Цветовая схема
AAA
####

76 лет со дня организации мореходных училищ

5 марта 2020 года исполнилось 76 лет со дня организации в нашей стране мореходных и высших мореходных училищ

В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), когда шло победное наступление Красной Армии на всех фронтах по изгнанию немецко-фашистских войск с нашей территории, высший орган руководства страны – Государственный Комитет Обороны – принимает Постановление №5311 от 5 марта 1944 года «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота», в котором морские техникумы Наркомморфлота реорганизуются в высшие мореходные и мореходные училища. Согласно данному Постановлению, в Ленинграде и Владивостоке создаются высшие мореходные училища, а в Архангельске, Баку, Батуми, Ростове-на-Дону и Николаевске-на-Амуре – мореходные училища. Определяется и официальная дата празднования – Приказом Народного комиссара Морского флота от 21 февраля 1946 года №95 «Об установлении 5 марта днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

76 лет назад в стране была создана сеть учебных заведений, готовящих высококвалифицированные командные кадры для морского флота страны, которые должны были отвечать современным требованиям безаварийной эксплуатации судов, судовождения, эксплуатации сложного судового и портового оборудования, механизмов и портовой инфраструктуры.

Поздравляем всех макаровцев с этой знаменательной датой!

 

Справка:

25 апреля 1935 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1726 от 20 июля 1934 года в Ленинграде был открыт Гидрографический институт Главного Управления Северного морского пути при СНК СССР.

1 июля 1945 года Ленинградский гидрографический институт преобразуется в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути при СНК Союза ССР (ВАМУ). В марте 1949 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1201 от 24.03.49 г. «Об ознаменовании 50-летия работы ледокола “Ермак”». В постановлении говорилось: «В связи с 50-летием работы первого русского ледокола «Ермак» присвоить Высшему арктическому морскому училищу имя адмирала С.О. Макарова, по проекту и под руководством которого был построен ледокол».

На основании приказа Министра морского и речного флота СССР за №327 от 1 июня 1954 г. ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова и ЛВМУ были объединены в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова (ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова).

Из истории Ленинградского высшего мореходного училища (ЛВМУ)

7 июня 1944 г. приказом НК МФ СССР № 229 Ленинградский морской техникум реорганизован в Ленинградское высшее мореходное училище (ЛВМУ). Директором ЛВМУ был назначен Михаил Владимирович Дятлов (1903—1980), который руководил училищем до 1954 г.

Ленинградское высшее мореходное училище (ЛВМУ) было учебным заведением закрытого типа, то есть курсанты проживали бесплатно в общежитии, питались бесплатно в столовой и также бесплатно получали обмундирование. В училище была введена обязательная военно-морская подготовка, готовили офицеров запаса для ВМФ по профилям подготовки специалистов училища. Распорядок дня в училище был приближен к распорядку дня военно-морских учебных заведений.

В училище было создано четыре факультета, на которых готовили штурманов дальнего плавания, инженеров-механиков, инженеров электромехаников и радиоинженеров. В 1950 году был открыт новый факультет – Эксплуатационный.

В 1944 г. в училище приняли курсантов на первый курс всех факультетов, на второй курс судоводительского (25 человек) и судомеханического (22 человека) факультетов.

Ленинградское высшее мореходное училище размещалось в двух учебных городках: на 22 линии Васильевского Острова, д. 9 и на Косой линии, д. 15А.

Первый Ученый совет ЛВМУ был избран и утвержден на 1945/46 учебный год. С 1946/47 учебного года при ЛВМУ была открыта аспирантура.

В целях поднятия дисциплины и привития командных навыков старшекурсникам в соответствии с Директивой начальника ГУУЗа ММФ №УМ-65/48 от 29.02.1947 г. в училище внедряется контроль со стороны курсантов старших курсов за поведением и соблюдением дисциплины курсантами младших курсов как в стенах училища, так и в городе. Вводится отдание чести курсантами младших курсов курсантам старших курсов. Курсанты-старшекурсники обязаны были делать замечания курсантам-младшекурсникам за нарушение формы одежды, нетактичное поведение.

Военно-морская подготовка курсантов осуществлялась на военно-морской кафедре училища. Эта подготовка складывалась из аудиторных занятий в стенах училища, военно-морских сборов и военно-морской стажировки на кораблях и частях военно-морского флота.

В 1948 г. в училище стали работать годичные курсы усовершенствования средних командных кадров МФ. В этом же году Министерство морского флота сосредоточило подготовку радиоинженеров для морского флота в ЛВМУ. В этом же году в училище было открыто заочное отделение.

На начало 1948 года училище имело учебное судно «Капелла» (капитан Л.К. Шар-Баронов). В сентябре того же года училище получает еще одно учебное судно – баркентину «Сириус» (капитаном назначен Д.Г. Топельберг). На этих учебных судах курсанты проходили учебные практики. В 1949 году «Капелла» была передана Рижскому мореходному училищу, а Шар-Баронов Л.К. стал капитаном «Сириуса».

В 1951 г. было принято решение об открытии в училище Военно-морского факультета (базовое образование давал радиотехнический факультет). Факультет готовил офицеров-радиоинженеров для военно-морского флота. Факультет был самостоятельным подразделением училища, с военным укладом внутреннего распорядка дня, жизни и учебы. Курсанты факультета размещались на жилой, учебной и хозяйственной базах ЛВМУ.