Огненные рейсы 1943 года
Огненные рейсы 1943 года
Научный полк ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Капитан дальнего плавания Александр Иванович Литвиненко (1904 – 1968 г.) окончил Ленинградский морской техникум в 1926 г. (штурман дальнего плавания), в 1931 г. окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1935 г. Александр Иванович стал капитаном. Был капитаном пароходов «Уфа», «Индигирка», «Сергей Киров», учебно-парусного судна «Капелла», научно-исследовательского судна «Заря». Являлся капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства, заместителем начальника СГМП и заместителем начальника Центрального управления эксплуатации НКМФ (1940 – 1943). Он преподавал в Архангельском морском техникуме (1931 – 1932), Рижском мореходном училище (заместитель начальника в 1947 – 1949 гг.). В 1951 – 1953, 1955 гг. – флаг-капитан судов МРП СССР.
С 1955 г. до своей смерти Александр Иванович преподавал на кафедре морское дело Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова и воспитал не одно поколение моряков торгового флота.
Огненные рейсы 1943 года
Грузовой пароход Дальневосточного морского пароходства «Сергей Киров» ходил под командованием капитана дальнего плавания Александра Ивановича Литвиненко. Во время Великой Отечественной войны портом приписки был Мурманск. Вооружение: одно 76 мм орудие, 6 пулеметов.
Осенью 1943 года «Сергей Киров» шел из моря Лаптевых в порт Дудинка в составе конвоя ВА-18. Имел на борту 4852 тонны ленд-лизовского груза для Норильского горно-обогатительного комбината.
На выходе из пролива Вилькицкого 1 октября 1943 г. около 16 часов конвой ВА-18 подвергся нападению группы подводных лодок. Экипаж парохода первым заметил судно противника в надводном положении. Судовые комендоры немедленно открыли огонь, но подводная лодка успела погрузиться.
В 16 часов 15 минут, в точке с координатами 75 град. 44 мин. с. ш., 83 град. 46 мин. в. д., в районе островов Известий ЦИК пароход «Сергей Киров» подвергся веерной торпедной атаке немецкой подлодки U-703 из состава 11-й флотилии подводных лодок. Торпеда попала в район третьего трюма и бункера. Капитана парохода и военного помощника капитана Шелемеха контузило, радиста А.А. Шинкарева и юнгу Шляпникова смыло за борт, ранило матроса В.Н. Косенкова. Шинкарев и Шляпников сумели продержаться в ледяной воде до тех пор, пока не подошел тральщик и не поднял их на борт. В районе стыка третьего трюма и бункера, впереди мостика с левого борта зияла громадная пробоина. Листы обшивки были вывернуты наружу. Литвиненко отдал команду завести пластырь. Аварийная партия попыталась приступить к выполнению этой трудоемкой работы. Но пробоина была настолько большой, что пластырь сразу же затянуло, и все усилия оказались бесполезными. Вода начала быстро заполнять второй и третий трюмы, бункер, машинное отделение и кочегарку. Видя безвыходность положения, капитан отдал вынужденную команду: «Всем покинуть судно!».
Шлюпки на «Сергее Кирове» были заранее вывалены за борт и висели на талях. Оставалось только быстро отдать концы. Моряки начали спускаться по трапу. Последними сошли капитан А.И. Литвиненко и старший помощник Н.Н. Чигиринский (выпускник ЛМТ). Шлюпки едва успели отойти от «Сергея Кирова» на несколько десятков метров, как пароход разломился пополам и скрылся в воде. К шлюпкам подошел тральщик и поднял всех на борт. Перекличка показала, что во время взрыва и эвакуации с борта тонущего парохода погиб член военной команды краснофлотец А.В. Четвертков.
Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы