Изучение человеческого фактора
Изучение человеческого фактора в работе судоводителей
14 марта 2019 года кафедрой судоходства на внутренних водных путях факультета Навигации и связи Института «Морская академия» был начат эксперимент по изучению динамики изменения фотонно-электронного поля в зависимости от состояния человека. Эксперимент организован в рамках деятельности научно-образовательного центра «Беспилотные технологии на водном транспорте» в целях изучения элементов категории «человеческий фактор». В первом эксперименте приняли участие курсанты университета. Исследованием руководит профессор кафедры Сергей Викторович Козик.
Напомним, в рамках посещения ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова министром транспорта РФ Евгением Ивановичем Дитрихом и исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым университетом была организована выставка научных достижений, на которой разработки, представленные кафедрой, привлекли внимание гостей.
Переходя к описанию эксперимента, мы считаем нужным отметить следующее: эффективная работа водного транспорта обеспечивается, в том числе, пристальным вниманием к системе безопасности судоходства. Специалисты морской отрасли сходятся во мнении, что в обеспечении безопасности существенным является человеческий фактор.
Возрастание роли человеческого фактора в повседневной работе во многом связано с воздействием на жизнь современного общества закона ускорения исторического времени. Суть его заключается в том, что за один и тот же физический интервал времени происходит событий больше, чем это было некоторое время назад. Положительное влияние этого закона – в ускорении научно-технического прогресса и создании все более надежных технических устройств (и судов, в частности, поскольку нас интересуют механизмы, связанные с водой). Отрицательное влияние закона мы видим в том, что не у всех людей психика пластична и готова к изменениям, иногда кардинальным, вследствие этого у них могут проявляться нарушения в поведении, которые могут накапливаться и приводить к фатальным последствиям – потере здоровья и преждевременному старению или ошибочным действиям на рабочем месте.
Несмотря на то, что в будущем технологии будут играть большую роль в рабочем процессе, человека они заменить не смогут. Поэтому обращение к личности человека, изучение человеческого фактора понятно и важно. Его негативное действие во многом связано с недостаточностью знаний о естественных законах поведения людей, причинах и следствиях воздействия на них различных факторов. Поэтому исследования, позволяющие установить закономерности поведения человека от воздействующих на него факторов, представляются нам актуальными.
Поскольку кафедра готовит к выпуску водителей судов, мы рассматриваем влияние человеческого фактора именно в сфере судовождения. Считаем, что учет и контроль функционального состояния судоводителей и, в частности, одного из неблагоприятных состояний – усталости – важное направление деятельности по снижению негативного влияния человеческого фактора.
В ходе эксперимента планируется собрать статистические данные об измении состояния учащихся, используя для этого различные методики, среди которых опросники субъективной оценки состояния и прибор по измерению фотонно-электронного поля пальцев рук.
Полученные результаты позволят пополнить данные о закономерностях изменения состояния человека и способах их оценки.
По материалам исследований Сергея Викторовича Козика,
профессора кафедры судоходства на внутренних водных путях
Института «Морская академия»