Цветовая схема
AAA
####

Четвёртый научно-практический семинар

Четвёртый научно-практический семинар по проблеме
«Лучшие практики автоматизации процессов обеспечения
безопасности службы экипажа корабля, судна»



РЕЗОЛЮЦИЯ

г. Санкт-Петербург
17 апреля 2014 года

 

17 апреля 2014 года в «Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» проведен Четвёртый научно-практический семинар (НПС-4) по проблеме автоматизации процессов обеспечения безопасности службы экипажа корабля, судна.

Семинар был организован при непосредственном участии Некоммерческого партнерства «Института автоматизации процессов борьбы за живучесть корабля, судна», «Санкт-Петербургского государственного морского технического университета», ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота», «Института проблем управления Российской академии наук им. В. А. Трапезникова», «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

В работе семинара приняли участие более 40 ученых и специалистов из 12 организаций отрасли, Главного командования ВМФ РФ, 4 высших учебных заведений, промышленных предприятий и общественных объединений 3 городов России.

В ходе НПС-4 были заслушаны и обсуждены:

Впервые в рамках цикла НПС по лучшим практикам АП борьбы за живучесть корабля, судна (БЖКС) была практически отработана технология ранговой партнёрской сертификации 7 заявленных ведущими организациями отрасли технологических решений (ТР) в классе средств и систем информационной поддержки (СИП) решений судоводителя по управлению безопасностью эксплуатации (БЭ), локализации аварийных ситуаций и аварий (ЛА), БЖКС. В том числе заявленные предложения были обстоятельно рассмотрены и квалиметрически оценены членами специально созданного Экспертного совета с использованием двух специально разработанных и зарегистрированных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности программных комплексов «МКО» и «КРОПУР».

Открытое заседание Экспертного совета с просмотром авторских презентаций заявленных ТР и их открытым ранговым оцениванием участниками семинара позволило выявить три конкурентно способных из них, включая:

  1. ТР-175 «Технология и программные комплексы задач информационной поддержки управления техническими средствами при нормальной эксплуатации и борьбе за живучесть корабля (ТПК ИП ТС БЖК)». Заявитель – ОАО «Концерн «НПО «Аврора».
  2. ТР-171 «Технология и программный комплекс Интегрированной си-стемы поддержки принятия решений судоводителя (ТПК «ИСППР»). Заявители – СПбГМТУ и ОАО «Концерн «НПО «Аврора».
  3. ТР-176 «Проектирование СИПР для морских подвижных объектов на основе методов теории интеллектуального управления, агентных технологий и полномасштабного имитационного моделирования». Заявитель – ИПУ РАН им. академика В.А. Трапезникова.

По завершению оформления материалов рассмотрения заявленных ТР принято решение выдать заявителям и авторам соответствующие сертификаты качества Системы ранговой партнёрской сертификации с указанием достигнутых значений уровня качества по отношению к национальному и международному уровням технологического развития.

Рассмотрев и обсудив комплекс вопросов развития и лучших практик автоматизации процессов ОБСЭ КС участники научно-практического семинара ОТМЕЧАЮТ:

  1. Среди ранее рассмотренных вопросов АП БЖКС (6.12.2012 г. – Первая научно-практическая конференция (ОАО «Концерн «НПО «Аврора) «Современные технологии автоматизации процессов борьбы за живучесть», 30.05.2013 г. – НПС-1 (СПбГМТУ) по проблеме АП обеспечения непотопляемости, 17.10.2013 – НПС-2 (ЦНИИМФ) по проблеме АП обеспечения взрывопожаробезопасности, 5.12.2013 г. – НПС-3 (ВУНЦ ВМФ «ВМА») – мастер-класс по проблеме АП обеспечения живучести технических средств) рассмотренный НПС-4 комплекс вопросов АП ОБСЭ КС является, по общей оценке участников, НАИМЕНЕЕ научно - методически и технологически ОБЕСПЕЧЕННЫМ, а также НАИМЕНЕЕ СИСТЕМНО ЦЕЛОСТНЫМ и ЗАВЕРШЁННЫМ (СОВЕРШЕННЫМ).

    К числу основных причин этого могут быть отнесены:

    • недостаточное внимание, уделяемое в руководящих документах (прежде всего, РБЖ, НБЖС), вопросам эрготехнической оптимизации принимаемых организационных, проектно-конструкторских и системно-технических решений с учетом экстремальных условий ЛА и БЖ;
    • различие принципов ОБСЭ на кораблях и судах;
    • недооценка в ряде случаев возможностей современных технологий и появление, как следствие, избыточных и гетерогенных структур, усложняющих эксплуатацию средств ОБСЭ;
    • ведомственная (корпоративная) разобщенность специалистов в области АП ОБСЭ и БЖ КС, отсутствие реальной мотивации поиска конкурентно способных ТР.
  2. Одной из актуальных проблем развития средств и систем АП ОБСЭ КС и БЖКС в целом сегодня следует считать изыскание и технологическую отработку качественно новых путей и вариантов комплексной визуализации данных, представляемых командиру, капитану судна, а также их визуальной обработки и когнитивного анализа, в том числе обеспечивающих минимизацию негативного влияния субъективных (человеческих) факторов.
  3. В этой связи считать проведение четвёртого НПС своевременным и важным вкладом в развитие информационных технологий ОБСЭ и эксплуатации объектов морской техники повышенного риска, включая подводные и надводные корабли, суда с АЭУ, танкеры, газовозы, морские платформы, рыбопромысловые суда.
  4. Рекомендовать НП «ИАП БЖКС» продолжить практику актуализации единой базы данных и знаний (БДЗ) по методам, способам и технологическим решениям АП БЖКС с возможностью партнёрского доступа к её содержанию, с обеспечением квалиметрического сравнения и ранжирования содержащейся в БДЗ информации и ТР.
  5. Считать целесообразным в разрабатываемой Партнёрством монографии «Автоматизация процессов борьбы за живучесть корабля, судна» материалы по теории и практике АП ОБСЭ КС выделить в отдельный раздел с дополнительным привлечением к его написанию и редактированию специалистов, рекомендованных участниками НПС-4.
  6. Продолжить практику проведения НПС и рекомендовать провести следующий семинар на тему «Лучшие практики АП эффективного управления системой БЖ КС». 

     

Председатель Координационного совета
Института автоматизации процессов
борьбы за живучесть корабля, судна
Борисенко К.П.