970), орденом «За заслуги перед Отечеством». Золото, 1-я степень. (ГДР, 1985).

В родном селе Кимильтей установлена мемориальная доска. В Иркутске именем В.Н. Алексеева назван переулок.

 

 

  

Иван Иванович Афанасьев

В 1921 г. Иван Афанасьев окончил судоводительское отделение Петроградского техникума водных путей сообщения и получил звание «штурман дальнего плавания». В 1940 г. Иван Иванович Афанасьев был назначен капитаном лесовоза «Старый большевик».

Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая — тот самый, который навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа. Волею судеб советский транспорт оказался в хвосте ордера, и потому подвергался особенно яростным атакам немецких самолетов. До поры до времени от крупных неприятностей его спасал плотный огонь собственных зенитных орудий и пулеметов, а также очень активное и точное маневрирование. Судно буквально уворачивалось от пикировавших на него «Юнкерсов», и главная заслуга в этом принадлежала его капитану — моряку с 20-летним стажем, опытному северному мореходу Ивану Афанасьеву, и рулевому — бывшему военному моряку-балтийцу Борису Аказенку. Именно стараниями рулевого «Старый большевик» трижды сумел увернуться от близких торпед, сброшенных торпедоносцами врага.

Однако как ни маневрировал транспорт, как ни ставили огневой заслон на пути атакующих самолетов его зенитчики, одна из 47 воздушных атак закончилась успехом гитлеровцев. Одновременно «Старый большевик» атаковали девять вражеских самолетов, и одному из них удалось попасть прямо в полубак судна, непосредственно перед настройкой. Чтобы не допустить немедленного взрыва, Борис Аказенок и первый помощник капитана по политчасти Константин Петровский выстроили людской конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего трюма в безопасное место. Заметив, что на «Старом большевике» разгорается пожар, и хорошо представляя себе, какой именно груз находится у него на борту, командование конвоя PQ-16 предложило советским морякам покинуть судно. К «Старому большевику» подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж русского транспорта, а затем потопить пароход: такой была обычная практика конвоев. Но экипаж «Старого большевика» на это предложение ответил одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». И тогда конвой, огрызаясь на продолжающиеся атаки самолетов, пошел дальше, а горящий транспорт остался один на один с холодным морем и обжигающим пламенем.

  

Восемь часов экипаж «Старого большевика» боролся за спасение своего корабля — и в конце концов победил! Пожар удалось погасить, на пробоины поставили пластырь, и транспорт двинулся вдогонку за конвоем. Он нагнал его на следующий день, когда его возвращения уже никто не ожидал. Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На скупом, на эмоции, языке морских сигналов это означает восхищение действиями экипажа корабля, которому адресована эта фраза. Вечером 30 мая, когда основная часть конвоя PQ-16 вошла в Кольский залив, дымивший изуродованной трубой «Старый большевик» встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей. Старший офицер эскорта передал командованию флотом следующую телеграмму: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские».

За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Ивану Ивановичу Афанасьеву 28 июня 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего «Старый большевик» участвовал в пяти конвоях (QP-1, PQ-8, QP-7, PQ-16, QP-13).

В 1946 г. Иван Иванович Афанасьев стал капитаном теплохода «Маршал Говоров» БМП.

8 октября 1952 г. при подходе к Таллинну капитан дизель-теплохода «Маршал Говоров», находясь на капитанском мостике, скончался. Так закончилась жизнь нашего земляка – прославленного капитана Иван Ивановича Афанасьева. Иван Иванович Афанасьев был похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

Иван Иванович Афанасьев был награжден медалью «Золотая Звезда» (1942), орденами Ленина (1942, 1952), Красного Знамени (1942), Трудового Красного Знамени (1945) и медалями, в том числе «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Иван Иванович был награжден орденом «Золотой Крест Виктории» и назначен почетным офицером Королевского Флота Великобритании.

Имя Ивана Ивановича Афанасьева носит улица в городе Сосновый Бор Ленинградской области, в 2010 г. на одном из домов по улице Афанасьева была установлена мемориальная доска в память об Иване Ивановиче. Имя Афанасьева носит школа-интернат № 60 в Санкт-Петербурге, спасательное судно-буксир Мурманского морского пароходства. В 2003 г. решением Собрания представителей Афанасьев Иван Иванович был занесен в Книгу Славы города Сосновый Бор (посмертно).

 

   

Самуил Нахманович Богорад

Самуил Нахманович Богорад в 1935 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. В 1940 г. призван в Рабоче-Крестьянский Военно-морской флот и направлен на обучение в Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознаменного учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. (СККС КУОПП им. С.М. Кирова). После окончания обучения (1941) назначен помощником командира на подводную лодку «Д-2» «Народоволец» Балтийского флота.

Из воспоминания командира 107-го отдельного дивизиона подводных лодок капитана 1 ранга в отставке В.Ю. Камышана, датированные 10 января 2005 г.: - «Я знал Самуила Нахмановича Богорада по совместной работе в Латвийском Морском Пароходстве с 1977 г., где Богорад почти четверть века был одним из ведущих капитанов. Нас объединяла еще и многолетняя служба на подводных лодках. Это был не только грамотный и смелый командир подводной лодки, но человек с добрым сердцем и благородной душой. Приведу один из эпизодов боевых действий ПЛ «Щ-310». Шел апрель 1945 г. Немецкая группировка в Курляндии была окружена советскими войсками и из-за отсутствия топлива не могла использовать танки и авиацию. Руководство фашистской Германии направило несколько танкеров с бензином в Вентспилский порт, но на пути у них встали наши подводные лодки «Щ-310» и «Щ-306». 14 апреля 1945 г. Богорад последним торпедным залпом послал на дно вражеское судно «Гетерринг» водоизмещением 6267 тонн. Вот как это было. Находясь в заданном районе, Богорад обнаружил немецкое судно. Убедившись, что на нем нет вооружения, подводная лодка всплыла в надводное положение. Командир лодки отдал приказ капитану немецкого судна: «Экипажу в шлюпки и на берег. Капитану с судовыми документами прибыть на борт лодки». В считанные минуты экипаж немецкого судна покинул его и на шлюпках направился к берегу, а капитан прибыл на борт лодки, взяв с собой на память о покидаемом судне бинокль, с которым он не расставался всю войну. Ему тоже сохранили жизнь, отпустив на берег. Немецкое судно было торпедировано».

В марте 1945 года подлодка «Щ-310» была награждена орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Семёну Наумовичу Богораду было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны командовал подводными лодками, соединениями подводных лодок на Балтике. В 1959 – 1961 гг. капитан 1-го ранга С.Н. Богорад — начальник вспомогательных судов Рижской военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота.

В марте 1961 года был уволен в запас по выслуге лет. В 1961 – 1976 гг. служил старшим помощником капитана, капитаном на судах Латвийского морского пароходства. Жил в Риге.

С.Н. Богорад умер 23 апреля 1996 г. в Риге и был похоронен на Гарнизонном кладбище Риги.

Награжден медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина, Красного Знамени (2), Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

Его имя было увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Имя С.Н. Богорада носит школа № 4 г. Витебска. На доме № 3, Средненабережная ул. г. Витебска в его честь установлена мемориальная доска.

 

   

Сергей Прокофьевич Лисин

Сергей Прокофьевич Лисин в 1931 г. по комсомольской путёвке поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Воевал помощником командира подводной лодки Республиканского флота Испании. Великую Отечественную войну встретил в море командиром подводной лодки «С-7» КБФ.

Капитан-лейтенант С.П. Лисин так рассказал об атаке в ночь на 11 июля 1942 г.: «Смотрю вправо, миноносец, охраняющий конвой, идёт в нашем направлении. На этот раз мы крепко вцепились. Не уклоняясь от боевого курса, я шёл к намеченной для залпа позиции, следя за целью и приближающимся миноносцем. Он всё ближе. Его изображение растёт в окуляре перископа. До угла упреждения осталось два градуса. Под форштевнем белые буруны пены. Миноносец идёт на таран впереди колонны судов, среди них — огромный транспорт. Рулевой Оленин прекрасно держит курс. Боцман Пятибратов управляет горизонтальными рулями. Глубину не меняем. По расчётам до момента залпа осталось меньше минуты. «Аппараты — Товсь!». Нос транспорта на перекрестье нитей перископа. «Пли!». Наконец-то! Две торпеды вышли из аппаратов. Я едва успел опустить перископ. Слышу через корпус прямо над головой шум винтов миноносца. Только его пронесло, как одновременно раздались два взрыва. Докладывают: «Товарищ командир, наши торпеды взорвались!». Отходим. А взрывы продолжаются: четвёртый, пятый, шестой!.. Миноносец забрасывает нас теперь глубинными бомбами. Инженер-механик Корж в центральном посту стоял рядом со мной с блокнотом в руках. Лодка содрогалась от страшных ударов. Но у этого человека столько самообладания! Он невозмутимо вёл подсчёт сброшенным бомбам. В лодке погас свет, зазвенело разбитое стекло. Потекли сальники, стала поступать вода. По моим подсчетам, в непосредственной близости от нашей «семёрки» было сброшено 23 бомбы. Мы отошли. Постепенно взрывы смолкли. Захотелось взглянуть на результаты атаки. Лодка подвсплыла, я взглянул в перископ. Гляжу — на месте атаки стоит миноносец и транспорт без хода, развернувшийся на обратный курс. На воде плавают обломки затонувшего судна, стелется дым. Ходят шлюпки, подбирая с воды матросов».

В вечернее время 21 октября 1942 г. подводная лодка «С-7», находящаяся в надводном положении, было потоплена финской подводной лодкой. Спаслись четыре члена экипажа, в том числе и капитан 3 ранга С.П. Лисин. Два года они провели в финском плену.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбыс немецкими захватчиками и проявленную при этом отвагу и геройство командиру подводной лодки, капитану 3-го ранга Лисину Сергею Прокофьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После освобождения из плена Сергей Прокофьевич прошёл длительную проверку. Все обвинения в его адрес были сняты, он был восстановлен в партии, в звании капитана 3 ранга. В 1945 г. капитан 3 ранга Лисин продолжил военную службу на ТОФ, где ещё не завершилась война с Японией.

После войны преподавал в военно-морских учебных заведениях, защитил кандидатскую диссертацию.

В 1961–1970 гг. кандидат военно-морских наук, доцент, капитан 1 ранга С.П. Лисин служил заместителем начальника ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова по военно-морской подготовке - начальником военно-морской кафедры. С 1970 г. капитан 1 ранга Лисин С.П. был уволен в запас и продолжал работать доцентом в ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.

Скончался 5 января 1992 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов-любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море.

Капитан 1 ранга С.П. Лисин награждён медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина (1942, 1956), Красного Знамени (1953), Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды (1946) и медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «За Победу над Японией».

Имя Сергея Прокофьевича Лисина носит улица в Саратове. В Кронштадте, на территории старейшего соединения подводных лодок на мемориальном комплексе воинской славы балтийских подводников, установлен монумент Герою Советского Союза, капитану 1 ранга, командиру подводной лодки «С-7» Сергею Прокофьевичу Лисину.

 

   

Алексей Михайлович Матиясевич

Алексей Михайлович Матиясевич окончил судоводительское отделение ЛМТ в 1931 г. В ноябре 1940 г. Алексей Матиясевич был призван в РККФ и направлен на Высшие специальные курсы командного состава Краснознамённого учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова, которые успешно окончил в 1941 г. уже после начала войны. Был назначен старшим помощником командира подводной лодки «Лембит» КБФ. В конце августа 1941 г. – командир «Лембит».

Ранним утром 4 сентября 1942 г. «Лембит» встретила и атаковала вражеский конвой из восьми судов. Через 10 дней на подходах к Утё замаячили 5 транспортов в охранении нескольких сторожевых кораблей. Матиясевич выбрал такой угол атаки, чтобы пушенные лодкой торпеды поразили две цели одновременно. После сложных маневров ему это удалось. Транспорт «Финлянд» и соседнее с ним судно, окутавшись густым дымом, быстро пошли ко дну. После успешной двойной торпедной атаки «Лембит» подвергся особенно ожесточённой атаке противолодочных сил, в результате которой произошёл мощный взрыв в аккумуляторной батарее командного отсека и начался пожар. Как правило, в такой ситуации даётся команда на всплытие. Матиясевич мгновенно оценил обстановку, отдал распоряжения по тушению пожара и эвакуации раненных, успешно организовав борьбу за живучесть. Необнаруженная лодка легла на дно, последствия повреждений были устранены в течение суток. Подводная лодка успешно вернулся на базу на одной аккумуляторной батарее, погибших не было.

За время войны «Лембит» под командованием А.М. Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл 8 торпедных атак (выпущено 13 торпед). Подводная лодка «Лембит» была награждена в конце войны орденом Красного Знамени, на флоте «Лембит» прозвали «бессмертной субмариной».

После окончания Великой Отечественной войны А.М. Матиясевич командовал подводными лодками, соединением подводных лодок, преподавал в ВСККС КУОПП им. С.М. Кирова.

В ноябре 1955 г. капитан 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич вышел в запас. После ухода с военной службы вернулся в торговый флот. До 1981 г. он на капитанском мостике. Затем — лоцманская служба в Ленинградском морском торговом порту, береговая работа на Гидрографическом предприятии Министерства морского флота. А.М. Матиясевич являлся действительным членом Географического общества Союза ССР, членом Полярной комиссии. Его очерки, посвященные истории освоения Северного морского пути, часто появлялись на страницах периодической печати. Алексей Михайлович написал книгу «По морским дорогам», построенную на строго документальном материале. В годы заслуженного отдыха активно участвовал в ветеранском движении, был избран почетным членом Президиума Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ. В 1994 году ветеранская организация подала ходатайство о присвоении А. М. Матиясевичу звания Героя России на основании архивного представления от 1942 года.

А. М. Матиясевич умер 28 января 1995 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

29 ноября 1995 г. после неоднократных обращений общественных организаций и групп ветеранов флота А.М. Матиясевич был удостоен звания Герой России (посмертно).

Награжден орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1945), Ушакова 2-й степени (1944), Нахимова 2-й степени(1945), Отечественной войны I степени (1944, 1985), Красной Звезды (1942), Знак Почета (1937) и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (1943) и «За взятие Кенигсберга» (1946). Он был награжден знаком «Почетный работник Морского флота СССР».

 

Управление внеучебной и воспитательной работы

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью