Цветовая схема
AAA
####

Акция «Научный полк»

Акция «Научный полк»

Предлагаем вашему вниманию очередной материал, посвященный значимым историям о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также вкладе научных коллективов в нашу Победу.

Эпизод Таллиннского перехода 1941 г.

Капитан дальнего плавания

Александр Петрович Смирнов

С началом Великой Отечественной войны к начальнику Государственного Балтийского морского пароходства Н.Я. Безрукову обратился ветеран пароходства Александр Петрович Смирнов с просьбой назначить его на действующее судно. Вскоре А.П. Смирнов был назначен капитаном теплохода «Иван Папанин».

27 августа 1941 года в Таллинне на борт теплохода «Иван Папанин» погрузили более 3000 бойцов РККА и 200 автомашин. 28 августа теплоход, уклоняясь от ударов с суши и воздуха, взял курс на Ленинград. Вечером 28 августа теплоход дважды успешно уклонялся от торпед. Простояв ночь на якоре, утром 30 августа вместе с другими судами «Иван Папанин» снялся с якоря и пошел в кильватер парохода «Казахстан». Начались беспрерывные атаки фашистских самолетов. Александр Петрович не сходил с мостика. Он чувствовал себя неважно. Нервное напряжение, которое он испытывал, было ему не по силам. Александр Петрович еще больше пожелтел, все время что-то ворчал себе под нос, но при посторонних старался держаться бодро и никому не жаловался на свои боли в печени, на страшную слабость и частые головокружения. Он был капитаном и прекрасно знал, что даже от выражения его лица зависит настроение людей на судне. И он держался. Только в глазах чувствовалась старческая усталость. Только с четвертого раза одному из самолетов удалось обстрелять из крупнокалиберного пулемета командный мостик и двумя бомбами поразить теплоход. Александр Петрович еще не успел оценить обстановку, как что-то острое, причиняя нестерпимую боль, толкнуло его в грудь, и капитан потерял сознание. Зазубренный осколок вошел в худенькое тело Александра Петровича и остался там, разорвав правое легкое. Капитан потерял много крови, но все же пришел в себя. Старший помощник капитана А. Г. Масловский (выпускник ЛМТ), второй штурман А. Д. Аграновский, третий штурман А. А. Марченко и более 60 бойцов и командиров были ранены. В результате попадания бомб на теплоходе возник пожар в первом трюме и в районе второго люка. Загорелись автомашины, оказалось поврежденной пожарная носовая магистраль. В машинном отделении руководил борьбой за живучесть старший механик Михаил Аркадьевич Аркадьев (выпускник ЛМТ). Раненые капитан и старший штурман организовали борьбу с огнем. Теплоход был вынужден выйти из кильватерной колонны. После очередного налета авиации взрывом бомб было выведено из строя рулевое управление. Капитан, истекая кровью, отдал свой последний приказ: «Остановить главный двигатель!» А. П. Смирнова матросы унесли с мостика на руках. Объятый пламенем теплоход несло на минное поле. Экипаж боролся с огнем и устранял повреждения. С помощью сигнальщика были вызваны катера и тральщики, чтобы снять с судна раненых, детей и женщин. Исправив повреждение рулевого устройства, теплоход направили к острову Гогланд. В районе южного берега острова Гогланд судно на малом ходу подвели к берегу. Продолжая бороться с огнем, экипаж организовал высадку воинов РККА на берег. Пожар на судне продолжал бушевать. Стали взрываться бензоцистерны и боезапас, находящиеся на судне. Убедившись, что ни один человек не остался на борту, старший на теплоходе – помполит В. В. Новиков приказал экипажу забрать судовые документы, часть продовольствия и немедленно сойти на берег. Мужество, большое самообладание экипажа теплохода «Иван Папанин» помогли спасти 3000 бойцов и командиров РККА.

Александр Петрович Смирнов умер от полученных ран 5 сентября 1941 года. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Александр Петрович Смирнов (1874 – 1941) окончил Мореходные классы при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе в 1898 году, получив звание штурмана дальнего плавания. Александр Петрович Смирнов был капитаном первого в мире научно-промыслового и первого в России отечественного морского научно-исследовательского судна «Андрей Первозванный» (1899 – 1903), заведовал лоцманской службой Кольского залива, а затем и Мурманским портом, капитан парохода «Аргунь» (1921), капитан парохода «Декабрист» - первый рейс советского судна с Балтики на Дальний Восток и обратно (1923). В 1931 году А.П. Смирнов стал старшим морским инспектором Балтийского управления «Совторгфлота» - являлся бессменным председателем проверочной комиссии. В 1940 году хлопотливая работа в Моринспекции взяла свое, сказался возраст и здоровье, и Александр Петрович ушел из пароходства в ЦНИИМФ. Ну, а дальше – капитан теплохода «Иван Папанин». 29 июля 1977 года газотурбоход, ролкер «Капитан Смирнов» был спущен на воду на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.