Минная блокада. Митинг
5 июня 2014 года в 12.00 на пристани на Средней Невке в ЦПКиО имени С.М. Кирова (Елагин остров, 4) состоялся торжественный митинг и церемония возложения цветов, посвященные 68-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда.
В 2014 году эта памятная дата отмечается уже в седьмой раз. В программе мероприятия: возложение цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» - спуск на воду венка. Курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова постоянные участники этого мероприятия.
В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт - Петербурга от 12 октября 2005 года № 555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт - Петербурге».
Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.
После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осаждённого города малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которых по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг хорошо позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.
Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.
В Санкт - Петербурге был создан Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Первым руководителем Совета был Юрий Михайлович Сухоруков, капитан I ранга в отставке, участник разминирования Финского залива. Юрий Михайлович родился в 1926 году, в 1943 году стал сыном полка. После Второй мировой войны в течение 5 лет участвовал в разминировании территорий, с его помощью удалось ликвидировать 500 подводных мин. Он ушел из жизни в июле 2010 года. Юрий Михайлович долгое время был начальником организационно-строевого отдела ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.
Остальные фотографии в Фотогалерее